Настоящий

May 23, 2012 23:46

Уже давно я хотел рассказать про такое понятие как композиция.
Я периодически про неё упоминаю, а до сих пор так и не объяснил зачем она нужна и по каким правилам строится. Дело в том, что мне остро не хватало примеров, которые могли бы пояснить основные принципы композиции. Для этой цели надо было найти что-нибудь не особо загруженное многоэтажными смыслами и желательно сферическое. И вот недавно мне пришла мысль о том, что лучше всего под это описание подходят стихи, написанные в жанре экспромта. В самом деле, экспромт - это такая очищенная композиция, растянутая на скелете формы.

Однако тут есть некоторая загвоздка.
Сегодня я сразу предупреждаю всех читателей. Композиция - вещь сложная и заумная. Однако меньше всего на свете мне хотелось бы пересказывать учебник по литературоведению. Поэтому умных слов будет очень мало. К тому же из стремления сделать текст как можно более наглядным, я избавлюсь от некоторых неочевидных мелочей в пользу более очевидных и естественных понятий, имеющих аналогии в других видах искусства. Кроме того, из солидарности с небесконечностью времени, я буду рассказывать только про те вещи, в которых, согласно моему опыту, люди допускают больше всего ошибок. Композиция - вещь достаточно большая и сложная, потому было бы глупо пытаться вместить все мои мысли по этому поводу в один текст. Тогда весь пост выглядел бы как это предупреждение, а это, согласитесь, ужасно.

Итак, те кто не согласен с такой постановкой вопроса уже уснули и прекратили читать, а кто не успел, то я не виноват.
Давайте же начнём изучение композиции, а поможет нам в этом журнал пользователя terrapet


Так как любое обучение стоит начинать с теории, то вот первое определение.
В художественном тексте композиция - это взаимное расположение и соотнесённость различных частей текста и средств художественной выразительности.
Из этого определения вытекает два следствия.
Во-первых, в тексте должны быть средства художественной выразительности. Иначе получается не текст, а скучный набор слов, который никто до конца не дочитает.
Во-вторых, эти самые средства должны быть использованы не в произвольном порядке, а согласно некоему принципу.

И сразу же два примера.

Сравните первый и второй тексты

Дымм

Мы бредим будущим своим,
Забыв про все сейчас.
И быть счастливыми хотим
Не размыкая глаз -
Их неприятно режет дым,
И щиплет всякий раз.

Коптится небо по чуть-чуть,
И снится, что живешь.
Темнеет синь, сгущая муть,
И колосится рожь.
Ах если б глубже мне заснуть,
Но с вами хрен заснешь.

О чем я? Да, я вот о чем:
Ведь день за днем проходит время,
И мы когда-нибудь пройдем.
Истлеем.

Пурга

Выкрутив громкость оконной ручкой,
Выключив шторой седой экран,
Включаю лампы настольной лучик
Греюсь - комодский большой варан.

Когда наладят антенну приема,
И будет выбор любимых программ,
Я отползу от стола к балкону, -
Выкинуть за зиму стухший хлам.

Солнце по Первому и по Второму,
Светит эфирно, дает огня!
И ласково шепчет варану в коме:
«Глупая ящерица моя».

Сразу видно, что второй текст куда лучше первого.
Однако почему? Вроде и то и то - образные, в каждом своё настроение... А всё дело в композиции!
Чтобы стало понятнее, я  построил график. Это - распределение крутости по длине стихотворения.




Крутость строчки в простейшем случае вычисляется как сумма всех средств художественной выразительности, смыслообразущих деталей, оригинальных образов и классных фраз, встретившихся в каждой строчке. Последние два пункта - это практически чистые субъективные понятия, но тем не менее они редко когда вносят дополнительную погрешность более 50%.
Ну так вот. Первый текст начинается неинтересно, так же и заканчивается. Где-то посередине пара пиков, но в среднем получается троечка. Такое не запоминается.
Второй текст - равномерный и весь на высоком уровне. Где-то это классный образ, где-то отличный сюжет, где-то супернастроение или ещё что-то. Но всё равномерно, всё связано и главное - всё интересно.

Это и называется композиция. У каждого слова должно быть своё место. Важно избегать пустых строчек, где ничего не происходит и ничего не говорится. Когда в тексте появляется место, где ничего не происходит, а автор решает ничего не придумывать, читатель решает, что дальше можно не читать. Соответственно, чем раньше такое наступит, тем меньше вероятности, что стихотворение будет прочитано полностью.
Отличить произведение с хорошо выстроенной композицией от плохого произведения так же легко, как, допустим, отличить картину суперабстракциониста, который собаку на композициях съел, от произвольной мазни в пеинте.




Сразу же видно, где густо а где пусто.

Однако композиция - это не просто свалить в кучу все известные литературные приёмы и потом разровнять по тексту бульдозером. Существует множество композиционных приёмов, которые позволяют сделать текст красивым и интересным.

Первый приём - это связывание происходящих событий со временем.
Дело в том, что как правило все события развиваются с течением времени. Но если на это специально не указать, то читатель пропускает это мимо глаз, и все события становятся как бы одновременными.
Самый лучший способ указать на последовательность событий - это заставить их течь в обратном направлении. Ну или сделать вид, будто они так двигаются.
Вот например:

Умирает

Опавший листок пробивает насквозь
Росток мать-и-мачехи ранний.
И каждый такой желтошляпочный гвоздь
Вскрывает замерзшие раны.

Стигматами брызжет обочины пыль,
Травинки бордюры шатают.
Один одуванчик задел и разбил
На части Шалтая-болтая.

Уж скачет весны очумевшая рать,
Стремясь не собрать, но побегать,
Орать, бушевать, побузить, поиграть...
А где-то в лесу остается лежать
Кусочек последнего снега.
Пускай здесь и не говорится о течении времени, оно даже выглядит остановившимся, словно на фотографии, тем не менее перемещение вслед за взглядом автора уводит в путешествие по времени. Сначала от цветения мать-и-мачехи вперёд к одуванчику, а затем назад - к снегу. Пускай такое перемещение и неосознанно (это видно хотя бы потому, что оно не монотонно, а скачет туда-сюда), всё равно оно цепляет внимание. Это лишний плюс. Более того, распределение событий по временной оси заставит их более равномерно распределиться по всей поверхности текста.
Кроме того, этим приёмом можно пользоваться, чтобы показать что-нибудь важное с точки зрения автора. Допустим, в романе Чернышевского "Что делать" сначала рассказывается итог случившегося, а потом говорится про причины и побуждения. Это - хороший способ заставить читателя задуматься, не принуждая и даже не предлагая ему это сделать. Читатели это любят.

Второй приём композиции - это возвращение в прошлое, которое учёные называют "ретроспекция", а анимешники - "флешбек".
При всей похожести этого приёма на предыдущий, смысл и следствие у него совершенно другие. Флешбек позволяет на минуту заглянуть в прошлое героя. Понять, почему он сделал тот или иной выбор.

Ых

Я моюсь в душе - в полусне -
Водой горячей пресной.
Со стен на ухо тихо мне
Нашептывает плесень:

«Я помню каждый твой шампунь,
И каждую мочалку,
Как занимался ты винь-чунь
С мечтами о русалке,

Как, выпив водки литра два,
Кричал кому-то в бездну -
И были пьяные слова
Не очень-то любезны.»

Я хмыкнул, мыля позвонок:
«Винь-чунь весьма полезен,
Когда ты очень одинок
А рядом - только плесень».
Этот приём позволяет не только подчеркнуть трагичность судьбы героя (чаще всего флешбэки используются именно для этого), но и уравновесить насыщенный событиями кусок повествования небольшим повествовательным и достаточно образным отрывком. Более того, читатель заинтересуется историей персонажа, возможно увидит какие-то черты, которые ему понравятся. Начнёт сочувствовать. Это всегда хорошо.

Третий приём композиции - наверное, самый любимый авторами и потому всё более и более скучный. Но тем не менее, он до сих пор в работающем состоянии. Это - обрамляющая композиция. Когда стихотворение заканчивается тем же, с чего начинается. Чаще всего он используется для того, чтобы связать вместе начало и конец стихотворения, превратив его тем самым в цельный текст. Конечно, ели стихотворение и до того было достаточно хорошим, эта штука становится бесполезной, а если стихотворение совсем уж как лоскутное одеяло, тогда оно ещё и не поможет. Но иногда оно спасает. К тому де выглядит достаточно красиво. Как главы в книге, которые начинаются и заканчиваются какими-нибудь завитушками.
Помню, собрались мы как-то с коллегами-поэтами, решили написать стихотворения на сходную тему и сравнить, что получится. Прочитали друг другу и поняли, какие мы идиоты. Почти все стихи были написаны с использованием той самой обрамляющей композиции. Так что я дам один совет, который не появится в учебниках, но тем не менее его желательно запомнить. Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы у одного автора больше, чем половина стихотворений было написано с использованием одинаковых приёмов. Если из трёх стихов два - только с обрамляющей композицией, и больше никакой, то стоит серьёзно задуматься.
А вот, кстати, крутой способ использовать этот приём нетрадиционным методом:

Панацея

Лучше всего - лечиться сразу и от всего,
Чтобы с кровати потом не вставать с кровати,
Чтобы легко переносить сквозняки легко,
Чтобы некстати потом не болеть некстати.

Больше того, вирус за горло возьмет того,
Кто горстку таблеток смело проглотит горстку,
И горьких рогов растолченных сожрет рогов,
Гладить не станет лишайную кошку кошку.

Чтоб от снегов не ослепнуть блестящих снегов,
Чтобы мороз никогда не ознобил чтобы,
И чтобы носков не носить шерстяных носков,
В гробик пора ложиться. Рекомендую - гробик.
Конечно, экспромт - он экспромт и есть. Но идея богатая. Такой текст доработать - и будет просто отлично.
Подобные приёмы, если только они используются ненавязчиво и искусственно не педалируются, серьёзно повышают автору шансы на успех.

Четвёртый, очень классный приём - выстраивание структуры стихотворения вокруг одной идеи.
Допустим, Гоголь все свои "Мёртвые души" расположил вдоль дороги. Соответственно, тема дороги у него встречается невероятно часто, но она не только не надоедает, но и красиво связывает все образы и события в один цельный текст.
Внутри текста может быть любая идея. Можно рассматривать человека сверху вниз или снизу вверх. Так, допустим, если в тексте описывается девушка, начиная с ног и заканчивая глазами, то вероятно автор хочет показать, что лирический герой сначала смущается, а потом становится всё смелее и смелее. Наоборот, если повествование начинается с глаз, а заканчивается грудью, значит лирический герой - нахал, а девушка очень красивая.
Или вот один из примеров, как это можно оформить:

Ттрс

С неба падают квадраты.
Да никто не виноватый,
Просто так сложились знаки в книге судеб и имен.
У людей глаза - что блюдца,
Но - увы, не увернуться
Ни зайчонку, ни собаке: наступил Армагеддон.

Вслед квадратам валят палки,
И в стремительной атаке
Разбивают на запчасти сталь-асфальт-бетон-стекло.
S-образные фигуры
Рушат фуры и скульптуры;
Так, буквально в одночасье, наше время истекло.

Неужели он не сможет?
Ну давай, великий Боже,
Поворачивай, не думай, букву «Г» клади на край.
Тут дыра посередине -
Собери четверку линий!
Он ответил: «Самый умный? Ну тогда держи - играй!».
Только есть одно важное замечание, про которое многие забывают. Сначала следует придумать идею - скелет, а уже потом налеплять на неё мясо - события и описания. А не пытаться сначала написать стихотворение, а потом менять его так, чтобы всё соответствовало некой идее. Это как пытаться в готового человека запихнуть пару косточек. Я уже пытался так делать, и у меня получился полный отстой. Конечно, у вас может выйти что-нибудь пристойное, но куда проще работать по порядку.

Пятый приём тоже весьма популярный. Это работа с завязкой и развязкой. (Надеюсь, все помнят, что они должны быть?)
Если завязку растянуть, заполнить её элементами, которые далеки от главной идеи текста и только помогают прийти к нужному настроению, то, логично, читатель скорее всего увидит текст в нужном настроении. Если завязку сократить до минимума, сразу показать всех действующих лиц и событие, то читатель может не успеть подготовиться морально, зато сразу узнает главного героя и почувствует атмосферу, окунётся в события. Впрочем, втором приём используют слишком часто. В результате это вырождается в то, что любят современные фантасты, особенно Лукьяненко: первая часть главы посвящена чему-то совершенно левому, художественный герой вообще для повествования посторонний, в кадре происходит невесть что. Только потом, через несколько абзацев история обрывается, в дело вступают главные действующие лица, сюжет развивается - и так до следующей главы, начало которой никак не связано с предыдущей.
Естественно, что для коротких стихотворений эту штуку использовать сложно. Но вдруг кому понадобится?

Наконец, шестой приём - чуть ли не самый редкий из мною встречаемых. Это - звукопись. Не только аллитерации сраные, но и анафора, и управление рифмой - всё, что позволяет получать дополнительный смысл из комбинаций звуков, слов и букв. Допустим, когда в первых четверостишиях много твёрдых согласных, а в конце наоборот - много мягких, или даже гласных.
Звукопись - это как акростих, только ещё круче.
Вот попробуйте прочитать вслух:

Солдат Урфина

Дятел шальной на излете
В спину ударил солдата.
Верный зловредной природе,
Он застучал модерато.

Ужас в глазах деревянных,
Щепки летят, словно искры.
Ширится рваная рана,
Руки ветвями повисли…

Дятел пробился сквозь ребра,
Выскреб гнилье и отраву.
Пусть деревянный и мертвый,
Главное - чтоб не трухлявый.

Да, конечно дятлы работают вовсе не модерато, а весьма даже аллегро, а может и быстрее, но тем не менее - какая аллитерация! Какое звучание! Какой темп! И как он исчезает к концу стихотворения! Вот это - крутая композиция.

Давайте теперь обобщим всё, что мы сегодня узнали.
Во-первых, хорошая композиция лучше, чем плохая.
Во-вторых, чем больше различных приёмов встречается в творчестве человека и чем чаще он их применяет и меняет, тем лучше у него получается писать. Как правило.
В-третьих, можно выделить шесть главных композиционных приёмов: связь со временем, ретроспекция, обрамление, ключевая идея образов, работа с завязкой/развязкой и звукопись. Все эти приёмы позволяют хорошо связать части текста между собой, наполнить стихотворение интересными деталями, наложить лишние смыслы и заинтересовать читателя.
И в-четвёртых, я собирался использовать поменьше умных слов, но как-то не получилось. Такая вот она сложная - композиция.

Обзор

Previous post Next post
Up