На прошлой неделе на базе Нижегородской ГЭС состоялась очередная школа гидроэнергетики на тему «Последствия маловодья на Верхней Волге». Специалисты рассказали журналистам и блогерам, как в этом году верхневолжский каскад справляется с недостатком поступающей воды. Весной снег не растаял, а фактически испарился, а следующие месяцы оказались небогатыми на осадки. Из-за этого сейчас возникают сложности в прохождении судов на участке Городец-Нижний Новгород.
Собственно, эти пресловутые 54 километра от Нижегородской ГЭС до столицы региона (ГЭС находится у городов Заволжье и Городец, а не в самом Нижнем Новгороде) давно уже вызывают беспокойство специалистов. Мелко там. Судам с большой осадкой приходится ждать по несколько дней для прохождения городецких шлюзов. С годами ситуация сама собой не улучшится. Так что проблему пора бы начать решать. Вариантов несколько. «РусГидро», разумеется, ратует за подъем уровня Чебоксарского водохранилища, которое как раз начинается (или заканчивается, смотря с какой стороны смотреть) сразу после Нижегородской ГЭС. Как вы догадались, мы снова поговорим все про то же и про тех же. Пресс-релизы перепечатывать не буду, цифр и картинок будет по минимуму. Попытаюсь объяснить все своими словами. А что перевру, поправят.
Кому лень читать, сообщаю сразу: решение о подъеме Чебоксарского водохранилища - положительным оно будет или отрицательным - в 2014 году можно не ждать. Как я понял, проект будет доработан, потом снова отдан на откуп и растерзание специалистам. А процессы эти не быстрые. Так что настраиваемся на 2015 год. Хотя и в следующем году окончательную точку могут так и не поставить.
Итак. Для чего на Волге построен каскад ГЭС? Первое, что приходит на ум - выработка электроэнергии. Правильно. Говорят, подъем уровня Чебоксарского моря позволит полностью нагрузить агрегаты, за счет чего можно будет получать в полтора раза больше электроэнергии (3,6 миллиарда кВт-ч вместо нынешних 2,2 миллиарда кВт-ч). Это, конечно, прекрасно. Но кому нужна эта энергия? Да, она дешевая, но нельзя же ее напрямую продавать Китаю. Насколько мне известно, Чебоксарская ГЭС и так не вырабатывает максимум из того, что может. Просто много энергии пока не нужно. Но потребление энергии постепенно растет и быть может лет через 10-15 она очень понадобится. Но подобные расчеты должно готовить государство.
Это как ситуация с детскими садами. Вдруг (у чиновников все происходит неожиданно) оказалось, что катастрофически не хватает детсадов. Могло государство и региональные власти предугадать этот момент? Еще как. Так и с электроэнергией. Должен быть прогноз. От него и плясать. Если энергия будет нужна в будущем, уж лучше уровень водохранилища поднять, чем АЭС строить. Я, конечно, понимаю, что безопасность современных АЭС находится на высоком уровне. Но все равно неприятно.
Вторая функция водохранилищ - обеспечивать запасы воды для населения, хозяйственных и сельскохозяйственных нужд. С этой составляющей проблем пока нет, пусть и пьем мы воду IV категории. Так что идем дальше.
Чем плохи естественные реки? Тем, что уровень воды в них зависит от сезона и наличия/отсутствия большого количества осадков. Много воды - все затапливает. Мало воды - возникают сложности с судоходством. Каскад ГЭС и водохранилищ позволяет регулировать количество стоков и сглаживать максимумы и минимумы, обеспечивая режим работы ГЭС и судоходства в приемлемых для всех режимах. В этом году синоптики заранее спрогнозировали маловодную весну, поэтому водохранилища заполнили под завязку. А теперь накопленные излишки равномерно спускают ниже по течению, компенсируя сухое лето. Схожим образом каскад водохранилищ работает во время сильного половодья.
Так что весь каскад работает в одной связке и регулируется по согласованию с несколькими государственными ведомствами. Где-то идет чуть больший спуск воды, где-то вода копится. Поэтому, чтобы у энергетиков были развязаны руки, все водохранилища должны иметь полезную емкость (разница в объеме между минимально и максимально возможными отметками). У Чебоксарской ГЭС, из-за того, что она работает на не проектной отметке, такой возможности нет. Уровень Чебоксарского моря по сути можно регулировать только в пределах отметок 63,0-63,3 м. Это очень мало.
Поэтому сколько в чебоксарское водохранилище втекает, столько и вытекает. Поэтому и затапливает в высокую воду нижележащий Кокшайск. Собственно кроме Кокшайска страдает не так много населенных пунктов Марий Эл. Но там, говорят, много дач бизнесменов и чиновников. А они из-за этого очень переживают. Отчасти напор воды могут сдержать находящиеся выше по течению Горьковское и Рыбинское водохранилища. Но в ограниченных пределах, так как реки Ока, Сура и многие другие, питающие Чебоксарское море никак не зарегулированы.
Кстати, Нижнекамская ГЭС тоже работает не на проектной отметке. Сейчас там 63,3 м, а должна быть как и в Чебоксарской ГЭС - 68-я отметка. Вот, кстати, отличное место для школы гидроэнергетики в следующем году. Глядишь, когда-нибудь и туда съездим. Интересно было бы узнать, что да как. Татарстан вроде бы «за», другие регионы «против». Правда, Нижнекамская ГЭС входит в состав холдинга «Татэнерго», а не «РусГидро». Ну да ладно.
Четвертая функция водохранилищ - обеспечивать транспортный путь. Сейчас водный путь не так популярен, как в советские времена, но по-прежнему востребован. И тут мы снова возвращаемся в проблеме длиной 54 км от городецких шлюзов до Нижнего Новгорода. Глубины и раньше не особо хватало, а в этом году совсем плохо. Из-за этого были отменены десятки туристических теплоходов, которые не могли попасть с Верхней Волги в Среднюю, и наоборот. Другие теплоходы и грузовые суда ходят по графику. И им приходится часами ждать, пока с Нижегородская ГЭС начнет сброс воды и уровень воды на этом участке повысится до нужных значений. С 21 июля по 10 августа, например, ежедневно смогут проходить только суда с осадкой не более 1,9 м. Остальные суда (до осадки 2,5 м) смогут рассчитывать на проход городецких шлюзов только каждый четвертый день. Да и то это стало возможным благодаря запасам Рыбинского водохранилища, сделанными еще весной. Но они не бездонные.
Поднять уровень можно разными способами. Например, ждать у моря погоды. В смысле - сильных и продолжительных дождей. Тогда можно Рыбинское и Горьковское водохранилище наполнить до максимальных значений и сбрасывать воду чаще и больше. Но это не вариант.
Второй вариант - поднять уровень Чебоксарского водохранилища. За него давно ратует «РусГидро» и Чувашия (если я правильно понимаю действия республиканских властей). Против Нижний Новгород, Марий Эл.
Третий вариант - построить низконапорную плотину возле поселка Большое Козино. Это чуть выше Нижнего Новгорода. За него команда Шанцева выступает всеми силами. При этом по плотине можно будет перекинуть автомобильный мост и разгрузить борский мост, задыхающийся от пробок. Плюс будет затоплено очень мало нижегородских земель. Так что их рвение понятно.
Специалисты, голосующие за второй вариант, заявляют, что через 20-30 лет дно снова заилится и проблема вернется. Их противники в ответ парируют: так подъем Чебоксарского водохранилища проблему цветущей воды решит только на время. Наверное обе стороны правы.
Мне, как неспециалисту, раньше виделся четвертый вариант - периодически углублять дно на данном участке. Но у этого варианта нет сторонников ни в «РусГидро», ни в Нижегородской области. Дескать, дорого и ненадежно. Фарватер очень быстро будет занесен песком и илом, и начинай сказку сначала. Здесь, кстати, вспоминается как я в деревне в овраге делал земляную лесенку. Лопатой убирал землю и формировал ступени. Увы, но каждую весну лестницу пришлось обновлять. Похоже, это схожие случаи.
Кому выгодно поднятие уровня Чебоксарского водохранилища? «РусГидро», так как они смогут получать больше электроэнергии. А что получит Чувашия? Налоги? Республика, если не ошибаюсь, является потребителем Чебоксарской ГЭС, но зависит от нее не очень сильно.
Больше всех пострадают Нижегородская область и Марий Эл, которые получат новые затопленные площади. Площадь их не критична, но все равно неприятно. Собственно, когда кричат о том, что это прекрасные сельхозугодья, в это верится слабо. Данные земли еще в 1970-х годах должны были быть выведены из сельхозобращения. Их просто не успели затопить.
63-я отметка для Чебоксарской ГЭС должна была стать промежуточной. Но сначала кончились деньги, а потом и СССР. Но планируемую к затоплению землю все равно жалко. А еще жалко, когда проезжаешь за городом и видишь огромные поля, на которых растут сорняки. Так что сначала бы эти поля засевали, а потом горевали о других.
Вон, в Чувашию хотят китайцев пригласить, чтобы они наши земли обрабатывали. Вдумайтесь! Сельскохозяйственный регион не может самостоятельно засеять собственные земли. До чего мы докатились. Но мы отвлеклись.
А кого действительно жалко - так это жителей населенных пунктов, которых придется переселить и владельцев дач и огородов, которые их потеряют. Официальных переселенцев насчитывается около тысячи человек (по другим данным - в 2-3 раза больше). Но фактически пострадает в разы больше людей. Из-за того, что уровень ГЭС не довели до 68-й отметки, люди стали жить там, где официально жить нельзя еще с конца прошлого века. А ведь некоторым удалось зарегистрировать в собственность то, что находится в зоне подтопления. Как так вышло, это, наверное, вопрос к местным чиновникам.
В Заволжье в Чебоксарах тридцать лет назад было 37 участков попали в зону затопления. А теперь, говорят, их стало полторы тысячи. Чиновников и людей тоже можно понять. Земли-то пустуют. Чего бы не использовать. Когда еще ГЭС поднимут.
Не стоит забывать про населенные пункты, куда вода не дойдет, но где повысится уровень грунтовых вод. И это тоже проблема.
А может, действительно, оставить уровень водохранилища на 63-й отметке и построить низконапорную плотину? Но в таком случае все равно придется изыскивать дополнительные средства на защитные сооружения Чебоксарского водохранилища, которые частично так и не были достроены, а частично разрушены в последние годы. Например, низконапорная плотина никак не решит проблему подтопления заречной части Нижнего Новгорода. А ГЭС должна решить. Кстати, 68-я отметка вовсе не означает, что и в районе столице Нижегородской области уровень воды поднимется на пять метров. Если не ошибаюсь, их ждет повышение в районе одного метра. Но без постройки защитных сооружений и это - много.
В общем, ситуация сложная. Противников у поднятия больше. И это понятно. Данное решение изменит многое. Будут затронуты судьбы десятков тысяч человек. Переселение, затопление, потеря. А люди не любят такие изменения. Вспомните «Прощание с Матерой». Изучали, наверное, в школе.
Прибегу к очередному сравнению. В России планируется построить высокоскоростную железнодорожную магистраль. Нужна она? Очень. Но представьте, сколько пострадает сельхозугодий, сколько дорог будет перерезано. Испытают неудобства гораздо больше людей, чем при подъеме Чебоксарской ГЭС. Но прогресс требует жертв.
Поднимать нужно, если есть или появится насущная необходимость в дешевой электроэнергии, возникнут проблемы с судоходством или появятся другие причины. Но решать это должны не местные власти (нижегородцы и марийцы всегда будут против), а федеральное правительство. И хочется верить, что там наверху решат если уж не по справедливости, то по уму. Но, повторюсь, ждать этого еще долго. Ведь если в следующем году будет наложено вето, вопрос может снова стать актуальным через 5-10. Все меняется. Особенно в России. Вспомните ситуацию с переходом на летнее, а теперь на зимнее время. Вспомните введение нулевого промилле и его отмену.