На днях группе блогеров удалось побывать на чебоксарских шлюзах. Несмотря на то, что судоходные шлюзы находятся на Чебоксарской ГЭС, это две совершенно разные организации и управляются различными структурами. Шлюзы - это Чебоксарский район гидротехнических сооружений и судоходства и они подчиняются Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот). Входят в структуру ФБУ "Администрация Волжского байссейна внутренних водных путей".
Блог-тур состоялся благодаря поддержке филиала "РусГидро" - "Чебоксарской ГЭС" и Ирине Беликовой (специалист по связям с общественностью компании).
1. 1. Шлюзы на Чебоксарском гидроузле построены у правого берега. Одна из причин подобного решения - близость заводов стройматериалов. Раньше через ГЭС не было прямой дороги и все проезжали по "зю"-образной кривой.
2. Схематичный вид сверху. Старая дорога проходит около нижних ворот шлюзов, потом идет к административному зданию ГЭС, а после проходит вдоль верхнего бьефа Чебоксарской ГЭС.
3. Судоходный шлюз Чебоксарского гидроузла строился одновременно с Чебоксарской ГЭС. Первые суда прошли через чебоксарские шлюзы 23 апреля 1981 года. К тому времени из-за отставания в графике монтажных работ, выше и ниже ГЭС скопились сотни судов. Первым шлюзы прошел ледокол «Капитан Букаев». Тогда шлюзование происходило практически в ручном режиме. Не было схем управления, телефонной связи, светофорной сигнализации и много другого. Как писал начальник Чебоксарского района гидротехнических сооружений Василий Овчинников:
«...Вот так в тяжелейших условиях, при незавершенных строительно-монтажных работах началась эксплуатация сооружений. Пуско-наладочные работы продолжались до 17 мая. За это время при ручном управлении механизмами было произведено свыше четырех тысяч шлюзований. Первая навигация показала ненадежность схем гидроприводов механизмов шлюзов: при эксплуатации в автоматическом режиме произошло свыше 600 сбоев и отказов, задержка флота в камерах составила более 200 часов. Персонал гидроузла в межнавигационный период 1981-82 годов собственными силами полностью реконструировал схемы электрогидроприводов ворот и затворов шлюза № 18, а в следующую зиму - шлюза № 17...".
4. Первым делом поднимаемся на диспетчерскую вышку.
5. Бросаем взгляд на восток. Здесь начинается Куйбышевского водохранилище.
6. Это "пульт управления" чебоксарскими шлюзами.
7. Смена состоит из 4 человек: начальник смены, диспетчер и две судопропускницы. А так на шлюзах работает чуть больше 100 человек.
8. В постоянную эксплуатацию шлюзы были приняты в 1989 году. Впрочем, они, как и Чебоксарская ГЭС, по-прежнему работают на непроектной отметке (63 метров вместо 68 метров). К концу навигации 2008 года (29-я по счету) произошло почти 220 тыс. шлюзований, шлюзы прошло около 512 тысяч судов.
9. Это площадка между двумя шлюзами.
10. С верхнего бьефа в шлюз заходит бот.
11. Чтобы судно могло пройти ниже по течению, уровень воды в шлюзовой камере должен снизиться. Сброс воды идет донным способом. Одна ветка выходит напрямую в створ Чебоксарской ГЭС, другая - за нижние ворота.
12. За первую навигацию в 1981 году через шлюзы прошли 31 тысяча судов. Сейчас, конечно, гораздо меньше. Но этим летом очередей практически не бывает. Год выдался маловодным и возле городецких шлюзов скапливаются десятки судов, ожидающих прохода. Дело в том, что на участке Городец-Нижний Новгород мелководье и сейчас там могут пройти только суда с осадкой не больше 1,9 метров. Суда с осадкой 1,9-2,5 метров могут проходить только каждые четвертые сутки, что обеспечивается дополнительным сбросом воды с Горьковской ГЭС за счет запасов воды, накопленных весной вышестоящим Рыбинским водохранилищем. Проблему судоходства можно решить поднятием уровня Чебоксарского водохранилища или строительство низконапорной плотины выше Нижнего Новогорода.
13. Суда через шлюзы проходят бесплатно. Пассажирские теплоходы идут по графику и поэтому вне очереди. Грузовые и иные суда проходят в порядке очереди. У дежурных на шлюзах нет локаторов (как в аэропортах), поэтому приближающееся судно само сообщает о своем желании пройти шлюзы по радиосвязи. Так что на шлюзе никогда заранее не знают, сколько судов сегодня пройдет и когда это будет.
14. В настоящее время в день происходит около 18 шлюзований. В зависимости от количества судов, в шлюзы входят одно или несколько судов (если грубо одно шлюзование - 2,5 суда). Мелкие суда (яхты, катера) обычно дожидаются подхода крупных судов. Навигация длится с конца апреля до конца октября. Если вдруг какому-то судну крайне необходимо пройти шлюзы после завершения навигации, эта процедура будет платной. Из расчета порядка 300 тыс. рублей на день работы шлюзов. Если проходят несколько судов, сумма делится на всех. Эти деньги, разумеется, отправляются бюджет. Но суда стараются не опаздывать.
15. Бросаем еще один взгляд на пространство между двумя шлюзами.
16. Все как с автомобильным транспортом. Горит светофор, есть указатели.
17. А вот любопытная деталь. Видите рельсы? По ним повозились стройматериалы, машины, механизмы железнодорожным транспортом на саму ГЭС и на шлюзы. Для преодоления шлюзов, сверху опускался мостовой переход и состав проходил на территорию ГЭС. Сейчас, конечно, поезда не ходят, да и ж/д ветка в районе Иваново уже разобрана.
18. Этот водолазный бот приписан к чебоксарским шлюзам. Он участвовал в подъеме пассажирского теплохода "Ленин", который напоролся на металлическую конструкцию в районе Новочебоксарского речпорта и сел на мель в 1984 году.
19. Эти красные механизмы весят 2,5 т и представляют собой запаянные пустотелые металлические трубы. Они поднимаются и опускаются с уровнем воды. К ним швартуются суда.
20. Этот кран может поднимать грузы до 80 т. Такая грузоподьемность нужна для того, чтобы при случае поднимать затворы весом в 63 т.
21. На шлюзах находятся два таких крана.
22. А это "колесики"
23. Судопропускница держит зонт. Его основная задача не людей опекать от солнца и дождя, а приборы. Судопропускница (или судопропускник) непосредственно следят за проходом судов в шлюзы и из них и при возникновении нештатной ситуации могут остановить все работы, связанные с прохождением судов через шлюзы.
24. Еще немного и бот сможет покинуть шлюзовую камеру.
25. "На волю, в пампасы"
26. Это хранилище воды для подземных галерей. В отличие от шлюзов других гидроузлов Волжского каскада, шлюзы Чебоксарской ГЭС оборудованы специальной системой шлюзовых камер, исключающей образование волн в процессе шлюзования и раскачивание судов. То есть вода в шлюзы поступает снизу. Сами галереи находятся под дном шлюзовых камер. Есть галерея для наполнения и опустошения шлюзов.
27. Шлюзы имеют номер 17 и 18.
28. Когда поднимаются верхние ворота, сюда слетаются чайки в надежде поживиться рыбкой, попавшей в западню. В этот раз не повезло.
29. Тем временем мы переходим к шлюзу № 18. Со стороны Чебоксар приближается буксир-толчкач с двумя баржами.
30. Вот он приближается. Над нами, кстати, автомобильный мост
31. Кажется, что на машине легче припарковаться, чем на судне.
32. Для экономии буксир толкает сразу две баржи: "Наливная-624" и "Наливная-616"
33. Экипаж барж живет в таких домиках.
34. Зелень к столу выращивается тут же. Помидоры, перец...
35. ...и другая зелень.
36. Буксир носит имя "Капитан Сергеев"
37.
38.
39. Ни дня без занятия физкультурой.
40. Судно зашло в шлюзовую камеру, пришвартовалось и спустя некоторое время за ним начали подниматься верхние ворота и опускаться уровень воды в камере. Процесс прохода судов занимает 40-45 минут.
41. Перепад высот составляет около 10 метров.
42.
43.
44. Нижние ворота открыты, можно идти дальше. Средняя скорость таких теплоходов - 10-15 узлов (15-25 км/ч).
45.
46. Суда находятся так низко потому, что шлюзы изначально были рассчитаны на 68-отметку.
47.
48. Эти ворота весят по 360 т.
49.
50. "Изумрудная" водица.