Кажется, у меня появился новый любимый балет, а ведь ничего не предвещало. До сих пор хожу как блаженная вспоминаю как перья из шубы Лантратова летели. Премьерный блок в июле я пропустила с беспечным равнодушием к вечному ажиотажу с билетами (после просмотра иг по локации БТ в выходные, где в сб стартовали продажи на Щелкунчиков, запомнилась фраза «только мы можем стоять 8 часов за билетами по 12 тыс руб», отсутствие любого пармезана можно пережить, но балет - наше все). Да и в этот раз билетами заранее не озаботилась, и пошла только потому что очень удачно купила - на Новую сцену (а не на стадион на Исторической), аж в 3 ряд и за 2 дня спектакля, когда составы уже были известны, сидя в офисе перед компьютером. «Тайная схема» продаж у БТ работает как часы J Скажу я вам, эта близость к сцене сыграла немалую роль в моем общем восхищении. Просто в этом балете нет массовых кордабалетных сцен, рисунок которых лучше просматривается, если сидишь подальше, зато мимики столько, и превосходно сыграной (!), что наслаждаться этим с бельетажа было бы преступлением. В общем, решила я, что на самом деле дальше 5 ряда это уже галерка. Новая сцена - любимая, сдержанная, не бьющая по глазам золотом, с мягкими креслами - рай.
Когда-то мне казалось, что меня-то уж точно не постигнет участь поклонницы с плакатами на стенах комнаты и открытками с автографами любимого артиста под подушкой. Ни Андрей Губин, ни остальные Иванушки не смогли пленить моего неопытного сердца в благодатный для подобных увлечений период юности. Но не зарекайся, и вот, увы, я среди тех, кого прежде насмешливо презирала. Под подушкой у меня телефон, а в телефоне инстаграм, а в инстаграме подписка на страницы театров, балерин, режиссеров и актеров. Инстаграм и прочие фейсбуки поначалу были исключительно этакими «свет мой зеркальце скажи, кто на свете все милее..?», и сидишь, ждешь ответа, считаешь лайки. Во время ожидания листаешь ленту - сплошной зефир, все красивые, и самая страшная беда в жизни, что сегодня еще не пятница - но это быстро наскучило. Когда же в моей ленте появились подписки тех, кто раньше был огражден от меня кулисами, и более того, когда так легко начать диалог, просто оставив комментарий, то это сломало мой шаблон. В фб у меня в основном подписки на официальные страницы театров (также часто можно сделать подписку на эл.почту) - все новости, от страта продаж билетов на следующий месяц и отмен спектаклей до рецензий всегда в самом свежем виде. В инстаграме - артисты, Холберг раньше всего сообщил о своей плановой операции на ноге именно через иг, Васильев с завидной регулярностью признается в любви Марии Виноградовой, у Осиповой сугубо театральный иг, ни капельки личной жизни, Сарафанов неплохо фотографирует в свободное от основной работы время и веселит подписями под фото. С последним вообще была забавная ситуация - сфотографировавшись с ним у служебного входа после спектакля (тоже случилось со мной впервые в жизни), мы с подружкой моментально выложили фото в иг себе «на радость, другим на зависть» и собрали урожай комментариев: «жизнь удалась!вы его за попу ущипнули?», «почему вы его не приобняли», «где поймали?», «он выше тебя?»…. А Леонид по всей видимости, просмотрмвая отметки, прочитал эту вакханалию комментов и ответил: «нет, я был на полупальцах». Ну не зайка?) Так что современные технологии убыстряют, упрощают, удешевляют и удовольствие доставляют. Особенно приятно, когда совсем рядом, по ту сторону фотографии, тоже человек, а не параход. Потому что Рената Литвинова, например, хоть и постит часто (и визуально бесспорно красиво), но никогда не отвечает на комментарии. А вот человек, который ведет иг Большого театра, мониторит фото по геотегу и лайкает и комментрует. Мне было приятно.
Единственное, все эти сначала попытки сделать фото получше, потом мучительный выбор фильтра, затем раздумья над текстом часто занимают большую часть времени в антракте. Вокруг такие же одержимые также или фотографируются на телефон, или фотографируют все, что попадется под руку - люстры, лестницы, кофе в буфете, программку, занавес, билеты - словом перемолвится не с кем. А я люблю поболтать. Вот в этот раз в очереди в буфет выяснилось, что воображение дамы рядом, не читавшей не только Шекспира (это простительно), но и либретто, подсказало весьма пикантную трактовку ролей, и вместо отца, желающего выдать замуж двух дочек, у нее получился любовный треугольник с обманутым мужем.
На самом деле отец двух дочерей хочет выдать обеих замуж, но по правилам того времени, сначала должна выйти замуж старшая - Катарина, на руку которой претендентов не находится по причине ее строптивости, а младшая же -Бьянка, наоборот, окружена желающими, но в очереди по старшинству вторая.
Екатерина Крысанова очень точно попала в мое видение образа Катарины - выражение ее лица, особенно в 1 действии, было статичным, говорило тело. Такую девушку - сдержанную внешне, но с бурей страстей внутри, действительно сложно полюбить. Мне показалось, ей и самой принять и полюбить себя сложно, отсюда желание «ужалить» сестру, и дать по носу поклонникам, раз я плохая так и буду вести себя плохо. Ее резкость не от желания сделать больно, а от усталости объяснять для нее очевидное. Катарина Крысановой получилась не пустой и истеричной красавицей, а правдолюбивой, смелой и верной себе. Даже преображение ее во 2 действии, после в битвах двух сильных личностей найденного взаимопонимания, это только новая теплая краска к ее прежнему образу. Любовь великая сила, но никакого превращения «из лягушки в царевну» с Катариной не произошло, просто резкие штрихи смягчились, но суть осталась прежней. Это очень заметно в сцене свадьбы, где они с Петруччио как и прежде задирают друг друга, но выглядит это совсем иначе, чем в сцене знакомства.
От Петруччио Лантратова невозможно оторвать глаз. Несколько раз ловила себя на мысли, что наблюдаю не за ходом действия, а за ним, просто подпирающим боковую рамку сцены. Такое злодейское обаяние, столько демонического во взгляде, все это приправлено бешеной энергетикой и полной самоотдачей. Он страшно «вампирил», тянул и концентрировал всю энергию спектакля в себе. Не знаю, кто бы смог перед ним устоять, точно не я. Даже представить не могла этого «застенчивого Люсьена» в такой роли, а теперь никого другого представить не могу. Не было никакой возможности обращать внимание «на стопы», сидела в оцепенении, но пару замечательных поддержек не заметить было невозможно - на одной руке и за шею. Главное па де де (в доме Петруччио) настолько откровенное, физически страстное, так правдиво и так безумно красиво, что из него можно делать отдельный номер, мне кажется. Чувствуешь пульс и дыхание аристов как свое, и переполняет радость. В спектакле в целом танцуют много секса, но не пошлости.
Сташкевич много кричали «бравО», не то чтобы зря, но и не скажу, что ее Бьянка чем-то поразила. Образ миловидного младшего ребенка, который привык все в жизни получать лишь за одну улыбку. Улыбка пресимпатичная, но на фоне артистизма Люченцио Семена Чудина терялась. В целом роль получилась пресноватой, на одной ноте, никакого развития. Чудин очень выделялся. Пластика и мимика - все на 5 баллов. Смотреть на него было одно удовольствие. Еще блестяще была сыграна Анной Тихомировой роль Экономки. Ей удавалось держать внимание зала даже в моменты массовых сцен. Последние двое, на мой взгляд, кандидаты в номинанты Золотой маски за роли второго плана. А еще Георгий Гусев как будто родился пажом сумасбродного господина - в меру плут, в меру предан, весел и склонен к авантюрам.
Спектакль удивительно красивый, даже сказала бы стильный. Графичный, лаконичный задник сцены, неперегруженные деталями, прекрасные в чистоте красок костюмы. Музыка Шостаковича звучит еще ярче от того как точно на нее ложится хореографический текст.
Мне этот спектакль совсем не показался «простеньким», драмы здесь достаточно, просто в несчастье одиночества не всякий рыдает и заламывает руки, кто-то саркастично острит и пытается смеяться в лицо жизни. Я главных героев увидела именно такими.