В последних нескольких постах появлялись результаты моих экспериментов в поисках ответа на вопрос "Как оцифровать плёнку, если нет сканера и желания платить за это деньги?"
Первые опыты показали результаты мягко говоря странные, однако же, ближе к концу я смог добиться чего-то более-менее вразумительного.
Так что сейчас на примере картинки из предыдущего поста я расскажу, как же-таки это делается. Конечно, у этого метода все равно остался ряд проблем, многие из которых, однако, устранимы. Для чего наверняка можно использовать такое "Сканирование", так это -- для предпросмотра. Если посмотреть на фотографии жутко хочется, а к другу(\в лабораторию) со сканером пускают только с утра.
Что получилось.
Скажу честно, идею слизал со статьи в интернете. Однако, она потребовала некоторые доработки. В частности, рекомендуется производить съемку на цифрозеркалку в формате RAW. Результат других аппаратов и форматов именуется малопечатным словом.
В моем же арсенале фотоаппарат Fujifilm s1500 без RAW, автофокуса и с 10 мегапикселями. (Имей я цифрозеркалу, потребность сканировать плёнку была несколько меньше.. Но была бы!)
Итак. Идея заключается в том, чтобы на фоне равномерного источника света сфотографировать негатив, после чего -- перевести его в позитив электрическими средствами.
В качестве источника равномерного света выбран монитор. У меня это ViewSonic. Самый обычный ЖК монитор.
Первая же попытка пойти в лоб дала следующий результат:
Пиксели монитора существенно крупнее зерна плёнки. Что приводит к жуткой ряби.
Чтобы избежать этого -- расположим негатив на некотором расстоянии от поверхности экрана. Тогда глубина резкости при пересъемке сгладит пиксели монитора. Негатив же останется четким.
Монитор положил на стол горизонтально. На него -- пару книжек. На них -- плёнка в двухсторонней рамочке из картона. Для жесткости и удобоства автофокусировки (ручной моя техника, увы, не оснащена, однако по контрастному обрезу картона фокусируется прекрассно)
Освещенность у нас небольшая. Нужно использовать большие выдержки (порядка 1\8 секунды на iso 64)
Из бруска, дедовых тисков и подошвы для штатива соорудил "Нечто":
Закрепил брус над столом. Расстояние от объектива до негатива -- пара сантиметров. Режим супермакро
По-хорошему, стоит использовать высокий штатив, зум и бОльшее расстояние до негатива, что поможет избежать перспективных искажений при малом фокусном расстоянии. Однако тут помешала лень и габариты стола. Я правда пытался водрузить на него штатив.
Тут появляется новая проблема. Негатив, конечно, есть, но при его инвертировании получается нечто сине-белое. Прозрачное и почти бесцветное. Попытки вытянуть из такого изображения цвет привели к довольно сомнительным результатам:
Выглядит скорее как раскрашенная чб фотография. Это после получаса танцев с бубном и фотошопскими кривыми.
Не имея возможности снимать в формате RAW, столкнемся с ограничением динамического диапазона съемки. Что это значит? -- Значит, что нет возможности вытянуть картинку по цвету так, как этого хочется. Некоторые цвета в снимке отсутствуют в принципе.
Чтобы решить эту проблему, нужно "Откалибровать" монитор и фотоаппарат. Требуется, чтобы то, что на негативе серое, не имело тона и на снимке. Для этого желательно сделать монитор максимально белым (выкрутить яркость, контраст, цвета). В меню своего экрана обнаружил знакомое буквосочетание sRGB, и установил его в качестве цветового профиля. Стало действительно ярко и бело.
Правда, как видно на фото, экран все равно не особо белый. А это уже нужно колдовать с фотоаппаратом.
Заправим в нашу установку кусок прозрачной (неэкспонированной) плёнки. (Обычно это то, что осталось в катушке после съемки 36-го кадра) После чего установим ручной баланс белого (баланс по белому листу) в меню фотоаппарата. Благо этой функции нет разьве что в камере телефона. И то не в каждой.
Новый баланс я захватил, сильно увеличив плёнку. (даже еще сильнее, чем на картинке. Чтобы фотоаппарат ничто лишнее не смущало)
И вот что получилось:
Теперь вооружаемся Фотошопом и продолжаем пляски с бубнами.
Изображение -> Коррекция -> Инверсия
Дамы и господа, Ctrl+i
Получаем довольно блёклый, но всё-таки уже позитив.
Теперь Заходим в микшер каналов Ctrl+M и правим цвета и контраст по кривым.
Можно, конечно, довериться собственному вкусу и вятянуть кривые на глаз, однако для начала не будет лишним замечательный инструмент Пипетка.
Точнее даже три. Видите, внизу картинки?
Пипетка чёрной точки -- выбираем самую черную точку "Слайда". Картинка приобретает контраст. Может так же изменить оттенок.
Не понравилось -- можно сразу кликнуть на другую "Чёрную" точку. И так -- пока удовлетворимся тёмными тонами картинки.
Далее -- Пипетки светов и среднего тона. Света нужны, чтобы вытянуть картинку по верхней грани яркости до белого (впрочем, иногда это не нужно, тогда светлую пипетку можно и не трогать)
Пипеткой средних тонов выделяем "серую" область на фото. В зависимости от оттенка этой области картинка изменит свой оттенок. Можно добиться как реальных цветов, так и некоторой "художественности". Устанавливается так же экспериментально, посредством многократных проб.
Вот, что получилось у меня. На точность не претендую.
На моем фото видны оранжевые засветы слева и справа. Скажу четно, я от них в восторге. Однако, если производить съемку негатива в темноте, такого безобразия не будет. Так же вполне разумно использовать в качестве рамки черный светопоглащающий материал.
Ну, а если вам как и мне стало лень городить высокий штатив, увеличивать выдержку за счет уменьшения дырки диафрагмы в режиме зума, ловить фокусировку плёнки и.т.д.. То есть вы тоже решили снимать в макро.
Free Transform -> Distort вам в помощь. (на новом слое, конечно)
Ну и напоследок скажу, что с ЧБ плёнками все, естественно, в разы проще.
Надеюсь, мой опыт кому-нибудь будет полезен)