(
источник)
ТЭММ - цели и задачи
Теория эволюции материи и моделей
Уже в Средние века многие ученые люди начали понимать, что мир сложен. И что простыми формулировками античных философов этот мир не описать. Натурфилософия - размышления о природе - разделилась на отдельные области изучения. Выделились география, ботаника, медицина, алхимия, механика. Мир науки начал делиться на множество направлений и продолжает делиться до сих пор.
«Мы все учились понемногу», поэтому знаем, что химия - это не физика, а живопись - не геология. Физическая химия и химическая физика - совершенно разные науки, имеющие очень мало общего между собой. И все же где-то в глубине души каждого настоящего исследователя, как пульсар, мерцала и не гасла мысль: но ведь природа-то одна! Значит и в наших физиках-геологиях-искусствоведениях должно быть нечто общее.
Эта мысль заставляла теолога Николая Кузанского углубляться в астрономию, медика Галилея в механику, физика Фарадея - в химию. Эта мысль заставляла химика Лавуазье думать о правилах питания рабочих, а физика Нильса Бора размышлять о принципах дипломатии.
И самые смелые находили это общее. Пусть не во всем. Пусть поначалу в смежных областях. Что общего между самыми разными растениями и животными? Карл Линней нашел это общее - иерархическая структура. А Чарльз Дарвин нашел это общее в закономерном развитии живого мира. А что общего между животными и Вселенной? Оказалось, что Вселенная тоже имеет иерархическую структуру и тоже развивается! Иерархическая структура науки известна уже давно, а Томас Кун ясно показал, что и развиваются все науки по одному принципу.
Наиболее детально приципы иерархического структурирования и закономерности развития были выявлены Г.С. Альтшуллером для технических систем. Сперва это была прикладная наука ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Потом она переросла в ТРТС (Теорию развития технических систем) - науку о структуре и развитии техники.
Ученики и последователи Альшуллера рассматривали и другие системы, далекие от техники: биологические, социальные, художественные, научные. Закономерности структурирования и развития уточнялись, пополнялись, но при этом оставались едиными для самых разных систем - как для природных, так и для искусственных, как для материальных, так и для нематериальных, то есть созданных творческим воображением человечества.
Изучение этих закономерностей и есть основная задача новой науки, которую мы решили назвать Теорией эволюции материи и моделей (ТЭММ).
* * *
Наши исследования все больше убеждают нас в том, что при изучения систем в структуре и развитии практически невозможно провести грань между материальным объектом и его мысленной моделью. На аналитическом, творческом этапе инженер, предприниматель, художник, ученый имеют дело с моделью объекта своего творчества, а не с самим материальным объектом. Поэтому и принципиальных отличий между структурами и механизмами развития материальных и нематериальных объектов (моделей) нет. Отличия есть только в доступных ресурсах для развития и источниках потенциала развития.(
читать полностью)
СО-сообщества
2 Академия,
Марсианский трактор,
Мир Полдня,
Школа Полдня,
ЗОНА СИНГУЛЯРНОСТИ.