"Московские новости" опубликовали большую статью о ближайшем будущем профессионального образования и сферы труда. «Высшее и профессиональное профобразование будет эволюционировать в сторону более коротких форматов, это будут не 4-5 лет, а 1-2 года, и их будет много в течение жизни. И для того, чтобы сохранять конкурентоспособность - надо будет заниматься в первую очередь этим», - добавил он. Увеличиваться будет доля смешанных форматов обучения и форм «доучивания», в значительной степени - вечернее образование".
--------------------------------------- несколько фрагментов из статьи
Учиться часто и понемногу
Конкурентоспособность экономик мира сегодня все больше определяется уровнем «человеческого капитала», отмечает советник Института современного развития Никита Масленников. Базовые знания представляют ценность только вместе с профессиональным опытом, то есть многократно проверенные. Но и, наоборот, профессиональный опыт сегодня уже не самодостаточен - через некоторое время опять надо пополнять базовые знания.
«Тем, кто может совмещать образование с работой где угодно, это надо делать, потому что сейчас время постоянных коррекций. Человек, который может это совмещать, имеет больше возможностей в будущем добиться успеха», - заметил эксперт в беседе с «МН».
Проще говоря, современной молодежи предстоит в буквальном смысле воплотить поговорку «век живи - век учись». А сектору образования предстоит перестроиться под требования нового времени, добавляет руководитель проектов комитета гражданских инициатив Дмитрий Некрасов.
Современные системы образования не должны быть ограничены обучением по профессии и временными рамками
«Если в XIX или даже в середине XX века можно было получить высшее образование на всю оставшуюся жизнь, то сейчас период «полураспада» знаний очень короток, и все равно приходится постоянно доучиваться и переквалифицироваться», - отметил он. Поэтому в современном мире важны не столько знания как таковые, сколько умение их приобретать вовремя.
«Высшее и профессиональное профобразование будет эволюционировать в сторону более коротких форматов, это будут не 4-5 лет, а 1-2 года, и их будет много в течение жизни. И для того чтобы сохранять конкурентоспособность, надо будет заниматься в первую очередь этим», - добавил он. Увеличиваться будет доля смешанных форматов обучения и форм «доучивания», в значительной степени - вечернее образование, считает он.
Современные системы образования не должны быть ограничены обучением по профессии и временными рамками, соглашается заместитель директора Института экономических стратегий РАН Александр Неклесса. Квалификация, усвоение прошлого знания в современном мире - лишь сегмент компетенции, которую требуется иметь, добавляет он. Поэтому образование должно стать перманентным. Стране опять нужны инженеры и рабочие
Появление новых профессий на будущее предсказать сложно, продолжил Некрасов, однако в краткосрочной перспективе можно уверенно говорить о повышенном спросе на технических специалистов в России. «Мы видим, какой перекос существует сегодня на рынке труда в России: у нас сейчас реальный дефицит технических кадров в силу того, что в какой-то момент именно эти профессии были «в загоне», - отмечает он.
В то же время существует явный перекос предложения гуманитарных специальностей: юристов в избытке, а инженеров-проектировщиков и технологов не хватает.
«Инженерные специальности, IT, рабочий класс выходят на первый план, мы говорим об этом давно», - отмечает доктор экономических наук, завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Андрей Коровкин. Государство в последнее время обратило внимание на эту проблему, но решить ее быстро не удастся, полагает он.
«Усилия-то делаются, но весь вопрос: какие лаги здесь будут, если мы математическую подготовку провалили, и все хотят быть, извините, журналистами», - сказал экономист «МН». Государство, считает он, в последние годы нарушало некие пропорции и в численности, и в оплате труда, и в уважении к той или иной профессии. В результате, сказал Коровкин, молодежь стала выбирать более простые пути. «Инженерные специальности - они потяжелее, там надо сопромат учить», - заметил он.
Сложившиеся установки будет непросто переломить, потребуются бюджетные вложения. «Это, по-моему, достаточно запущенная вещь. Как-то очень деликатно это должно быть… надо потратиться тут. Но если на молодежь тратить, то надо тратить и на учителей, на старшее поколение», - сказал Коровкин. Куда идешь ты, экономика?
Чтобы узнать, какие специальности в будущем будут популярны у работодателей, нужно определить возможные векторы развития экономики, отмечает Никита Масленников. «У нас на пороге встреча со всей глобальной экономикой, новой технологической волной», - заметил он. Поэтому востребованы инженерные компетенции, которые обязательно должны совмещаться с информационными технологиями: «Без знания того, как устроена сеть, сегодня просто нельзя быть профессионалом. Если у кого-то не хватает этих навыков - это нужно немедленно восполнять». Это касается людей всех возрастов, и в том числе пенсионеров, желающих продолжать трудовую деятельность. Эксперт также предрекает рождение новых специальностей на пересечении многих существующих, в связи с чем важно углублять фундаментальные знания.
За образованием, полагает он, далеко ходить не надо - Россия конкурентоспособна по многим актуальным направлениям профессиональной жизни. «Это и биотехнологии, и нанотехнологии, все, что связано с аэрокосмическими отраслями, документальная и прикладная физика, геология, геофизика», - перечислил Масленников. «Какой-то прорыв будет в диверсификации нефтегазового комплекса… нефтехимия, химический комплекс весь - это большие перспективы», - сказал эксперт. Это направление связано с фармацевтикой - очень обещающая отрасль для молодых людей.
Сектора, связанные с медициной, будут развиваться, согласился Дмитрий Некрасов. «Население стремительно стареет, медицина становится все более технологичной, в связи с этим количество занятых здесь будет расти», - прогнозирует он.
Люди все больше понимают, что, занимаясь зарабатыванием денег, «обменивают золото на медь» Больше развлекаться мы не будем, но и меньше тоже
Индустрия развлечений тоже будет развиваться, считает Некрасов. «Тенденция, которую мы наблюдаем последние 100 лет, связана с увеличением свободного времени. Мы его экономим не только на работе, но и кофеварками, машинами - чем угодно. Оно и дальше будет расти», - заявил он.
Доказательством тому Некрасов считает, что в ряде европейских стран рабочее время уже сегодня сокращается до 34-36 часов в неделю. «Скорее всего эта тенденция продолжится. Количество людей с частичной занятостью тоже растет», - добавляет он. В этих условиях индустрия развлечений станет одним из самых главных «аттракторов» рынка труда, там будет создаваться больше всего рабочих мест - туризм, развлечения и так далее.
В то же время прямо противоположное мнение высказал «МН» Андрей Коровкин из РАН: сокращение доли нефтяных доходов в экономике приведет к снижению спроса на развлечения, по крайней мере в нашей стране. Сегодня их уже слишком много.
«Перебор здесь мы позволили. Это, может, связано с идеей, что мы в постиндустриальном обществе оказались - и сразу все поют и пляшут», - говорит Коровкин. Но ближайшее будущее должно наглядно продемонстрировать, что мы пока не живем в раю: «При таком уровне производительности труда нам еще и «не по чину» такая сфера услуг, которая существует только за счет нефтяных денег».
Современные молодые люди, особенно школьники, представляют будущую работу как метод самореализации, а не способ зарабатывания денег Личностный рост дороже денег
Новый этап реформации экономики, который сейчас переживает человечество, выходит за рамки самого понятия экономики, полагает заместитель гендиректора Института экономических стратегий, политолог и футуролог Александр Неклесса. Главная его характеристика - резкое повышение роли личности.
Но одновременно меняется и значение экономики, которая переходит к математическим схемам и в перспективе становится безграничной. «Она из привычной переходит в экономику финансовую, финансовая сливается с информационной, а информационная - с математикой», - сказал эксперт, приведя в пример автоматические программы для торговли на бирже, заменившие людей.
Другое актуальное направление - социализация экономики, смещение, при котором, например, неприбыльные предприятия становятся хорошими активами. И, наконец, тенденция перевода профессиональных компетенций в категории личностного роста. «Это стало заметно, когда люди стали заниматься дауншифтингом (переход на менее оплачиваемую работу)», - сказал Неклесса. Но есть и другой путь - продолжая заниматься экономикой, расширять «поле приложения» в сфере личностного роста.
Сегодня, по его словам, люди все больше понимают, что, занимаясь зарабатыванием денег, «обменивают золото на медь».
Такое мышление можно считать уже вполне типичным для современной молодежи, доказывает исследование Санкт-Петербургского института современного развития, проведенное в 2013 году. Анализируя, как меняются мечты современной молодежи, исследователи выяснили, что нынешнее молодое поколение по сравнению с предыдущим придает значительно меньшее значение материальному благополучию.
«Современные молодые люди, особенно школьники, представляют будущую работу как метод самореализации, а не способ зарабатывания денег», - говорится в выводах по итогам исследования.
«Это не идеалистическая, а вполне трезвая оценка - что жизнь только одна и ее нельзя растратить, а золото души - это не есть золото внешнего мира», - считает Неклесса. Вместе с тем, по его словам, одно золото другого не исключает, а скорее дополняет: своеобразная алхимия в личности и понимание серьезных ценностей делает человека более современным, и следовательно, востребованным.