Регулярно натыкаюсь на запросы типа "дайте список всех пяток", от которого немедленно впадаю в ступор.
Дело даже не в том, что на русском языке мы не то чтобы уже договорились до общеустаканившихся названий. (Или на английском, коли уж на то пошло.)
Дело, скорей, в том, что лично мне все равно, как называется пятка. Я просто вижу, из каких частей она состоит и, соответственно, какие из них и каким образом можно модифицировать для решения конкретно моей дизайнерской задачи. И если при этом получается пятка, у которой названия еще нет, -- и что? Детский анекдот про слово на букву Ж все ведь знаем.
И наоборот, я не считаю, что если пятка связана в другом направлении или с применением другого варианта использованной техники и т.п., -- то это получается новая пятка. Но просто кто-то чуть лучше (ну или сильно лучше) умеет пиариться.
(Например, пятка Джердины Крауфорд-Стронг была опубликована в 2003 году. А пятка Fleegle -- в 2006. А все части и технические моменты пятки Fish Lips Kiss, которая по сути своей пятка-бумеранг, были известны за как минимум несколько лет до нее. До одного из них (ключевого) я самолично дошла в этом самом жжурнальчике.)
Так вот! На мой взгляд, пятки делятся в первую очередь на пятки с клиньями и пятки без клиньев. Пятки с клиньями могут быть со стенкой с последующим подниманием петель вдоль нее или с интегрированными клиньями -- либо в паголенок, либо в стопу, -- такого поднимания не требующими. Пятки без клиньев бывают либо бумерангом, либо опять-таки с задней стенкой и подниманием петель, просто в последнем случае число петель на выходе из пятки равно числу на входе (как и у бумеранга). В принципе, если сильно придираться, можно и бумеранг считать пяткой с задней стенкой -- просто трапециевидной, а не прямоугольной. Ну и, наконец, есть еще необдуманные пятки, которые можно связать из секторов, а не из трапеций, но по сути форма остается теми же песочными часами.
И да, и бумеранг, и необдуманные пятки тоже могут быть с клиньями или даже с задней стенкой и клиньями. (В случае вязания носков от мыска последнее требует изрядного планирования, как, впрочем, и всегда при вязании от мыска. Имхо. То есть, я хочу сказать, что необдуманная пятка с задней стенкой и клиньями от мыска нифига не необдуманная.)
А еще у всех пяток есть та волшебная половинка, тот рычаг, который переворачивает Землю. Давеча в инстаграме просила -- не назвать, но хотя бы опознать =)
Сегодня про них.
Первым пунктом, конечно, должна бы идти прямая пятка, но чот не сложилось Ж))
Ширина прямой пятки может варьировался от 1/3 до 1/2 петель задней стенки. (Я здесь и далее буду считать всех фотографиями нижних стенок в носках от манжеты, но их, понятно, можно с тем же успехом вязать не только как нижние стенки в носках от мыска, заменяя убавления прибавлениями и наоборот, но и как задние стенки в любых носках.)
Косая пятка:
Популярна на Западе так же, как у нас популярна прямая. Т.к. на выходе получается большее количество петель при той же начальной ширине задней стенки, которое выливается в более длинные клинья, могу только предположить, что у нас пятки, которые на ногах, поуже и подъем стопы в целом ниже.
Число петель в основании косой пятки обычно варьируется от 2-3 до 6-7. Чем больше петель, тем более кругленькая пятка получится, но и тем короче она будет.
Моя самая любимая из всех пятка-подкова:
Точней, тот ее вариант, который начинается как косая пятка, а по достижении необходимой ширины продолжается на оставшихся петлях как прямая. Очень удобно, если у вас в задней стенке многовато петель (например, она узорчатая, со жгутами), а длинные клинья в планы не входят.
Сравниваем косую и подкову:
В данном случае я как раз начала подкову с большего числа петель, чтобы раньше выйти на требуемую ширину.
Вторая половина пятки-бумеранга:
Как видим, самая маленькая из всех.
Внезапно непредусмотренный бонус -- половина "померанга" из двух более пологих трапеций:
Если вам кажется, что она попухлей бумеранга, то вам не кажется.
Нижняя, и иногда задняя стенка из носкульптур Кэт Борди:
-- начинается как бумеранг, по достижении необходимой ширины продолжается как прямая, то есть в этом плане аналогична подкове.
Но т.к. бумеранг достигает нужной ширины быстрее всех, на прямую часть по сравнению с подковой на основе косой пятки остается гораздо больше петель:
(Сравнительной фотки с двумя подковами у меня штото не завалялось, извините.)
А теперь переходим к интересностям 8)
Хорошая Громкая пятка от
horoshogromko:
Оля придумала вставить клин в, так сказать, вторую половину пятки-бумеранг. (В первую тоже можно. Но только если после этого вы продолжите ее вязать не сразу на всех петлях, а сперва как бумеранг побольше безо всякого клина, а уж потом отдельно клинья, потому что куда-то же эти лишние петли надо будет день, то у вас получится не Хорошая Громкая пятка, а... эээ... тихая зуикоделическая Ж)) Шта пятку-то я придумала, а названием не озаботилась.)
На самом деле это, конечно, не совсем бумеранг в том смысле, что не совсем песочные часы, потому что для песочных часов петли пятки делятся на три части и частичное вязание продолжается до исчерпания крайних петель, а в Хорошей Громкой пятке в частичное вязание вовлечены все ее петли -- кроме вставленного клина.
Если сравнить Хорошую Громкую пятку с косой (извините, у меня тут почему-то косая подкова, но сути это не меняет):
-- видим, что на самом деле Олина гениальность в том, что она разделила два процесса -- расширение пятки и сокращение общего числа ее петель: теперь расширение происходит только по внешнему краю посредством частичного вязания, а убавления сгруппированы в середине.
И теперь Хороший Громкий клин можно разбить на два треугольника и отзеркалить:
Может показаться, что у меня тут нет треугольников вообще, но поверьте, есть Ж)) Убавления можно поставить рядом или на расстоянии (вплоть до ширины оригинального треугольного клина), по моей классификации это не превращается в новую пятку.
Такой "вывернутый" клин позволяет начинать частичное вязание раньше, если вам нужна большая длина нижней стенки (или высота задней). В то же время, от избытка длины/высоты можно избавиться использованием узора, сжимающегося по вертикали.
И, наконец, новейшая известная мне вариация, придуманная
@knittedwithluba, которой не хотелось вывязывать петли вдоль подковы в носке от мыска:
-- у меня тут в обратном направлении, т.е. сначала бумеранг до достижения нужной ширины, а потом с убавлениями, сбитыми в угол бассейна, а не размазанными по всей длине или высоте Хорошей Громкой пятки. (Люба вязала от мыска, поэтому у нее сначала был бумеранг с прибавлениями для имитации прямой части подковы, а потом обычный.)
Ну или если зайти с другой стороны, то Любина подкова получается из Кэт Бординой опять-таки перемещением убавлений от контура пятки к ее середине:
(Но можно, кстати, и треугольником.)
Все варианты Хороших Громких пяток:
P.S. "Тихую зуикоделическую" пятку можно посмотреть тут:
https://www.ravelry.com/projects/skeincharmer/nialia