В пятницу 8 февраля в 11:58 на мобильный телефон свалилось SMS от «Сбербанка» следующего содержания: «...покупка на сумму 2637,93 руб. www.tutu.ru выполнена успешно...». SMS я прочитал спустя несколько минут и был малость изумлен. Потому что в это время сидел на работе и ничего по карте не покупал.
День первый (пятница, 8 февраля)
Первым делом я полез в «Сбербанк Онлайн» и убедился в снятии денег. Потом потерял еще несколько минут на поиск телефона службы поддержки «Сбербанка», не догадавшись посмотреть оборотную сторону карты. Таким образом, с момента прихода SMS прошло больше 20 минут. За это время злоумышленники могли полностью обчистить мою карту.
Мне повезло, остальные деньги остались нетронутыми. Карту я заблокировал по номеру 8-800-555-555-0. Оператор предложила сходить в ближайшее отделение «Сбербанка», написать заявление о перевыпуске карты, заявление о спорной операции по карте и обратиться в полицию. Деньги с заблокированной карты я могу снять в том же отделении, написав еще одно заявление.
После этого я позвонил в «02» и выяснил, что заявление могу подать в любом отделении. Мне было проще сделать это в Московском РОВД (отдел полиции № 4 УВД по г. Чебоксары, ул. Кривова, 6а). Погуглив пять минут, нашел примерную форму подачи заявления в подобной ситуации и пошел на обед.
После обеда направился в ближайшее отделение «Сбербанка» - допофис №8613/019 (ул. Университетская, 20 корп. 1). В 14:07 взял талон, через 10 минут попал к специалисту. Взяв у меня необходимые данные, сотрудница пошла звонить в Москву. Через 5 минут сотрудница вернулась. Предложила заблокировать карту, а по остальным вопросам поехать в Новочебоксарск, где, собственно, я и получал «Мастеркард». Так, по ее словам, получится гораздо быстрее. Потому что у них дожидаться карты после перевыпуска я буду полтора месяца, а наличные снять получится не раньше, чем через три дня. В Новочебоксарске я смогу сразу снять деньги.
Я позвонил в службу поддержки «Сбербанка» в Москву. По их словам новую карту доставят через 21 рабочий день (плюс 3 рабочих дня для доставки по региону, если получать карту я буду в другом городе). 24 рабочих дня - это почти 5 недель. Отлично работает «Сбербанк» - полтора месяца без карты - это очень здорово.
Тем не менее, ехать в Новочебоксарск времени не было, поэтому я написал заявление на перевыпуск и заявление о спорной операции в том же отделении. На заявлении о перевыпуске нужно было вписать данные паспорта. Для серии было выделено 2 квадратика, для номера - 5. Где они такие паспорта берут? Сам бланк сверстан в лучших традициях «пишу очень мелко, но все равно ничего не влезает».
Заявление о спорной операции подлежит регистрации, но номер заявления мне сразу не выдали. Сказали, что в ближайшее время пришлют его по SMS.
Я попросил сделать выпуску со счета о последних операциях по карте. Сказали, что для этого нужно оформлять запрос в Новочебоксарск и что это займет несколько дней.
В 15.15 я был в Московском РОВД. В дежурной части попросили подождать, так как свободных сотрудников не было. Кого-то вызвали по телефону и через 10 минут я сидел в кабинете и составлял заявление. Скажу сразу, процесс этот долгий - я вышел на улицу только полтора часа спустя.
Сотрудник, принимавший заявление, оказался довольно толковым. Задавал кучу наводящих вопросов, в написание моего заявления не вмешивался. Велел только написать фразу о том, что я знаком с ответственностью за дачу ложных показаний.
Потом взял заявление и начать писать свою бумагу, где излагались те же факты, но уже с моих слов. Дополнительно спросил про образование, наличие судимостей и Ф.И.О. тех, кто со мной проживает. В конце несколько минут выясняли, какой ущерб указывать: существенный или несущественный. Существенную разницу между этими юридическими терминами я не уяснил, но все же выбрал вариант «был причинен существенный ущерб».
Сотрудник полиции предложил позвонить в службу поддержки сайта www.tutu.ru. Достаточно быстро нашли сотрудницу, ответственную за подобные случаи. Она заявила, что «Туту.ру» выдаст всю имеющуюся у них информацию по запросу полиции. Скорее всего, злоумышленники покупали билет, а, значит, были указаны паспортные данные. Хорошая зацепка. Сотрудник полиции сказал, что сегодня же вечером постарается отправить официальный запрос. Единственная проблема, у «Туту.ру» отсутствует факс, а как отправлять запросы по e-mail полицейский затруднялся.
На прощание дознаватель посоветовал как можно быстрее предоставить им выписку о последних операциях по карте и распечатку телефонных разговоров телефонного номера, где будет указано время и отправитель того самого SMS. Они могут запросить эту информацию сами, но я могу получить эти данные гораздо быстрее.
В тот же вечер мне пришлось еще раз зайти в отделение «Сбербанка», чтобы узнать присвоенный номер моему заявлению. Хотел было ограничиться телефонным звонком, но в течение 15 минут ни к одному из двух телефонов никто не подошел. Заявлению присвоили № 004242-2013-019501. SMS-напоминание пришло около 18 вечера, когда я уже был на работе.
Наконец, я позвонил в справочную службу «СМАРТС» и поинтересовался, где могу узнать информацию о входящих SMS. Сначала мне сказали, что такой информации у них нет. Когда я заявил, что такого не может быть, меня направили в центральный офис в Чебоксарах и центр обслуживания клиентов в Новочебоксарске.
День второй (суббота, 9 февраля)
В субботу утром мне позвонил следователь и попросил сегодня же привезти выписку со счета банковской карты. Я пришел в отделение «Сбербанка» (Новочебоксарска, ул. Советская, 7), где когда-то получал кредитную карту. Однако ничего, кроме наличных денег, не получил. По словам сотрудников, их программа работает неправильно, поэтому данных о совершенных по карте операций за 8 февраля у них нет.
Я позвонил в службу поддержки, где мне ответили, что задержка в получении этих данных может составлять один-два дня. На это сотрудники допофиса сказали, что их программа дает задержку на целую неделю. Потом я снова позвонил в службу поддержки и просил предоставить дополнительную информацию о спорной операции. Меня попросили назвать контрольное слово. Сотрудник «Сбербанка» в Новочебоксарске мне его продиктовала, но Москва ответила, что контрольное слово неверное. Я снова малость изумился (за те два дня я часто изумлялся). Мне предложили поменять контрольное слово. Оно начнет действовать через день.
Никаких других более быстрых способов получить данную информацию в «Сбербанке» мне не предложили.
Потом я пошел в новочебоксарский офис «СМАРТС Шупашкар GSM». Оператор посмотрела свою базу и развела руками: входящие SMS в детализации не отображаются. Изумляться я не стал, а попросил объяснить, как такое может быть. Оператор позвонила в Чебоксары, с кем-то связалась и снова заявила, что такая информация у них не хранится. Я сам взял трубку. После некоторых препирательств в стиле «пусть МВД шлет нам запрос - мы ответил», я заявил, что я являюсь абонентом «СМАРТС» и настаиваю в получении данной информации. В ответ мне сказали, что постараются что-нибудь для меня сделать. И действительно, после обеда позвонили из Чебоксар и уточнили SMS за какой период меня интересуют.
День четвертый (понедельник, 11 февраля)
Утром позвонил следовать, спросил про мои успехи. Я обрисовал ему ситуацию и обещал перезвонить как только получу новую информацию. Заодно с изумлением узнал, что запрос в «tutu.ru» до сих пор не отправлен. Самая реальная зацепка до сих пор не используется.
Дозвонился в главный офис «Сбербанка» в Новочебоксарске, где мне сказали, что пока у них есть данные только по операциям за 7 февраля. Просили перезвонить завтра.
От «СМАРТСа» тишина. От «Сбербанка» - тоже. Но это нормально, так как мое заявление о спорной операции будет рассматриваться еще долго. И не факт, что деньги мне будут возвращены. Вдруг, это я сам все это подстроил.
Продолжение следует...