Словарь города пишется сейчас

Aug 08, 2014 05:02

Рубрика: Изобретая будущее

Словарь города пишется сейчас

Заинтересованный читатель наверняка помнит «Библиографический репортаж» в апрельском номере нашего журнала, который мы вели со страниц издания со сдержанным до таинственности названием: «Strelka: Сборник-2013» . Сборник проектов, сделанных молодыми авторами разных специальностей, был, напомним, посвящён проблемам формирования современной городской среды, а выпустило его издательство при уникальном интеллектуальном предприятии: при Институте медиа, архитектуры и дизайна с тем же названием - «Стрелка». Название - само по себе не слишком типичное - восходит к стрелке острова на Москве-реке, где расположен институт; а слова о его уникальности - ничуть не преувеличение: подобных ему в нашей стране действительно нет. Институт исследует проблемы городской среды, вырабатывает новые языки для её описания, а также занимается проектами для современного города. Но как это делается? И что объединяет под крышей Стрелки представителей столь разных специальностей, а также студентов из разных стран и их преподавателей? К каким культурным изменениям должны привести - а может быть, уже приводят? - их совместные усилия? Каким должен быть урбанист будущего? Наконец, как связаны друг с другом стоящие в названии института медиа, архитектура и дизайн?

Всё это наши корреспонденты задумали выведать у Анастасии Смирновой, преподавателя и программного директора образовательной программы Стрелки.

«Знание-Сила»: Расскажите для начала об устройстве института в целом.

Анастасия Смирнова: В Институте «Стрелка» действует несколько программ: образовательная, публичная (летняя), издательская и ещё одна, очень важная - консультационное бюро («Стрелка КБ»).

Образовательная программа - более смелая, более футуристическая, более экспериментальная - это своего рода лаборатория идей. В жизни так экспериментировать не удается: слишком много осложняющих факторов.

Очень важна и летняя публичная программа, открытая для всех горожан, - самая демократичная и веселая. В ней мы проводим школы, курсы, лекции и кинопоказы, для всех тех, кто интересуется современным городом. Мне кажется, эта программа удачно соединяет полезное с праздничным.

Показательна и программа издательская. С одной стороны, мы занимаемся переводами классических текстов (например, книги «Нью-Йорк вне себя» Рема Колхаса), без которых современному архитектору трудно работать. Мы считаем своей обязанностью закрывать лакуны в архитектурном образовании, начав с перевода очень старых и почтенных книг. С другой стороны, мы ищем новых авторов - что важно, не только за границей, - у издательства есть англоязычная и русскоязычная ветви. Формат электронной книги (по сути - длинной статьи) позволяет нам набрать очень широкий круг авторов и заинтересовать их новыми темами.

«Стрелка КБ» - это консультационное бюро, которое занимается реальными проектами для Москвы и регионов. КБ проводит международные конкурсы, придумывает концепции развития территории, помогает устраивать урбанистические форумы и решать вполне конкретные городские задачи, вроде обустройства парка Горького.

У каждой из этих программ свои кураторы, свои особые цели, но для нас чрезвычайно важно поддерживать между ними энергетический обмен, делиться темами, экспертами, сотрудниками, и прежде всего - идеями. Скажем, с недавних пор тема образовательной программы - в нынешнем году это «Повседневность» - становится и главной темой, смысловой осью летних событий. То есть какие-то открытия, сделанные в рамках образовательного процесса, мы можем выносить на суд широкой публики: и студенты Стрелки и преподаватели оказываются готовы к разговору с москвичами. А вот, например, издательская программа «Strelka Press» тоже черпает вдохновение в работе коллег - нередко приглашенные лекторы становятся авторами, а студенческие исследования ложатся в основу публикаций институтского издательства.

Со временем задачи каждой программы усложняются, каждая живет своей особой увлекательной жизнью, однако все ветви института связаны одной кровеносной системой - и в этом одна из причин уникальности Стрелки.

«ЗС»: В названии института медиа упоминаются даже прежде архитектуры и дизайна. Что сообщает им такую важность?

А.С.: Сегодня нельзя заниматься проблемами города, не уделяя внимания проблемам коммуникаций, установления связей между профессионалами, которые занимаются урбанизмом и архитектурой, и людьми, живущими в этих городах. Слово «медиа» в названии как раз обозначает умение различными способами транслировать свои идеи и открытия.

Кстати, одна из самых важных тем последних 15-20-ти лет - как архитектура и урбанизм освещаются в СМИ. С появлением интернета эта тема приобрела новые измерения.

Скажем, известен феномен архитекторов-звёзд: в 80-90-е годы они строили так называемые иконические сооружения - здания, которые хорошо выглядели на фотографиях, легко трансформировались в логотипы. Эти постройки было легко описывать и легко продавать - в прямом и переносном смыслах.

Архитекторы создавали архитектуру сильного образа, которая не требовала дополнительных объяснений. В ситуации, когда картинки атакуют нас со всех сторон - и по ТВ, и по интернету, и в журналах, - архитектура такого типа сильно выигрывает по сравнению с архитектурой, возможно, более функциональной, более удобной для пользователей, но менее развлекательной и запоминающейся.

Все это, мне кажется, сильно повредило архитектуре и дизайну: создало ложное представление о том, чем, собственно, профессионалы в этих областях занимаются, и сделало звёздами тех, кто работает прежде всего с вычурной формой. Ведь такие сложные вещи, как программа здания, замечательно придуманные сценарии для пользователя, функциональное разнообразие очень трудно показать на картинке.

В результате многие замечательные архитекторы, которые, возможно, не занимались дерзкими экспериментами в области формы, - хотя на самом деле, пожалуй, были профессионалами не менее отважными, чем архитекторы-звезды, - оказались в сложном положении: им не хватало медиа-внимания.

Есть такой известный портал «ArchDaily», ежедневно публикующий новые, свежие проекты. Его создали молодые люди из Южной Америки: вначале на испанском языке, а потом сильно расширили свою команду и стали делать сайт по-английски. Доступен он в любой точке мира, в том числе в России - вскоре у него появится, видимо, и русское отделение. Трафик у «ArchDaily» колоссальный, люди заходят туда каждый день тысячами, и не только архитекторы. Секрет первоначального успеха этого сайта состоял в правильном отборе наиболее привлекательного материла - они публиковали в основном проекты сильной формы, интервьюировали в основном звезд «иконической» архитектуры. Одно время среди молодых архитекторов было в ходу выражение «Это проект не для ArchDaily», - это означало, что его никогда не опубликуют: функциональная программа слишком сложна в объяснении, а с формальной точки зрения здание недостаточно фотогенично, и новое в проекте распознается только при внимательном чтении объяснительного текста.

«ArchDaily» - герои архитектурных медиа последних лет, симпатичные и энергичные молодые люди. Год назад я приглашала их на Стрелку, у них была интересная дискуссия с нашими студентами. Их спросили о проектах, отбираемых для публикации, о критериях отбора. И они сказали: да, мы сами уже поняли, что такая проблема есть, и всё больше стараемся рассказывать о проектах другого сорта. Сейчас наш сайт уже вышел на такую мощность, когда мы можем себе позволить держать внимание читателей дольше и соответственно говорить о более сложных вещах.

Все это подводит нас непосредственно к разговору о том типе архитектуры и дизайна, которыми мы занимаемся на Стрелке. Наши проекты не имеют отношения к архитектуре сильных форм и стильных зданий - мы не придумываем новый музей в Бильбао.

Мы работаем над разработкой паттернов, алгоритмов, схем, систем - занимаемся организацией жизни в пространстве. Речь идет о концепциях развития территорий, о дизайне сложных взаимодействий между разными частыми города, о новом функциональном наполнении старых зданий, о новой жизни непопулярных районов.

И перед профессионалами стоит вопрос: как говорить о таких проектах в медиа? Каким языком обсуждать особенности функционирования многосоставных - а других в современных городах быть не может! - схем?

Это - вопрос для журналистов, пишущих об архитектуре, но не только. Сами урбанисты или любые участники должны постоянно искать возможности рассказывать о своих сложных проектах интересно и доступно, увлекательно и просто.

И вот поэтому, мне кажется, для Стрелки крайне важна работа над новым словарем урбанизма, над новыми способами коммуникации идей, над новым языком, который будет понятен всем.

«ЗС»: Стрелка представляет себя, среди прочего, как «институт нового образования». В чём новизна предлагаемого ею образования? И в чём суть «новых возможностей», которые Стрелка также обещает открывать - и перед кем?

А.С.: Урбанизм - изучение городской среды и происходящих в ней сложных процессов - это сравнительно молодая область исследования. Его методы и терминология были разработаны в разное время очень разными специалистами - социологами, антропологами, историками, градостроителями. От того, люди какой профессии начинали с особой пристальностью заниматься городом, зависело, какую терминологию и какие методы исследования они пытались пропагандировать. Когда социологи принялись изучать проблемы городской среды, - как, например, знаменитая социологическая школа в Чикаго, - они делали это, используя социологический инструментарий, и, соответственно, в урбанизм вошло много понятий и приемов из социологии. В другой ситуации прорыв в урбанизм совершали планировщики городов - люди, которые делали акцент не на исследования, а на проектировании. Благодаря им в urban studies пришёл ряд терминов из градостроительной практики.

Получается, что урбанизм говорит на многих языках одновременно, и хорошей коммуникации это не способствует.

Но главное, что инструментарий урбанизма был приспособлен прежде всего для изучения городов индустриальной эры. Это - города определённого типа, зародившиеся в начале XIX, иногда раньше - в конце XVIII века. Даже города, основанные существенно позже, уже в XX веке, в целом подчинялись логике индустриального развития. В общем, даже и модернистские города, построенные после Второй мировой войны, еще вполне поддаются изучению с помощью инструментария, сложившегося за предыдущие, примерно, 120 лет.

Однако сегодня весь этот инструментарий, вся логика городского анализа не то чтобы совершенно не годится, но нуждается в довольно серьёзном пересмотре. Нам всем явно не хватает способов описания сложной действительности современного города- не говоря уж о нехватке способов её проектирования.

При этом урбанисты с одной стороны изучают то, что происходит, - а что происходит в современном городе, мы понимаем далеко не всегда, - с другой, сами должны эту городскую среду форматировать, проектировать, создавать.

Так возникла практика, которая называется по-английски research based design, - пожалуй, идеально точного перевода ещё нет, - проектирование, основанное на исследовании. Это не просто создание новых форм. Конечно, новые формы по-прежнему тревожат воображение архитекторов-урбанистов и любых дизайнеров, форма никогда не перестанет манить разными возможностями, - но форма - не главное. Вернее, важна не только форма. Важно, какую организацию пространства и, соответственно, - какое устройство жизни в этом пространстве, какой сценарий ты предлагаешь в своем проекте.

При таком подходе к проектированию необходимо опираться на знание существующей ситуации, глубокое понимание процессов, которые уже идут. Так урбанист становится не только проектировщиком, но и исследователем, не только практиком, но и аналитиком - то есть должен уметь очень разные вещи и обладать огромным количеством разнообразных навыков.

Кроме того, урбанист все равно не сможет работать на требуемом уровне сложности в одиночку - ему надо учиться проектировать в команде со многими разными профессионалами, а это - совсем неочевидное умение, и в архитектурных институтах такому не учат.

Все это требует радикально нового подхода к образованию. Новых форматов обучения, новых навыков, особых тренировок, - и готовых рецептов тут нет. Образование для архитекторов и урбанистов повсюду сегодня находится в некотором кризисе, и поиски других методов преподавания ведутся в самых разных странах мира даже в очень уважаемых университетах.

Стрелка - единственное сегодня образовательное учреждение в России, где экспериментальным путем ищут эти новые подходы - ошибаясь, делая открытия, прорываясь в неизвестное.

«ЗС»: А можно подробнее рассказать про устройство образовательной программы?

А.С.: Наш курс начинается в октябре, заканчивается в июне. Набираем около 40 человек с высшим образованием. Примерно 40 % набора - профессионалы в области архитектуры. Остальные - люди других профессий, в зависимости от того, кто именно нам интересен в текущем образовательном году.

Поступают к нам специалисты со всего мира - хотя у нас есть некоторая квота: мы всё-таки стараемся набирать не больше трети иностранцев. Приезжают из Азии, из Америки, из Европы, довольно многие - из стран бывшего социалистического блока. Мы очень приветствуем поступающих из стран СНГ, - они, как правило, хорошо говорят и по-русски, и по-английски, многое знают про европейскую жизнь и многое помнят из нашего советского опыта.

Структурно программа состоит из четырех частей:

1. Вводный курс для всех студентов, длящийся три месяца. За эти три месяца мы с помощью разных упражнений и «симуляторов полета» объясняем базовые принципы исследования и проектирования. Студенты начинают говорить на одном языке, учатся работать в команде, знакомятся с экспертами, слушают курсы по урбанизму и лекции по экономике, социологии, культуре и политологии.

2. Командный конкурс на решение определенной городской задачи. За один месяц студенты должны сделать короткое исследование, на его основе предложить острый, полемический проект и презентовать его международному жюри.

3. Трехмесячные студии, в рамках которых студенты работают над белее углубленными исследованиями и проектными предложениями под руководством международных специалистов.

4. Подготовка студенческой выставки по итогам проектов.

А вообще образовательный курс Стрелки - это такой бурный поток, в который входят представители разных профессий. Кем они из этого потока выходят?

Понятно, что превратить, скажем, социолога в урбаниста за 9 месяцев довольно сложно, - потому что он вообще-то социолог и быть им не перестанет. Главное, мы этого и не обещаем.

Я думаю, каждый остаётся собой, но начинает иначе думать, иначе смотреть на город и приобретает вкус к парадоксам, к нестандартному решению проблем, к изобретению нового, которое основано на хорошем знании реальной ситуации.

Кстати, при создании образовательной программы нам важно признать, что мы не все знаем о городах будущего, к работе с которыми мы готовим студентов сегодня. Вот такой парадокс! То есть, мы должны не только понять, какие навыки, какие знания им понадобятся прямо завтра, когда они закончат Стрелку, но и догадаться, какими будут принципы их работы с городским пространством через 15-20 лет. При этом прогнозировать мы можем только развитие некоторых общих тенденций и соответственно представлять себе, что за тип профессионала будет нужен, но деталей мы не знаем.

Поэтому в основе проектирования нашей программы лежит бурная дискуссия - не затихающий разговор о том, кто такой этот самый «урбанист будущего».

И тут возник вопрос: а почему не привлечь к этой дискуссии студентов? Ведь у них тоже есть своё видение проблемы. Они - люди молодые и талантливые, со своей особой оптикой. Почему же считается, что мы - условные взрослые - должны решать за них все до последней детали?

В декабре 2013 года мы со студентами сделали совершенно уникальный проект - «Урбанизм будущего». Попросили их провести интервью с разными профессионалами со всего мира - писателями-фантастами, социологами, урбанистами, художниками, программистами и архитекторами, которые так или иначе думали о будущем городов. Конечно, мы обсуждали со студентами выбор собеседников, они должны были в каждом случае обосновать, почему мнение того или иного специалиста важно.

Всего было проведено 42 интервью. Какие темы будут актуальны в городе будущего? Кто должен решать городские проблемы? Команды из каких профессионалов будут ими заниматься? Что из этого получилось, можно посмотреть вот здесь: www.futureurbanism.strelka.com, некоторые интервью в русском переводе были опубликованы на портале www.slon.ru.

Для преподавательского состава Стрелки этот проект стал источником идей, важных для формирования самого образовательного процесса.

«ЗС»: А как решается на Стрелке проблема языка?

А.С.: Сейчас на Стрелке все происходит только по-английски. Некоторые специалисты читают лекции по-русски, но с переводом, потому что у нас много студентов-иностранцев.

В переводе, конечно, многое теряется. Но для нас важно делать усилия перевода с английского на русский. Это трудно - ведь терминологии практически нет, поскольку отсутствует весь урбанистический дискурс. Простой пример: одно из ключевых понятий урбанизма - public space, общественное пространство - до недавнего времени вообще в русском языке не использовалось. И вот мы на Стрелке и ввели его в широкий оборот - это как раз к нашему разговору о словаре урбанизма.

Мне кажется, конфликт, возникающий между англоязычным дискурсом и его отсутствием в России, тот безумный стресс, в который мы сами себя сознательно ввергаем, - благотворен. Он создаёт точку драмы. Когда всё благополучно и понятно, образование развивается по каким-то скучным траекториям. А тут ты не просто сидишь на проблеме - ты сам и есть эта проблема, которую тебе же постоянно приходится решать.

«ЗС»: Что бы вы отнесли к главным достижениям Стрелки за время её существования и к важнейшим направлениям её будущего развития?

А.С.: За четыре года своего существования Стрелка успела провести смелый эксперимент: 160 студентов, 30 преподавателей и более 200 специалистов со всего мира участвовали в разработке наших программ. В результате этих коллективных усилий возник центр изучения современного города, созданный для конкретных места и времени, не имеющий аналогов в мире, - совершенно особое интеллектуальное и физическое пространство в Москве.

Нам удалось привлечь внимание горожан к теме городского развития - сделать ее по-настоящему модной, ввести в повседневный российский обиход важные понятия вроде «общественного пространства», начать серьезное исследование природы городских изменений, и, наконец, разработать и опробовать новую модель постдипломного образования для всех, кто собирается заниматься современным урбанизмом.

В нынешнем году Стрелка курировала российский павильон на Венецианской архитектурной биеннале и получила специальный приз жюри - это серьезное достижение.

Но мне кажется, что мы еще только в начале интереснейшего разговора о городах будущего, в который будут вступать все новые собеседники. Я очень надеюсь, что в России - и в мире - появится больше таких школ, как Стрелка, и мы перестанем быть единственными в своем роде. Будем стремиться к тому, чтобы это произошло в обозримом будущем.

Беседовали Ольга Балла и Александр Волков

ИЗОБРЕТАЯ БУДУЩЕЕ, 2014, интервью

Previous post Next post
Up