Автор: Мурашева Надежда, Москва
Статья является продолжением
Первой части. Если вы не читали первую часть, я очень рекомендую это сделать. Во второй части мы не рассматриваем те случаи, когда танцор сам по себе теряет баланс просто из-за нехватки подготовки и тонуса (велком в первую часть). Возможно, вы ожидаете красивую историю про контрбалансы, вращения и поддержки, но этого тоже не будет. Эта статья о том, почему два вроде бы уверенно стоящих на своих ногах танцора не могут нормально двигаться в паре. То есть о насущном.
Как вы помните, личный баланс зависит от положения центра тяжести танцора и расположения его корпуса относительно вертикальной оси (она еще называется линией тяжести). В паре все это также существует для каждого из танцоров. Но все становится намного интереснее, когда партнеры держатся за руки и воздействуют на центр тяжести и ось друг друга.
В паре появляются два новых и очень важных понятия: ДИСТАНЦИЯ и ОБЩИЙ ЦЕНТР.
Что такое дистанция, должно быть понятно всем - это расстояние между телами танцоров. Под телом я понимаю здесь именно корпус. В широком объятии дистанция больше, в близком - минимальна. Это очень просто и интуитивно понятно. Так в чем подвох?..
Вы слышали про РАЗРЫВ ДИСТАНЦИИ? Это самая частая причина потери баланса.
Давайте подробно разберем, как это происходит.
Общий центр - это некая точка между танцорами, относительно которой они располагаются.
В идеале общий центр находится ровно в середине дистанции, то есть посередине между танцорами, и он совпадает с соединением рук партнеров. Самый простой пример - латерао. Партнер движется в своем слоте в одном направлении, партнерша - в своем слоте в противоположном направлении. Общий центр находится между ними, и в данном движении его положение в пространстве не меняется. Танцоры движутся зеркально относительно общего центра. Но не всегда общий центр неподвижен, гораздо чаще он движется вместе с танцорами: на базовом шаге и во многих других движениях (это просто середина в паре).
Когда общий центр находится ровно посередине между танцорами, ничего не мешает им держать баланс, двигаться в таком случае очень комфортно.
Разве может общий центр оказаться не в середине дистанции? Может. Смещение общего центра и является причиной разрыва дистанции и потери баланса как следствие.
Причина смещения общего центра - проблемы с рамкой.
Рамка, ее строение и функции - подробно разобраны в отдельной статье.
Представьте, что один танцор держит рамку, а другой - нет: поджимает руки к себе или проваливает их вниз, уводит свои локти за спину. Предположим, что расстояние между телом танцора с рамкой и соединением рук равняется Х. А расстояние между телом танцора без рамки и соединением рук меньше и равняется (Х-5). Более того, это (Х-5) непостоянно и произвольно то сокращается, то увеличивается (рамки-то нет). Если танцор слишком близко, то он как бы проваливается в центр и может даже завалиться на своего партнера, а если слишком далеко - он вываливается наружу и увлекает центр тяжести партнера за собой. Очевидно, что точка соединения рук здесь не совпадает с серединой дистанции. А когда у обоих партнеров нет рамки, то это вообще броуновское движение. Каждый оказывается не там, где должен быть с точки зрения баланса и комфорта.
1. Если у партнерши нет рамки
Когда партнерша не держит рамку, она не чувствует, какое расстояние ей нужно пройти и с какой амплитудой делать движения. Она может правильно понимать, ЧТО ей нужно сделать, но без рамки она не считывает, КАК это сделать. Если нет рамки, импульс как будто уходит в воду и передается партнерше в ослабленном и искаженном виде. Как следствие, она может подойти к партнеру ближе требуемого, и в этом положении ей будет сложно держать баланс. Она будет заваливаться своим весом на партнера или будет отклоняться и заваливать свой центр тяжести назад, становясь тем самым слишком тяжелой для партнера.
И в то же время партнерша без рамки будет убегать слишком далеко от партнера. Это вообще бич большинства девушек. Партнерша шагает слишком широко, потому что плохо чувствует, на какую длину шага ее ведут, и еще она не чувствует, на какой длине шага она может двигаться без завала корпуса. (Напротив, когда с рамкой все хорошо и плечи на месте - т.е. сильно опущены вниз, - партнерша чисто физически не может уйти слишком далеко).
Самый банальный пример: ауса поворот. Надо понимать, что когда партнер поднимает руку партнерши вверх и немного в сторону, то его ведущая рука уже не может удлинниться. Соответственно, чтобы движение было комфортным для обоих, партнерша должна сдвинуться в сторону на то же расстояние, что и партнер, и провернуться под его рукой.
Как бывает обычно: она шагает шире, чем партнер, и рвет этим дистанцию. Ноги партнерши оказываются дальше того расстояния, которое позволяет длина его руки. Плечи партнерши ближе к центру, ноги - дальше. Получаем типичный перекос корпуса. На выходе из такого поворота либо она оседает на задней ноге и тянет партнера на себя (по ощущениям партнера вес девушки стремится к 100кг), либо она выходит из поворота в сильном перекосе плечами вперед.
Партнер может сгладить эти недочеты, если немного сместится в сторону партнерши, чтобы сократить дистанцию в паре.
Типичный разрыв дистанции партнершей на ауса повороте.
Эта же ошибка с другого ракурса. Обратите внимание, что рука партнера находится за моей головой, и это я сама так далеко ушла. Центр тяжести находится за моими пятками, корпус заваливается назад.
2. Если у партнера нет рамки
"Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля!"
Ведение корпусом/руками Практически все ведение должно идти от центра корпуса партнера. Не мышцами рук! Когда руки лишь продолжают импульс, исходящий из центра корпуса, такое ведение будет наиболее понятным, четким, комфортным и безопасным. Исключение здесь составляют только микроимпульсы пальцами, ладонями и коленями.
Ведение руками - это когда партнер ведет на движения, используя только мышцы рук. Его корпус не участвует в ведении: не работает грудная клетка, не включаются спина и пресс, задираются плечи. Такое ведение получается жестким и дерганым. Знаете выражение "месить партнершу"? Это как раз ведение руками в крайней форме.
Если партнер ведет мышцами рук, то его корпус недорабатывает. И получается, что руками он сдвигает партнершу на расстояние Х, а его корпус сдвигается не на Х, а на (Х-5). То есть на расстояние меньше, чем то, на которое он повел и которое проходит партнерша. Грубо говоря, руки партнера тянут на шаг вперед длиной 100см. А корпус партнера говорит, что на самом-то деле требовалось всего 50см. И при этом корпус партнера зачастую перемещается не одновременно с ведением рук. Результат: рвется дистанция.
Партнерша ощущает это как грубоватое, неумелое ведение, которое ее дисбалансирует. Она вроде бы все делает верно, но почему-то ее шатает. Если партнерша будет следовать за руками, она часто будет оказываться слишком близко, на следующем шагу партнер будет отодвигать ее слишком далеко, а потом опять слишком близко. Получается танец-болтанка. Если же она будет считывать расстояние по перемещению корпуса партнера (что правильнее), то дистанция в паре будет более или менее верной, но рывки в руках партнера по-прежнему будут ее дисбалансировать. Партнерше придется больше напрягать свои мышцы, чтобы себя стабилизировать (все, что описано во второй половине первой части статьи).
Партнер слишком далеко
Так же как и девушки, парни любят бегать слоновьими шагами.
"Надо же пошире, чтобы поэффектней было". Причины слоновьих шагов сразу две: плохая рамка и отсутствующий
connection в паре. Партнер оказывается слишком далеко от общего центра и утягивает за собой партнершу, из-за чего она теряет баланс. Если партнерша в этот момент вращалась, тушите свет.
Партнер слишком далеко, если сначала он шагает ногами, а потом руками ведет партнершу (шаги опережают ведение). Иногда партнер настолько отшагивает назад, что ему приходится тянуться за партнершей. При этом он характерно вытягивает вперед плечо ведущей руки (на фото ниже) - еще один признак отсутствия рамки. Иногда партнер получает от партнерши локтем в это плечо, - заслуженно ;)
Многие парни хронически оказываются слишком далеко на многих движених (и снова хуже всего это влияет на вращения партнерши). Иногда это банально вызвано тем, что партнер не подстраивается под длину шага партнерши, и поэтому постоянно от нее отдаляется.
Иногда партнеры забывают делать свои шаги вслед за партнершей, - и это снова рвет дистанцию. Например, ведут партнершу на бонус, а сами топчутся на месте. Если партнерша выполняла бонус с головой, то с большой вероятностью она потеряет баланс на выходе.
Партнерша может сгладить такого рода косяки, если будет идти не четко по ведомому вектору, а будет немного подшагивать ближе к партнеру. Это работает с вращениями и проворотами под рукой. Девушка поможет себе, если научится держать рамку и тогда она будет уже на заходе в движение оценивать дистанцию. Рамка подскажет ей, куда надо подшагнуть, чтобы не заваливаться.
Помимо разрыва дистанции есть еще несколько ошибок, которые приводят к потере баланса в паре.
ОШИБКИ С ЦЕНТРОМ ТЯЖЕСТИ
У партнерши
Партнерша косячит, если сама без ведения отдает свой вес партнеру, когда он к этому не готов.
То есть просто берет и падает: "Ты ж партнер, держи!". Чем неожиданнее, тем больше стресс и травмоопасность для "тыжпартнера". Это могут быть камбре, планки, контрбалансы. (Замечу здесь, что в камбре партнерша вообще должна полностью сама держать свой вес.)
Еще одна ошибка - партнерша боится отдавать свой вес на контрбалансах.
У партнера
Партнеры допускают ошибки, когда смещают центр тяжести партнерши туда, где она ей сложно устоять на ногах.
Пример 1: Камбре.
У партнерши есть своя "точка", стоя на которой она держит баланс. Если партнер своим ведением смещает корпус партнерши в направлении ее головы, то центр тяжести партнерши уходит из-под ее ног. В таком положении она уже не может держать баланс и начинает заваливаться на партнера. Эта ошибка парней вызвана незнанием техники камбре. Они думают, что для ведения на наклон надо куда-то сместить партнершу или увести ее руки в направлении головы. Это не так, ходите больше на уроки.
Партнерша поможет себе, если переставит свою переднюю ногу назад - туда, где теперь оказался ее центр тяжести.
Пример 2: Волны из стороны в сторону.
Простое движение начинающего уровня. Но все равно всегда есть партнеры, которые на волнах смещают партнершу слишком сильно в сторону - туда, где она уже не сможет удержать баланс. Девушки вынуждены шире ставить ноги и сильнее держать корпус.
Пример 3: Завал корпусом на партнершу.
Это часто происходит на движениях в близком объятии с наклоном корпуса (всевозможные балао). Партнер неосознанно нависает своей грудной клеткой над партнершей, отчего заваливает ее назад, и ей очень некомфортно. Кстати, причина этого "нависания" - снова отсутствие рамки у партнера ;)
Пример 4: Вывод партнерши из движения за поясницу.
Это особенно касается выхода из вращений и наклонов. Если тянуть оттуда на шаг вперед за поясницу, то бедра девушки уходят вперед, а весь остальной корпус вместе с центром тяжести остаются сзади. Получаем завалившуюся партнершу и 100кг веса.
Пример 5: Неправильное исполнение контрбалансов.
Партнер ведет на контрбаланс, но сам недостаточно отдает свой вес, или не держит рамку, или у него слишком вялый, расслабленный корпус. Или неправильно шагает на контрбалансе с вращением. Общий центр тяжести в паре и общая ось, необходимые для контрбаланса, поэтому не случаются.
ЗАВАЛ ОСИ
В контексте статьи под завалом оси будем говорить о тех случаях, когда корпус партнерши (весь или по грудную клетку) должен стоять вертикально, но что-то превращает эту ось в Пизанскую башню. Это касается всего, но особенно - поворотов и вращений.
Вообще, завал оси - это обычно не первопричина потери баланса, а уже следствие того, о чем говорилось выше (отсутствие рамки, слишком большие шаги партнера или партнерши, разрыв дистанции, смещение центра тяжести). Но пока я сочиняла эту статью, мне пришло в голову еще несколько примеров, которые стоит выделить отдельно.
1. Партнер увеличивает дистанцию, когда партнерша не может последовать за ним.
Ауса поворот. В тот момент поворота, когда партнерша делает шаг и поворачивается к партнеру спиной, партнер аки резвый горный козел, не отпуская ее руки, зачем-то отбегает в противоположную сторону. Партнерша уходит в крен и на выходе она вынуждена преодолеть дистанцию в 2 раза больше ожидаемой. Очень частая ошибка.
То же самое происходит и на вращениях.
2. Партнер начинает новое движение, когда партнерша не доделала предыдущее. Похоже, но не одно и то же. Движение невовремя "выдергивает" корпус партнерши из незаконченного движения и сильно дестабилизирует. Партнерша чувствует себя куском мяса.
3. Нарушение траектории движений.
Другими словами это можно назвать ошибками в геометрии движений. Это те случаи, когда танцоры должны двигаться в параллельных слотах, а на самом деле один из них отходит в сторону. Те случаи, когда партнерша плохо понимает ведение и идет не в том векторе, в котором ее направили.
4. Неправильное ведение на вращениях:
- "Месиво" рукой
- Ведение всей пятерней
- Смещение ведущей руки в любом направлении без вращательных движений
- Неправильный вывод из вращений
- Большая дистанция, большие шаги
Итак, подытожим причины потери баланса в паре:
- Разрыв дистанции
- Смещение центра тяжести
- Завал оси
Предпосылки к появлению этих причин:
- Плохая рамка или ее отсутствие
- Ведение руками
- Слишком большие шаги
- Неправильная техника исполнения движений
- Плохой коннекшен в паре
- Плохой личный баланс (нарушения осанки, мышцы не в тонусе)
- Нарушение траектории
Способы уменьшить потери баланса в паре:
- Регулируйте дистанцию. Одного шага в сторону партнера обычно бывает достаточно.
- Укрепляйте свою рамку. Опустите плечи максимально вниз. Следите за осанкой.
- Отрабатывайте ведение и следование через рамку.
- Пользуйтесь всеми доступными способами удержания личного баланса (Часть I).
- Улучшайте connection в паре.
- Отрабатывайте с преподавателем технику движений, на которых чаще всего теряется баланс. Установите частные причины потери баланса в этих движениях.
- Еще раз проверьте и опустите свои плечи ;)
Если я что-то упустила из виду, и вам есть что добавить, - пишите в комментарии!
Вы можете следить за анонсами новых статей через группу в VK:
https://vk.com/zoukability