Продолжение.
Часть I:
http://zphantom1177.livejournal.com/83270.htmlЧасть II:
http://zphantom1177.livejournal.com/83520.html .. И все-таки это был лес. Иначе мы его и не называли. Правда, без грибов, но много лопухов. В них нам, детворе удобно прятаться от дождя. Лес без орехов, но много крапивы. Без зверья, но много майских жуков. Если потрусить дерево, то сыплется на землю дождь из хрущей.
В Черкассах не цветут разве что дрова.Коренные черкасщане называли этот «лес» рощей. Смех и грех. "Роща".
Конечно, отцы знали, а мы - дети нет, куда мы передислоцировались и прибыли, в конце концов. В той лесной суете по первичному обустройству детей на койки, не сразу и узнали, лишь через несколько дней - это город. Это потом он станет родным, а сразу, тогда…..
Наше поколение не лыком шито. C дошкольных лет мы знали, что самое главное в танке.
Воспитание пионерское. Это значит, что на призыв: Будь готов, - отвечать - всегда готов! Именно так, и не иначе. Честно признаюсь, не понимал, к чему нужно было быть готовым и почему всегда, а не тогда когда надо. Но не быть пионером мог только разве придурок, какой, а такое обидно и задразнят пацаны. Организация копировала устройство, частично, комсомола, частично армии. Отряды, звенья, как роты и отделения в армии, только потешные. Приказа, рапорты, доклады. Во многом, школьная форма повторяла армейскую (фуражка, ремень, подворотничок на гимнастерке) И это было даже интересно. Именно так жили и наши родители. Мы же все видели. В дальнейшей жизни этот опыт очень помогал.
……..
Весна выдалась дождливой, у палаток размывало небольшой бруствер, сооруженный по периметру из дёрна. Детям невозможно было встать по утрам с постели, не окунув ноги по щиколотку в холодную воду. Скорее - в лес, который начинался сразу при выходе из палатки! Детвора не испытывала особых проблем, все проблемы ложилось бременем на родителей. А нам доставалась их любовь и ласка.
Всё набралось влагой за несколько дождливых недель. Но неприятности ощущали только от крыс.
Для нас - детворы главное было вовсе в другом. Оказавшись на улице после поезда, не было предела в выдумывании различных игр. Войны, прятки и все сопутствующее. Мы начинали игры с игры №1, игры "В Покровку". Ворошиловские играли «в Ворошилов» и мы с ними воевали рукопашным боем мечами и щитами, как в Барановском на учениях наши отцы. Роль Суйфуна нам выполнил Днепр, а Сенькиной Шапки - железнодорожная насыпь, находящаяся от городка в пару сотне метров.
Днепр мы застали без Кременчугского водохранилища, с нормальным руслом, приличным течением и довольно чистой водой. На спор его преодолевали вплавь. Мой старший брат, хороший пловец, преодолевал реку регулярно. Течение было сильное и поэтому и сносило его сильно, на несколько сотен метров вниз.
Сам же я плавал с надувной наволочкой, держа ее снизу за хвост. Мама говорила в таких случаях:
-голь на выдумки хитра.
Местные хлопцы имели камеры от грузовиков - недосягаемая мечта для нас
В черкасские школы №3, 4, и 17 пришло наше добротное пополнение.
Уже к тому времени, второй класс прибыл почти в полном покровском составе вместе с первой учительницей, Любовью Марковной Поликариной (муж ее был офицером нашего полка) и здесь вела наш класс. Этот фактор сразу же воссоздал покровский микроклимат (еще и ученики почти все те же). Та, первая покровская школа хоть и была сельской, но ее преподавательский состав преимущественно представлял собой жен офицеров. А это гарантировало качество преподавания, т.к. жены офицеров в своем большинстве работали в военных гарнизонах, где требования к выполнению всех видов работ было высоким. Уж не говоря о дисциплине и культуре вообще.
Наша детская дружба, благодаря всем этим факторам, продолжается и по сей день. И, видимо, игра продолжается.
Планы школ по сбору металлолома мы перевыполняли танковыми траками и другими военными запчастями. Мы их добывали в охраняемой территории. Для этой цели имели заранее подготовленные лазы под колючей проволокой и знали когда стоят добрые часовые на постах. Бывало, приносили и мины от 50-мм ротного миномета.
Школа №3 представляла собой длинный одноэтажный барак (на месте нынешнего дома связи) с печным отоплением. Здание не лучше сельского.
Не хочется говорить об уроках. Нудно-буднично проходят занятия. Нам играть хочется. Игрушки имели отношение к военному ремеслу. Частично себе изготавливали самые разнообразные предметы из гильз, противогазов, предметов химзащиты. Гильза для блесен - изумительный материал. Грузила для рыбалки выплавляли из пуль, которых было вокруг целые горы. Резину для рогаток вырезали из противогазов.
Окунуть городок в дым завесу - бросить дымовую шашку, которую принесет Хундя (В.Холодовский), сын начхима полка - милое дело. Иногда ветер подводил и на городок не шло, зато в лесу партизанить можно было, в самый раз
Бросить химический патрон от начхима в нужник сортира, представлявшего собой строение из досок - горбылей, от чего говно начинало бродить и выходить из краев. Духан шел далеко за пределы городка.
Спартанские сражения со щитами и мечами между покровскими и ворошиловскими чего стоили. Бои велись только до первой крови, - если у кого, как говорили, пошла юшка, то шли по домам. Изготовление такого (мечи и щиты) оружия было повсеместным. Некоторые были прямо - таки сделаны профессионально и пользоваться их мечами было за честь. Они были даже с резными ручками, окрашены и имели ножны..
Родилась сама по себе, например, такая игра. В учебном классе части имелся макет полигона в масштабе 1:50 на огромном столе. Всё разукрашено в натуральные цвета. Полная имитация натуры. Повторяется рельеф местности, деревья, здания, железная дорога и всё, что полагается. Имелись и танки. Проводились тактические занятия с личным составом. Это был так здорово и заманчиво, но руками трогать нам не позволяли. Раз нельзя, значит - нужно. Значит нужно сделать самим. Все было скопировано и усовершенствовано изготовлением «личного состава» из пластилина. Так взрослая игра перешла к детям. Повлияло оное и на преемственность поколений. получились сперва наши игры военные. Потом и мальчики. А пока мы лепили солдатиков из пластилина.
Отсюда же и главное занятие на стройке у мальчишек - игра в танки. Игрушечный танк сооружался из обычного кирпича, жмени песка и гвоздя 100мм. Размер гвоздя определял калибр снаряда. Куча песка и вокруг нее - полигон, танкодром, штабы, казармы, дороги. Всё это строилось. Танковые марши и сражения, хоть и кирпично-танковые, но - настоящие, со сносом башен. Командиры - как бы настоящие боевые, справедливые. Войны - честные, справедливые (как нас учили в школе и в кино). Но это делала малая ребетня.
Не мудрено, что получились в результате игр, военными: братья Пивненко И. и C., Рыжих Ю., Холодовский В., Кузнецов В., братья Скоковы Ю. и С., Галковский В., Прохоров А., Глушаков А., Пантюхов В., Старцев В., Ефремов Н., Науменко В.
Но я хочу два слова сказать об одном лишь нашем парне. О гражданском парне. Это - Юрий Шуляк. Запомнились его карбидные катера, для которых были малы все лужи т.к. эти катера размером в одну - две ладони пересекали все лужи в доли секунды. Устройство их было просто до крику - деревяшка, с заостренным носом, кусок жестянки от консервной банки, пара гвоздей и карбид. Т.е. это был реактивный двигатель на лыже.
Моя справка о нем, о чемпионе мира по судомодельному спорту, здесь
"Черкасскому (Украина) землячеству Покровчан 50 лет"Впечатление, что Юрий тоже всю жизнь играл в Покровку.
Из воспоминаний В.Кравца.
06.08.2010г.
Продолжение следует.