Граница неизвестного. Газета «Мы», № 2. 2009
8 октября мы (то есть все те, кто выпускает эту газету), вместе с нашим «главным» редактором Надеждой Александровной, посетили редакцию городской газеты «Грани». Что из этого вышло? Об этом мой репортаж.
Здание, в котором расположилась редакция, небольшое по площади. Проходя по светлым, но узким коридорам, создается ощущение нахождения в лабиринте. Коридор, как тропинка, ведущая из кабинета в кабинет, из двери в дверь. И эта самая тропинка привела нашу «стайку» начинающих журналистов в кабинет заместителя главного редактора. Любовь Борисовна временно взяла на себя должность гида, рассказывая об особенностях и организации работы журналиста и современных печатных СМИ.
«Летучка».
Как начинается работа над номером? С этого вопроса начинается «тур» по редакции.
Все начинается с «летучки» (оперативки, планерки), собрания всего творческого коллектива редакции. Она обычно длится около часа. Начало планёрки начинается с «разбора» свежего выпуска. Высказываются мнения обо всём номере в целом, выделяются лучшие публикации, отмечаются недочеты и ошибки.
Закончив «разбор», приступают к планированию следующего номера. Журналисты разбирают темы, как горячие пирожки и приступают к работе. После этого редакция может показаться настоящим муравейником! Начинается суета, не смолкают телефонные звонки, туда-сюда бегают редакторы.
Нарастающий гул.
Любовь Борисовна провела нас по одному из коридоров в небольшую, освященную настольными лампами комнату. В ней сидело несколько мужчин, они оживленно разговаривали между собой. Но как только мы «втиснулись» в кабинет их беседа резко оборвалась.
- Это - наши журналисты! - восторженно объявила Любовь Борисовна.
Мы вежливо и тихо поздоровались.
- Сейчас каждый журналист имеет на своем рабочем месте компьютер, - продолжила зам главного редактора. - С появлением ПК работа журналистов, да и редакторов значительно облегчилась, текст теперь предоставляет массу возможностей для его редактуры.
На каждом из столов журналистов помимо ПК и настольных ламп лежали небольшими разбросанными в разных местах стопками бумаги, вокруг них небрежно лежали фото. В кабинете царил творческий беспорядок. Мы осмотрелись, познакомились с обстановкой и вышли.
Как только нога крайнего из нас ступила за порог, я услышала нарастающий гул и невольно улыбнулась. Журналисты начали что-то возбужденно обсуждать.
Будни журналистов.
Дальше Любовь Борисовна ввела нас в светлый и просторный кабинет, по углам которого были расположены два компьютерных стола, на них, кроме техники лежали кипы бумаг и папки. В книжном шкафу стояли горшки с цветами. Из окна с лёгкими занавесками отходило приятное свечение. Две журналистки усердно печатали на своих ПК.
Одна из этих журналисток введёт рубрику о правах потребителя и рубрику для женщин. Если кому-то нужна помощь в случае нарушения прав потребителя, то здесь всегда помогут разобраться и подскажут правильный выход. Кроме того, они проведут собственное журналистское расследование и напечатают его результаты в газете. Это трудоемкое дело и потому мы решили не отвлекать журналисток и отправиться дальше.
«Длинный путь» полосы.
Окончательным этапом нашего «тура» являлось посещение отдела вёрстки.
Когда мы зашли в кабинет, то я обратила внимание, на высокие шкафы, занимающие здесь очень много места, и подумала, что скорее всего там хранятся все старые выпуски «Грани». В кабинете было достаточно светло. Здесь стояло два компьютерных стола. Мы подошли к ближнему. За ним сидел верстальщик, очень общительный мужчина средних лет. Он рассказал нам об этапах выхода газеты.
Многие считают, что именно здесь заканчивается конец её «приготовления» и начало продажи, но они ошибаются. Дойдя до верстальщика издание прошло лишь половину пути!
Перед поступлением в отдел вёрстки материалы поступают к ответственному секретарю. Он распределяет их по полосам. Но не все запланированные на оперативке материалы попадут в номер. Что-то отложат на доработку, что-то «слетит» из-за банальной нехватки газетной площади.
Когда у ответственного секретаря «собираются» полосы, он рисует примерный макет. Если верстальщик достаточно опытен и не лишен вкуса, то оригинал можно не рисовать, достаточно будет дать ему краткую информацию. Параллельно с этим в работу включается дизайнер. Он разрабатывает и продумывает дополнительные средства выразительности.
При завершении вёрстки полосы, её выводят на принтер и относят ответственному секретарю. Он вносит изменения и отправляет полосу корректорам.
Часто бывает, что на верстке «сбиваются» абзацы, завёрстываются и отбиваются от основного текста подзаголовки. Эти «ляпы» исправляют корректоры.
Когда полоса почти готова, «полюбоваться» на неё прибегает редактор. И часто он прибегает с какими-то исправлениями и гениальными идеями.
И вот, уже изрядно почёрканная, тысячу раз исправленная полоса возвращается в отдел вёрстки. Её вновь правят и выводят на принтер.
И снова по кругу! Полоса идет к ответственному секретарю, после него вновь к корректорам. Вносятся поправки. Полоса опять поступает к верстальщику.
Наконец, выводится «чистая» полоса. Все с облегчением вздыхают. Но утром, получив тираж из типографии все «охают» и «ахают» обнаружив ошибки.
Наша «кучка» журналистов столпилась у стола, прислушиваясь к рассказу. Слушать было интересно и в конце, верстальщик показал нам готовившийся к выпуску полосу. Ещё нам рассказали о различных конкурсах. Их здесь проводят часто. Выигравшим всегда дарят подарки и фирменную футболку.
Ещё немного потоптавшись в кабинете и посмотрев на работу сотрудников, мы вышли и поблагодарили Любовь Борисовну за проведённую «экскурсию» и отправились по своим делам, полные обнадеживающего энтузиазма.
Пудова Виктория, 8 «а»