Если бы двадцать пять лет назад я прочитала в книге про стиральную машину, которая пишет письма своему хозяину или про чайник с предустановленными играми, я бы посмеялась, но сегодня я курю электронную сигарету, заряжаю от розетки электронную книгу и в общих чертах понимаю принцип работы контекстной рекламы. И мне уже не смешно.
Чтобы написать добротную антиутопию больше не надо выдумывать будущее - достаточно подкрутить яркость у настоящего.
В своем сатирическом романе «Страна качества» Марк-Уве Клинг просто собрал и довел до абсурда прогрессивные фишки нашего дивного нового диджитального мира. И не то, чтобы это было дико оригинально и свежо, но сконцентрированное в рамках одной книги - бодрит и тревожит.
Страна качества - мир победившего консьюмеризма, которым рулят алгоритмы, а машины как известно не ошибаются. И если вам, как главному герою романа, из магазина прислали розовый вибратор в форме дельфина, значит вы его хотите или захотите вскоре, и никак иначе.
Видеть только те новости, которые алгоритм считает актуальными для вас, дружить с людьми, которых он считает подходящими, спать с тем, кто вам подходит по мнению программ, жить и работать там, где вам позволяет ваш социальный уровень (от 2 до 99) - ничего нового для современного человека, не правда ли? Автор всего лишь откровенно формализировал это. И естественно не дал ответа на вопрос - как жить иначе? Каким оно должно быть то самое общество, если не обществом потребления?
Люди проиграли вещам, и роботы стали человечнее человеков. ВАЛЛ-И и ЕВА - вот наше будущее. И у Клинга роботы безусловно харизматичнее людей. Дрон, который боится летать, экспериментальный планшет-революционер, боевой робот с ПТСР, андроид-писатель - они все милые и живые, в отличии от вялого Петера Безработного, в котором всю книгу натужно формируется самосознание и просыпается атрофировавшаяся напрочь рефлексия.
В книге не мало действительно забавных моментов - пытки андроидов диснеевскими мультфильмами, раскатывание вдоль и поперек несчастной Дженнифер Энистон, «Игра престолов» без убийств, порно-версия «Гордости и предубеждения», мюзикл «Гитлер» и прочие упражнения в остроумии. Но в кои то веки я хочу получить мораль басни, хочу ответа на вопрос можно ли получить блага цивилизации и остаться свободными от них? Судя по риторике Клинга нет, нельзя, хотя и луддистского призыва крушить прогресс во имя человека здесь тоже нет.
В общем, к чтению, несомненно, рекомендую, пусть художественные достоинства у книги и не велики. Но, наверное, интересной дискуссии по итогам не проведешь - автор более чем дотошно все разжевал и разложил по ротикам читателей, и все что не скажешь об этой книге будет уже слишком очевидным.
«Мне просто надоело, что никто не хочет взять на себя ответственность. Все время виновата система. Но ведь есть также люди, которые отвечают за то, чтобы систем была такой, какая она есть!»