"Татьяна" Ноймайера 7 ноября

Nov 08, 2014 12:25

А ведь цифры на билете меня предупреждали - 6 ряд 66 место - что готовиться надо к худшему. И видео с репетиции тому было подтверждением. Но все равно хотелось своими глазами посмотреть, и вот итог. Со мной рядом сидел дед - "член союза писателей", как он отрекомендовался - балетоман с 40-летним стажем, с автографами Улановой, Плисецкой и т.п. в копилке, пришел ради Вишневой, поболтали в антракте - спрашиваю его "как вам?", он отвечает, что не очень нравится, а я говорю "а мне совсем не нравится", на что он - "я стеснялся грубее выразиться, думал, что я уже стар и не понимаю".Это я разговоры разговариваю на фоне моей работы над собой быть добрее и "выходить из сумрака" к людям. Вообще, балетная общественность это такой волшебный мир, едва ли не волшебнее, чем сам балет, так что пишите, если кто будет на Легенде 9 ноября (заменили всех, на кого я хотела посмотреть Александрову, Лантратова, Виноградову, будем "любоваться" Родькиным и Шипулиной с Никулиной) - познакомимся.
Подарила цветы Диане. Вообще-то, я не собиралась и несла их совсем другой прекрасной девушке, но так случилось, что принесла на день раньше назначенного (как я могла! еще с моей-то работой все четко помнить). На удивление, не сказать, что Вишневу завалил букетами. И ее могущественного поклонника не было в зале.

«Татьяна» - мое самое большое балетное разочарование. Плохо все.
Музыка Леры Ауэрбах создана словно для того, чтобы мешать жить - скрипит и скрежещет по нервам. Это надо же так самоотверженно на протяжении почти 3 часов давить из скрипки такие звуки, словно смычком режут зеркало пушкинского романа, который ярче или бледнее отражается в каждом из тех, в чью обязательную школьную программу входит «Евгений Онегин». Иллюстрировали эти чувства наблюдаемые из бельетажа музыканты в оркестровой яме, которые затыкали себе уши в паузках между своими партиями - понимаю, что скорее спасаясь от громкости, чем от собственно музыкального текста, но выглядело забавно.
Хореография Джона Ноймайера (в полном согласии с задумкой автора музыки не дать просочиться ни капле гармонии на жаждущих красоты зрителей) совершенно на эту жуткую музыку не ложится, а ведь она специально писалась для балета. Ладно «утюги», у Дуато их тоже полный магазин, так ведь в «Татьяне» никто просто не танцует. Ходят, бегают (2 раза за опущенным пологом декораций пронеслась не иначе русская тройка), катаются по столу и полу, перелезают через подоконник, сидят на стульях и на завалинке, но хореографический язык Нойрмайера для меня остался неясен - много резкости, дерганности, спешки.  Кордабалет тоже не впечатлил, ярких ролей второстепенных не было, ни неожиданная Клеопатра Татьяны Мельник, ни Анастасия Першенкова в роли мадам Лариной, которая, и ни разу, мне кажется, не подняла ногу, ни няня Лариных в исполнении Кадрии Амировой, не создали выдающихся образов.
Люди в зале постоянно сверялись с программкой, потому непонятно было что это вдруг, зачем и почему, и это нам, тем, кому в еще школе на дом задавали учить куски текста наизусть, а потом еще и обязательно сочинение «на тему» писать, благодаря чему даже самые нерадивые ученики имеют представление о сюжете романа. Пусть акценты в постановке смещены на Татьяну, пусть присутствует эклектика во временных периодах - дворянское замешано на советском, пусть солдаты на балу у Лариных, но слишком много смен действий и декораций, постоянно что-то съезжает, поворачивается, поднимается или опускается. Внезапно на сцене то одни, то другие, хореограф так волнуется, что не успеет пересказать еще один абзац,  так пытается вместить весь текст романа в действие на сцене, что в итоге жутко затягивает 1 действие калейдоскопом сценок. Второй акт смотреть легче, музыка становится чуть мелодичней, мельтешения на сцене меньше, что позволяет сосредоточиться на эмоциях главных героев.
Лохматую Диану Вишневу в роли Татьяны все время хотелось причесать, если девушка живет в мире собственных фантазий, навеянных прочитанными книгами, это еще не значит, что у нее нет времени подойти к зеркалу. Как иначе она сразу выглядела, стоило ей в одной из сцен выйти с убранными волосами, и что же - не прошло и 5 минут как она их снова украдкой распустила. Даже скреблась ехидная мыслишка, что это она отрабатывает контракт с Керастаз, старательно демонстрируя гриву до пояса.  Талант и техника у Вишневой безусловные, но то, что ей надо было станцевать, на мой взгляд, не может не вызывать разочарования. Я видела Диану впервые, не заметила отмечаемого моими друзьями самолюбования, драматически она играла вдохновенно, но, даже беря в расчет, что у каждого из нас своя Татьяна, помноженная на личные переживания, уж очень она была не похожа на девушку из романа, даже пусть чересчур экзальтированную.
Онегин Дмитрия Соболевского лысый. Этакий микс Нагиева и Кощея Бессмертного. Причем лысый парик местами отклеивался, что было заметно даже с бельетажа. Он менял костюмы с невообразимой скоростью, а вот выражение лица, увы, нет, словно на него натянули маску Фантомаса. При этом выглядел не как денди, а  как актер уездного театра - не в меру нарядно, особенно впечатлил его цветастый пиджак на голое тело, а весь пошивочный цех, видимо, так был занят его костюмами, что остальных приодеть не успел - общее ощущение, что все остальное  настрочили из мелокоцветочной дешевой хб-шки. Красное платье Ольги горело стоп-сигналом на фоне белесости общей картины с редким вкраплением ярких пятен, но выглядела она в нем купчихой, только блюдца с чаем не хватало. Ольга Сизых в роли Ольги Лариной, простите мой французский, в меру упитанная кудрявая моль. Больше даже сказать нечего.
Алексей Бабаев в роли Ленского - этот новый герой театра, напоминал Шурика из комедий Гайдая, та же клетчатая рубашка, та же радостная улыбка незадачливого советского студента на летней практике в деревне, те же записки про нравы и обычаи, только тут он музыку пишет. Потом еще и водка с селедкой, хорошо хоть не из рога для вина. Прыгает хорошо, только тяжело приземляется, и громче оркестра топает пятками даже при ходьбе. И зачем такие джинсы, в которых артист не может поднять ногу? Момент, когда Ленский падает, сраженный выстрелом, на мой взгляд, не удался, артист так заботливо выставил руки, чтобы не удариться «лицом в грязь», что смазал все ощущение от гибели своего персонажа.
Алексей Любимов в роли князя Н. единственный, кто не вызывал негативных эмоций. Сцена из сна Татьяны с медведем - лучшая в спектакле. Удовольствием было смотреть на медведя в исполнении Алексея, у него в целом получился отличный князь Н.  Хорошая идея с шубой, которая сначала шкура медведя, затем меховое пальто на плечах графа Н., и в которое кутается, спасаясь от мира своих страшных снов, Татьяна.
Спектакль не трогает никаких душевных струн, а временами откровенно скучен, хотя все очень старались. В итоге - гротеск на «наше все», по-моему, совсем не понятого Ноймайером. Ну или я не поняла последнего.

искусствоЕд

Previous post Next post
Up