Бизнес по-русски

Mar 12, 2020 13:59



Представьте себе деревню, в которой нет мыла. Не завозят. А в вас есть предпринимательская жилка - вы занимаете по знакомым, едете на ГАЗели в город, покупаете мыло оптом, привозите и продаёте втрое дороже, поскольку спрос - бешеный. «На эти три процента» и живёте - в следующий раз едете в город уже на фуре и продаёте ещё и в соседних деревнях (и называете это «строить региональную сеть»). Вы - успешный предприниматель. Нужны ли вам стратегия развития, маркетинговые исследования или WMS-система? Нет, потому что у вас и без них всё купят. Так начинался российский бизнес начала 90-х.

Потом у вас появляется конкурент, который магическим образом начинает продавать то же мыло дешевле, чем вы покупаете. Разумного объяснения этому нет, но искать разумное объяснение повадкам российских бизнесменов - угроза для рассудка. Однако ваши «три процента» под вопросом, и вы нервничаете. Ваши продавцы стонут, что не могут ничего продавать в таких условиях, и вы их увольняете, потому что бизнес - не место для слабаков. Нанимаете новых и тоже увольняете. А потом вместе с мылом завозите гель для душа, так как нефть выросла, а с ней пенсии и зарплаты, и вашим односельчанам хочется пахнуть не только дёгтем, но и фиалками. Средняя маржа «на круг» немного подрастает, жить можно, хотя уже и не на те условные «три процента», а на два. Стратегия развития, маркетинг, CRM и HR вам по-прежнему не нужны. Вы всё равно успешный предприниматель. Банки гурьбой бегают за вами, чтобы дать денег почти даром, и вы их берёте. На них открываете 20 филиалов и офис на Красной площади, и объявляете себя «федеральной компанией». Руководить ею вы ставите своего бухгалтера, потому что самому лень. Это менеджмент начала 2000-х.

Нефть растёт, и вы строите магазин. Потом второй. Половина товара лежит на полках полгода, прежде чем его купят, ещё четверть пылится там с открытия. Но маржа от последней четверти такая, что покрывает все эти проблемы, и вас это не тревожит. Точнее, вы об этом не знаете, потому что весь учёт ТМЦ ваш пожилой бухгалтер ведёт в 1С доисторической версии, а там всё котловым методом - выручка, себестоимость, прибыль. Для вас главное - прибыль, потому что это ваш новый автомобиль и оплата сыну учёбы в Лондоне.

Но тут от друзей (деловую прессу вы не читаете из принципа) вы узнаёте страшное - в вашу деревню хотят зайти «федералы». Или даже «транснационалы». У которых маркетинг, CRM, HR и - что самое ужасное - низкие цены. Перспектива жить на один процент вас пугает, и вы идёте к «губеру», которому ещё в школе драли уши, и за бутылкой поддельного коньяку обсуждаете «меры по защите местных предпринимателей и налогоплательщиков от варягов». На присмотренном «федералами» участке внезапно обнаруживается древнее капище (потом вы построите там третий магазин), на другой участок три года не удаётся подать свет, на третий - газ и т.д. Эту атаку удаётся отбить, но плохие новости приходят от главбуха - её вызвали в налоговую и недвусмысленно намекнули, что налоги всё же придется платить. Хотя бы какие-нибудь. Два процента превращаются в полтора, но с этим уже ничего не поделать. По просьбе «губера» и из дальновидности вы вступаете в «Единую Россию» и под камерами жертвуете на новый храм. Это - менеджмент конца 2000-х.

В конце концов «федералы» подключают усиленные ресурсы, «губеру» звонят «сверху» и они всё же открываются. Но поскольку нефть растёт, и ваш бизнес уже большой, то и один процент оказывается неплохими деньгами. Маркетинга, системы управления запасами или стратегии у вас по-прежнему нет, но вы всё ещё успешный предприниматель. Вы подумываете о том, чтобы перестать пить коньяк с «губером» и вообще отойти от «оперативного управления» и перебраться к сыну в Лондон.

Но тут случается ужасное. Во-первых, падает цена на нефть. Во-вторых, банки внезапно становятся крайне нелюбезными и начинают клещами драть из вас свои деньги. В-третьих, вы выясняете, что из 20 филиалов 19 вам уже не принадлежат, а 20-й сгорел. А в-четвертых, ваш бизнес внезапно становится интересен сыну начальника местного РУВД. В ваш магазин среди бела дня заявляется съёмочная группа и выясняет у насмерть перепуганной администраторши, что наценка на сливочное масло аж сорок процентов. Сюжет выходит на местном ТВ, где «сорок процентов» склеивают с лицом плачущей во весь экран крупными слезами пенсионерки. Телевизионщики снимают ваш стоящий за высоким забором дом, построенный ещё в эпоху «трёх процентов». И если ещё недавно о вас писали как о местном Сэме Уолтоне, то тут вы внезапно предстаёте людоедом, пьющим кровь трудового народа. В ваш офис приходят РУВД, ФСБ, ФСО, санэпидемстанция, Роспотребнадзор, МЧС, трудовая инспекция, налоговая и служба по контролю за наркотиками. Все они что-то находят и уносят серверы, отчётность и «чёрную» кассу. Вы бежите в суд, но там на вас смотрят как на тяжелобольного. Суды вы проигрываете, попутно узнав о себе в зале суда много нехорошего. Потом вас приглашают «на беседу», в ходе которой ласково объясняют, что «даже вопрос так не стоит - отдать или не отдать», и предлагают честно продать ваш бизнес «хорошим людям» по цене подержанного автомобиля. Вы рыпаетесь, пьёте в одиночку, снимаете ролики для YouTube и грязно ругаете власть. Пишете обращение к Путину, которое никто не читает. «Губер» вам помочь уже не может, так как снят в связи «с утратой доверия». Вас снова вызывают и говорят, что если вы не прекратите борзеть, то есть бесплатная опция посидеть годик-другой в тюрьме. Был бы человек, а статья найдется. В итоге вы всё же отдаёте бизнес - вместе с одним процентом и бухгалтером, но без стратегии, маркетинга и HR, так как вы их так и не завели. Вы читаете Дмитрия Потапенко, наливаетесь ненавистью к окружающим и думаете, как жить дальше.

Отношения бизнеса и власти недавно назвали «диалогом мясника с коровой» (что дашь сегодня: молоко или мясо?). Не оспаривая правоту этого утверждения, рискну всё же добавить, что корова стала жертвой не только из-за кровожадности власти, но и из-за собственного нежелания развиваться, решая рыночные задачи нерыночными методами, в том числе при помощи той же власти. Какой бы дикой не выглядела порой власть, бизнес в России всё ещё также дик, и в лучшем случае только становится на путь цивилизации. Вероятно, он станет рано или поздно цивилизованным - если его, разумеется, не прирежут к тому времени окончательно…

P.S. Автор: Святослав Бирюлин (www.sapcons.ru)




предприниматель, бизнес, предпринимательство, Россия, бизнес по-русски, экономика, предпринимательская способность, цитата

Previous post Next post
Up