Школа в Камартене

Jan 21, 2012 12:36

Стоило только начать рассказывать про «что почитать», как набежала толпа чудесных книг, толкаясь, пихаясь и настойчиво требуя:

-        Про меня напиши!

-        Нет, про меня!

-        Да кто тебя читать будет, ты вон какая длинная, давайте лучше про меня!

-        А я вообще - классика! С меня надо начинать!

-        Вы все - графоманский мусор, про вас даже упоминать не надо! То ли дело - я!

Чтобы как-то пресечь эту зарождающуюся свару, пообещала написать о каждой (кстати, довольно странно, что у таких чудесных книг, такой скверный характер, вы не находите?).

Начну с самой незаслуженно обделенной вниманием. Автор не хочет издаваться, рекламы никакой нет, а книга, между тем, просто исключительная! Пока шла борьба за первенство в списке, она скромно лежала в памяти моей электронной книжки и еле слышно хихикала. Все правильно, волноваться ей было не о чем, я просто не могла начать с какой-то другой!

«Школа в Камартене»

Старая добрая Англия. Закрытая привилегированная школа. Особый мир, живущий по своим законам и плюющий на внешние раздражители. Ученическое братство. Уже заманчиво, не так ли? А я еще не сказала, что директор школы в Камартене - небезызвестный Мерлин. А мудрые профессора - признанные маги, каждый со своими закидонами и замашками. Вы даже не представляете, какой кавардак в процессе обучения могут учинить все эти в высшей степени достойные персонажи.

«В школу Мерлина в Кармартене принимали всякого, кто сумел найти ее, войти в нее, разыскать там профессора Мерлина и ответить ему по билету. Затрепанный этот экзаменационный билет Мерлин выуживал каждый раз из складок своего балахона, всегда один и тот же, и прав будет тот, кто предположит, что он десятилетиями не менялся. Остальные повсеместно известные требования - шестнадцать лет, знание латыни, не сопливый нос и чистый носовой платок в левом нагрудном кармане - были факультативны».

Если вы поищите отзывы на книгу - найдете много противоречий и различных суждений. Разумеется, школу в Камартене часто сравнивают с Хогвартсом. И, действительно, есть много совпадений. Но я сегодня прочитала, что Анна Коростелева - автор «Школы в Камартене», преподаватель филфака МГУ, читала ее в ШЮФ при МГУ в середине 90-х. А первый Гарри Поттер был опубликован в 1997 году. Да и нет в книге Коростелевой таких эпохальных потрясений, как у Джоан Роулинг. Самая большая неприятность, свалившаяся на учителей и учеников «Камартена» - официальная комиссия, прибывшая с проверкой. Пришлось спешно готовить школу к приему официальных гостей - прятать расписание уроков, льстить витражам и подбадривать статуи.

«Подготовка к приему инспекции развернулась в ураган, сметавший все на пути. Приметы времени просто отменили; вместо них мыли лестницы, считали ступеньки, подбадривали статуи философов древности и льстили витражам. Льстить витражам было обязательно: когда они подолгу стояли без похвалы, девы на витражах мрачнели, святые отворачивались, цветы закрывались, и единороги паршивели. Самые запущенные витражи дали, конечно, младшим ученикам, и теперь Гвидион, покачиваясь на пятках, стоял перед порученным ему огромным витражом и изо всех сил признавался ему в любви. Ему уже удалось привести в должный вид почти всю правую его половину; теперь он перешел к деве с лилиями, прижал руку к сердцу и начал:

-    О прелестнейшая, неужели ты, при всей твоей несравненной красоте, не удостоишь меня хотя бы взглядом?

-    Перестаньте орать, - заметил ему проходящий мимо Мерлин».

«Подбадривать статуи было делом не из легких, - совсем не то, что нахваливать витражи. Философы древности приходили в хорошее расположение духа, только когда им цитировали их самих, причем дословно. Гвидион обработал Сократа, Фалеса, Ксенофана и Гераклита, украдкой вытер пот со лба, и, заглянув в следующую нишу, где стоял хмурый Эмпедокл, поспешно направился в библиотеку. Когда он проходил через нижнюю галерею, Керидвен упросила его взять на себя еще и криво улыбающегося Демокрита».

«Школу в Камартене» можно скорее сравнить с «Понедельник начинается в субботу» - похожее настроение, легкий сумбур и фантасмагоричность происходящего. Сюжета в книге практически нет. Есть некие зарисовки «на тему». В начале я все пыталась поймать суть, найти главных героев и как-то «следить за мыслью». Это была ошибка, надо просто расслабиться и полностью включиться в эту филологическую игру со множеством исторических, религиозных, мифологических, филологических и философских отсылок.

Приведу еще несколько цитат. Если вас зацепит, срочно скачивайте и читайте :)

«- Что это вы пишете, дитя мое? - раздался ядовитый голос у Гвидиона за плечом. - «...причиняя большой ущерб исконному населению Британских островов...». Запомните, молодой человек: исконное население Британских островов - это я. Все остальные появились там гораздо позже. А это? «Наши знания об этом времени весьма скудны и приблизительны, и события эти по большей части принадлежат области неизвестного». Гм... Если вам нечего сказать, сокращайте, сокращайте это математическими значками. Наши знания об этом t > 0, и cобытия эти Є Х. А то изводите только пергамент. Пишут, пишут, - сами не знают, чего пишут. Единственное, что я могу сделать для вас как очевидец и не последний участник этих событий - это оставить вас после уроков, и вместо всей истории Британии вы будете мыть пол. Вот этой тряпкой. О, о, о. Я вижу на вашем лице ужас. Это старая, заслуженная тряпка. Мне подарили ее в Аннуине».

«- Да, понимаю, - говорил Финтан. - То же и в нашей поэзии: со временем
все вырождается в классику».

- «Если ничто не помогает, пациент отказывается есть и чахнет на глазах, следует призвать старых злоязычных бабок и заплатить им за то, чтобы они хорошенько очернили предмет страсти в глазах пациента», - процитировал наизусть Лливарх.
- Прекрасно. В роли старых злоязычных бабок себя попробуют… Керидвен, дочь Пеблига, Ллевелис, сын Кинварха, Энид, дочь Элинед и, и… я думаю, Горонви, сын Элери».

«Как человек с недюжинными познаниями в медицине он первым обратил внимание на то, что у Нуаду на верхнем барельефе начисто отсутствует правая рука».

«- Кстати о хулиганстве, - со всей доброжелательностью сказал Мак Кехт. - Оуэн, ваш протеже, Бервин, сын Эйлонви, постоянно сидит в библиотеке, изучает поэзию…

- А при чем тут хулиганство? - подслеповато щурясь, спросил архивариус. - Все бы так хулиганили!..

- Но Бога ради! - воскликнул Мак Кехт. - Он же превращается во все!..

- Мне странно слышать это от Туата Де Дананн, - колко заметил Мак Кархи.

- Я бы слова не сказал, но там же кругом читатели! - слабо возразил доктор. - Вчера напротив девочки сидели, пытались сделать конспект по медицине. Бервин же меняет облик пятнадцать раз за минуту, рядом с ним невозможно заниматься!..

- Скажите своим девочкам, что, когда занимаешься, не вредно иногда бывет сосредоточиться на учебнике, а не пялиться на то, во что превращается твой сосед. Пришел заниматься, так занимайся. И нечего глазеть по сторонам, - сказал Мак Кархи так резко, что сам удивился».

«- Год вашего рождения? - с нескрываемым интересом спросил великий методист.

- Тысяча пятьсот семьдесят девятый.

- Очень странно, - сказал методист, вызвав сдавленные смешки со стороны своих коллег. - Ваши родители, если я правильно понял, родились до нашей эры, вы же - только в конце XVI века?

- Да, я поздний ребенок, - спокойно отвечал Змейк.

- Где вы получили образование?

- В течение семи лет я учился и прислуживал при храме Немезиды, затем продолжил свое образование в Элевсине.

- При храме Немезиды?

- Да, при храме Немезиды в Афинах, в аттическом пригороде Рамнунт.

- Прислуживали?

- Принимал дары от посетителей и поддерживал огонь перед статуей Немезиды с уздой, мечом и бичом.

- Вы хотите сказать, что в шестнадцатом веке в Афинах функционировал храм Немезиды с уздой, мечом и бичом? - внезапно сказал кто-то из наиболее трезво мыслящих членов комиссии.

- Не только в шестнадцатом веке, но и по сей день. Учебные и научные центры такого масштаба неуничтожимы.

- А вот такой вопрос, - вкрадчиво сказал психолог. - Что вы станете делать, если у вас ученик станет вдруг во время урока вставать, ходить по классу, делать что ему вздумается?

-    Попрошу отставки, - сказал Змейк».

«На четвертый день Пандора Клатч устроила опрос молодежи во дворе.

- Как организован ваш досуг? - обрушила она на всех сакраментальный вопрос. - Есть у вас какие-нибудь игры?

- Есть, - сказали все. - Мы играем в метаморфозы, в три эпохи, в светоч знаний…

- И кто же у вас в этом году чемпион? - сладко улыбаясь, спросила Пандора Клатч.

Все недоуменно посмотрели друг на друга.

- Что значит «чемпион»? - деловито спросил Ллевелис.

- Ну, лидер, который вырвался вперед…

- Куда вперед? - напряженно соображал Ллевелис.

- Олимпионик, - подсказал Дион Хризостом, чем рассеял мучительную сосредоточенность на лицах своих учеников. - Кто олимпионик?

- А-а, - удивились студенты. - Но в эти игры… нельзя выиграть. То есть один человек не может выиграть. И команд в них никаких не бывает.

- А где же здоровый дух соревнования, воля к победе? - недоумевала Пандора. - Как вы вырабатываете стремление к успеху? Вы же молодежь! - и, сделав несколько жирных пометок в своих бумажках, она обвела всех бодрым взглядом.

- К успеху? - робко переспросил Афарви.

- Да, да! Стремление завоевать первое место, вымпел, кубок! У вас же есть кубки? - Пандора посмотрела подозрительно.

- Да, у меня есть два кубка, - спас заходящую в тупик беседу подошедший Мерлин. - Я припас их еще со времен Круглого стола. Да, помнится, сунул как-то в карман. Невзначай. Но зачем они молодежи? Ни к чему им спиваться. Рано еще.

- Нет, мне все-таки хотелось бы знать: как выглядит школьный досуг! - стояла на своем Пандора Клатч.

- Ну, например, скоро к нам приедет знаменитый бард, Давид-ап-Гвиллим. Мы его все обожаем. Школа его специально пригласила.

- Ап-Гвиллим, вы говорите? Не слышала. Надеюсь, он поет что-то приличное? Это не один из этих нынешних размалеванных гугнивцев… скачущих под гитару?

- Ну что вы, это совершенно приличный бард пятнадцатого века, и играет он на арфе, - с жаром заверили девочки».

Уф, главное вовремя остановиться :)

книга-га

Previous post Next post
Up