Aug 25, 2022 23:31
Наверное, мы больше никогда не будем счастливы (хотя, к сожалению, будем), но - if this is the price to pay - я выбираю платить. Как-то я снимала квартиру в Хамовниках (ну, как квартиру, комнату) и между делом - прям хорошо это помню - думала, а вдруг как-нибудь так повернется жизнь, что хозяин мне эту квартиру... подарит! Ведь... она мне так нравится! Я не считаю себя ни хорошим человеком, ни плохим - но то, что ни в какой ситуации такая мысль больше не придет мне в голову, как-то... не знаю. В общем, спасибо, что такая мысль больше никогда, ни при каких обстоятельствах не придет мне в голову. Побольше бы таких людей, как я, иф ю тэйк май мининг.
Перечитываю Властелина колец - нашла у сестры увесистый томик оригинала, который сама же давным-давно и покупала в - oh this is gonna be sharp - в магазине при Британском консульстве. Был такой на Фонтанке, помните. Тогда я его не осилила, а теперь на даче он внезапно зашел, то есть даже не зашел, а просто это настолько легкое чтиво, не требующее вообще никаких усилий, не вызывающее никакого disturbance, что... в общем это настолько отличается от моего привычного круга чтения, что я уже сама не понимаю, зачем я это читаю. Читается - можно бросить в любой момент и ничего не почувствовать, можно продолжать и тоже не чувствовать ничего. О чем вообще эта книга? Да в целом ни о чем - я вдруг поняла, что вся идея с кольцом совершенно пуста. Что бы оно должно символизировать? Какое-то оружие, какое-то подчинение, что-то мощное, что нуждается в уничтожении - да ну я вас умоляю. Эта концепция не выдерживает критики. И при чем тут эффект невидимости? В чем глубокий смысл исчезновения, если надеть кольцо? Да и почему кольцо, почему не корона, тиара? А эти бестолковые картонные персонажи - Боромир просто ходит туда сюда и постоянно выказывает неудовольствие (а! плохой человек с коррумпированным сердцем, должен смекнуть читатель). В чем удивительная сила Фродо? Он всю дорогу только и важничает на ровном месте, делает скорбные лица и не к месту напоминает, что он - Хранитель кольца (здесь опять непонятно, в чем идея хранения и что вообще должно символизировать собой кольцо). Зачем нужны гномы? Эльфы - высшая раса (по неизвестной причине высшая раса не интересуется никем и ничем, кроме себя, опять! опять непонятно, что из этой мертвой идеи должно быть нами осмыслено), люди - изначально более несовершенны и нужны для контраста, ну, допустим. А зачем нужны гномы? Может быть у них какая-то своя фишка - например, выносливость? Но нет, эльфы выносливее (ловчее, быстрее, красивее и бессмертнее), человек-Арагорн способен бежать много дней подряд, в то время как гном-Гимли уже выдохся. И в чем тогда смысл гномов? И ох уж эти орки - вроде бы они так ужасно плохи, но чем именно, тоже в целом не очень понятно. Орки убивают - ну так и эльфы убивают тоже. А, ну да, орки некрасивые. Ну так и гномы тоже! Итд.
Но стало более лучше ясно, чем в детстве заворожила меня эта история - не историей (ее там нет), но описанием настоящего географического приключения. Мало интересные герои карабкаются через скалы, идут по заколдованным лесам, много дней подряд сплавляются по реке, и все детали изменяющихся ландшафтов описаны до занудности подробно - так, что ты начинаешь видеть сами изменения, следить за развитием этих изменений так, как если бы сюжет в действительности строился вокруг них (а он и строится). Я в детстве перерисовывала карту Средиземья - она до сих пор висит в моей комнате в Петербурге - и по правде говоря, эта карта оказалась совершенно реальна. Так оно все и есть: за рекой Ривенделл, под горой древний путь, в мрачном лесу всегда найдется какой-то расположенный к тебе дух. Если долго куда-то идти, однажды придется повернуть назад. Been there, done that.
Но Толкин, конечно, сам не понял, что написал (и oh this is gonna be sharp-2, все зло у Толкина с востока).