В Зеббудж на острове Гозо я приехал рано - часа в четыре. В интернетах мне сообщили, что процессия начнется в пять, но полицейский, лениво прогуливающийся по площади, сказал, что только около шести. Мне пришлось погулять, съесть в маленькой закусочной пиццу с картошкой. Это местный рецепт - кусочки сырой картошки покрывают слоем сыра и запекают. Зеббудж - довольно старая деревня, даже по меркам Мальты.
Кроме полицейского и хозяйки закусочной - никого. То есть, буквально. Я тут же вспомнил фильм "Американец" с Клуни, где он вот так же попадает в деревню, где все за ним наблюдают из-за створок. А что там, за окошками - никто не знает. Чем занимаются в своих домах эти мирные (на вид) гозитанцы?
Полицейский участок. Обратите внимание, что флаг приспущен. Это потому что Великий Пост. Мальтийских блоггеров, надо полагать, не возмущает клерикализация общества и проникновение Церкви во все сферы светского общества.
Я прошелся по окрестностям. Вот классический мальтийский пейзаж - каменная изгородь, заросль местных кактусов, зеленые поля, на горе, обязательно - обнесенный неприступными крепостными стенами городок. Ну или замок какой-нибудь. Или в крайнем случае - сторожевая башня (в данном случае - маяк). И, конечно, море.
Я немного поснимал цветочки.
Улитку.
И ящерицу, притаившуюся между камней.
Увидев, что ее снимают, ящерица решила попозировать - когда еще в следующий раз такое случится? И осторожно вылезла из укрытия.
Я вернулся на площадь. Потихоньку подтягивался народ.
Некоторые судачили о том, о сем.
Все ждали.
Кстати, даже в этой деревне очень заметно то, что Мальта долго, очень долго, была колонией Великобритании. Почтовый ящик вы уже видели, а это телефонная будка.
А потом закончилась служба, и из церкви вышли зеббуджианцы. Они, оказывается, не следили из-за оконных створок за чужаком, а мирно присутствовали на великопятничной мессе. Небо на Мальте совершенно сумасшедшее.
Кстати, церковь воздвигли в 1736 году. Постепенно площадь наполнилась людьми. Например, такими, которым ничего человеческое не чуждо. Несмотря на Великий Пост.
Полицейские ненавязчиво следили за порядком - мало ли, что задумали эти туристы.
Появился очень симпатичный оркестр.
И римские солдаты.
Все ждали, ждали.
Девочки носились вокруг.
Вот как выглядят "Небесные врата". Оттуда то и дело выбегают девочки, одетые в красное.
Появился священник. Пока в обычной рясе.
Он придирчиво всех оглядел, и пошел переодеваться.
Полицейский объясняет водителю автобуса, как объехать деревню. Водители на Гозо очень дисциплинированные - они вообще в этот день больше в Зеббудже не появились, из-за чего мне пришлось топать по ночной дороге чуть ли не до самой Виктории (столицы Гозо), чтобы уже оттуда добираться до парома на Мальту. Успел на последний.
Через некоторое время оркестр заиграл. Похоронный марш Шопена.
Появились римские солдаты, а из дверей церкви неожиданно (для меня, во всяком случае), вынесли вот такую скульптурную композицию. Большую очень. Я даже сначала подумал, что это живые скульптуры.
Все было очень хорошо организовано - кто-то читал стихи на непонятном мальтийском языке, а процессия как бы их иллюстрировала. Вот пошли ветхозаветные патриархи.
Участвовали даже совсем маленькие дети.
Потом появились персонажи более поздней библейской истории. Девочка Давид отчаянно кокетничала.
Во время чтения стихов, когда процессия останавливалась, дети находили, чем заняться. Мальчики играли в телефон.
Девочки Исаак и Авраам болтали о том о сем.
Или просто скучали.
Затем, снова пошел Новый Завет. Видимо, иллюстрации шли не в хронологическом порядке, а после Тайной Вечери был экскурс в историю Ветхого Завета.
Сам Пилат, кстати, оказался довольно скромным молодым человеком.
Это его переносной прибор для умывания рук.
Что меня поразило - все были предельно серьезны. Никаких смешков. Люди долго готовились, и искренне хотели, чтобы все прошло торжественно и величественно.
Они действительно думают о высоком. Христианство - это не опция, не добавка к их жизни. Это сама их жизнь.
Каиафа, насколько я понял.
А это - царь Ирод.
Римских солдат оказалось очень много. Вслед за ними шли плачущие куклуксклановцы.
Я, конечно, пошутил. Они не плакали.
А несли кресты.
Крестоносцев было очень много.
За ними двигались люди в таких же балахонах, но с толстенными цепями на ногах. Цепи - настоящие, я видел, как их выгружали из грузовика.
Стоял ужасающий грохот и лязг, заглушавший даже духовой оркестр.
Римские солдаты приобрели траурный вид.
Люди стали более сосредоточенными, это чувствовалось. Приближалась кульминация.
Наконец, появился Христос. Очень реалистичный.
Вслед за священниками, вынесли гроб.
Это - жены-мироносицы.
Девочка с курицей шла одна, я не понял, кого она изображает.
Евангельская история неуклонно двигалась к своему финалу.
Это главный священник.
Понимаю, чтО именно больше всего интересует пытливого жыжыста. У главного священника палец был унизан золотым перстнем к крупным камнем. Надеюсь, я удовлетворил интерес креативной и наиболее продвинутой части общества.
Между тем, смеркалось. На церкви зажглись огоньки.
На юге сумерки наступают очень быстро. Только что светило солнце, а через полчаса уже непроглядная тьма.
В перерывах между движением, люди отдыхали.
А потом, в сгущающихся сумерках, все ушли по извилистым улочкам старинной деревни Зеббудж. Завтра Пасха.
Ну а я двинулся домой. У меня завтра самолет.