Сейчас просматриваются элементы лунной прогшраммы РФ и главное разочарование - это сроки. Все отодвигатеся на 15-20 лет как в притче про осла и Ходжу Нассреддина. Главная причина - отсутствие носителей достаточной грузоподъемности. Достаточной для доставки большого числа оборудования и пилотируемых кораблей на поверхность Луны (и возвращения обратно в пилотируемых случаях). А такой носитель может появиться как раз через 15 лет, потому и отложено все. На самом деле существуют еще пара способов решать ту же самую задачу без использования сверхтяжелых ракет. Одним из таких способов, активно пиарящихся сейчас является проект Луна-7. Но и это не единственный способ. Рассмотрим немного подробнее преимущества и недостатки таких способов.
1. Сверхтяж.
Главное его преимущество - это то, что за один раз можно вывести всю необходимую нагрузку и этим избежать сложные операции стыковки, сцепления, перестыковки и прочее. Это делает полет быстрее и проще.
Недостатки такой схемы следующие. Во-первых, такой ракеты сейчас нет, а будет она только через 15 лет и то может быть. Во-вторых, использоваться эта ракета будет редко, серийности добиться будет сложно. Значит стоимость килограмма груза на ней вряд ли будет ниже, а возможно и выше, чем на существующих ракетах. При этом надежность из-за отсутствия серийности явно будет страдать.
Тут надо отметить, что все эти недостатки проявятся только при условии отсутствия серийности. А серийность задается космическими задачами. Если сейчас все задачи по грузоподъемности ограничиваются МКС, для которой хватает Протонов, то сверхтяжу делать действительно нечего. Если же задачи к тому времени сменятся в сторону более дальних целей (Луны, точек Лагранжа, Марса), то новая ракета будет использоваться в тех же, либо не на много меньших объемах, что и Пртоно сейчас.
Т.е. сбрасывать со счетов сверхтяж не стоит. Но и складывать все яица в одну корзину видимо тоже было бы не разумно, поэтому смотрим на другие варианты.
2. Многопуск.
Заключается в том, что экспедиционный комплекс выводится на орбиту частями, там (на орбите Земли и/или частично Луны) он собирается, что позволяет выполнить поставленную задачу. Например, первыми двумя пусказми запускается лунный модуль и разгонник к нему для доставки на Луну. Второй парой пусков запускается пилотируемый корабль и разгонник для него. Рандеву корабля и лунного модуля происходит на орбите Луны.
Как видите, схема довольно сложная. Отсюда ее низкая надежность. Авария в одном пуске может сорвать всю экспедицию. С другой стороны, запуск осуществляется серийной ракетой (Протон, Ангара-А5), значит надежность относительно высокая, стоимость пусков минимальная.
3. Золотая середина.
Возможен компромиссный вариант: выполнить запуск однопуском Ангарой-А5, но с предварительной подготовкой. Запускаем на орбиту Земли крупную и универсальную заправочную станцию. С помощью серийного корабля-танкера заполняем ее топливом, скажем на 1000 тонн. В дальнейшем это топливо может использоваться хоть для полетов на Марс, хоть для доставки тяжелых спутников на геостационарную орбиту. Далее, выводим на орбиту экспедиционный комплекс в сборе, но с пустыми баками (топлива только на стыковку с заправочной станцией), либо без баков вообще (баки используем те, в которых топливо доставлялось на станцию. Поскольку большая часть массы экспедиционного комплекса - именно топливо, то без топлива его вполне можно уместить в 25 тонн Ангары. Далее, стыковка с заправочной станцией по 6-часовой схеме, заправка и прочая подготовка, скажем, еще 6 часов, затем старт к Луне.
Преимущества схемы очевидны. Во-первых, минимум стыковок. Во-вторых, используется существующая техника, либо техника, которую изготовить довольно несложно. Например, танкеры - это просто серийный разгонный блок с самым дешевым баком. Баки заправочной станции вообще можно сделать надувными либо вообще хранить топливо в тех же баках, в которых они были выведены, прицепляя их к станции в виде виноградин на лозе. В третьих, используется все та же серийная А5 как для доставки топлива, так и для вывода комплекса. Значит стоимость будет минимальна, а надежность достаточно высока. Потеря же ракеты с топливом при аварии будет иметь минимум негативных последствий. Ну и в-четвертых, схема универсальная. С ее помощью можно выводить и 20-тонные спутники на геостационарную орбиту, и экспедицию в точки Лагранжа, и даже частично применять для полета на Марс (сборка все равно потребуется на орбите, но топливо можно доставлять отдельно танкерами).
Poll Как добраться до Луны?