Приложение №1.1 - Закрытый сектор: «комиссия Абалкина» - ч.15 “ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР” КГБ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
В книге “Третий проект” Кугушева есть несколько слов и о Госкомитете по труду при Совете Министров СССР.
В 1983 году этот госкомитет возглавил энергичный нефтяник Юрий Баталин - и тогда эта тихая бюрократическая контора превратилась в один из центров по подготовке реформы в советской экономике. В том же 1983 году по указанию нового Генерального Секретаря товарища Андропова было создано несколько секретных независимых аналитических групп для оценки состояния экономики СССР и перспектив для нее на будущее - и одна из таких аналитических групп была тогда сформирована на базе Госкомтруда. Сергей Кугушев сначала был куратором от КГБ именно для этой группы экспертов, а не при команде Гайдара-Чубайса. К гайдаровцам Кугушева прикрепили позднее, а сначала он опекал другую команду “молодых экономистов”, которая позднее была названа командой Явлинского (драматическую историю о том, как Григорий Явлинский стал участником этого чекистского проекта, мы расскажем чуть позже).
Команда Госкомтруда никогда не имела никаких связей с командой Гайдара-Чубайса. Кураторы из внешней разведки, вроде Сергея Кугушева, могли переходить из одной группы в другую - но их подопечных “молодых экономистов” чекисты держали почти что в изоляции друг от друга, хотя занимались они одним и тем же делом. Общих точек пересечения у них не было даже на студенческом уровне, поскольку они учились в разных вузах (за немногими исключениями): гайдаровцы в основном закончили экономический факультет МГУ, а соратники Явлинского учились в МИНХ и в других менее престижных вузах… Когда Явлинский теперь говорит, что он лично с Чубайсом не знаком и они вообще разговаривали между собой всего два или три раза - то скорее всего, так оно и было.
Для чего чекистам могло понадобиться такое явно искусственное разделение команд “молодых экономистов”?
Напрашивается очень простой ответ: руководству КГБ нужны были оценки состояния советской экономики и рекомендации от НЕЗАВИСИМЫХ аналитических групп. Чтобы они не советовались друг с другом, а совершенно независимо пришли к одним и тем же выводам! Это была совсем не лишняя предосторожность, поскольку чекистское руководство нашей страны принимало тогда слишком важные решения, которые могли круто изменить судьбу всей советской империи… Так что можно даже предположить, что тогда работали одновременно даже не две полностью независимые аналитические группы - а что их было больше. Например, еще одну независимую команду экономистов чекисты могли создать на базе Сибирского филиала Академии наук…
Мы нашли только одно исключение из этого правила изоляции: Александр Шохин, который прежде чем попасть в команду Гайдара, сначала некоторое время (в 1979 - 1982 гг.) поработал в НИИ труда при Госкомтруде (притом в одно время с Григорием Явлинским!). И почему-то именно Шохин первым поссорился с командой Гайдара-Чубайса - еще когда он был вице-премьером гайдаровского правительства (вторым был Глазьев, который в 1993 году вдруг стал патриотом)…
[...]
[...]
КОМАНДА ГОСКОМТРУДА СССР
Самым влиятельным государственным деятелем, который вышел из Госкомтруда, был не Григорий Явлинский, а менее известный в народе вице-премьер Владимир Щербаков.
ЩЕРБАКОВ Владимир Иванович. В 1969 году окончил Тольяттинский Политехнический Институт и работал инженером на строительстве ВАЗа. Правда, инженером он был очень недолго и уже в 1971 году перешел на комсомольскую работу. Щербаков даже отучился в аспирантуре в Высшей Комсомольской Школе при ЦК ВЛКСМ (1974 - 1976 гг.) и стал кандидатом наук (комсомольских?). Вообще, хотя Щербаков сейчас считается доктором экономических наук и профессором, но он всегда больше занимался не экономическими теориями, а практикой… В 1977 году Щербаков вернулся на АвтоВАЗ и занялся там уже руководящей работой (был там начальником управления). В 1982 году его назначили заместителем гендиректора КАМАЗа. В 1985 году Щербаков перешел в Госкомтруд СССР и возглавил там отдел машиностроения. В 1989 году его назначили председателем Госкомтруда. К тому времени статус этой невзрачной конторы уже сильно поднялся: в 1990 году Щербакова избрали членом ЦК КПСС. В марте 1991 года он получил пост вице-премьера в правительстве СССР. В мае 1991 года Щербаков стал уже первым вице-премьером и одновременно министром экономики СССР. И на этом высоком посту он пробыл до ноября 1991 года (благополучно проскочив август!) - пока Советский Союз окончательно не распался.
Еще один интересный штрих из биографии Щербакова: как и Явлинский, он некоторое время был советником президента Казахстана Назарбаева.
Уже в сентябре 1991 года Щербаков понял, что правительство СССР долго не просуществует - и начал готовиться к переходу в бизнес: организовал фонд “Интерприватизация” (официально он возглавил эту фирму только в ноябре). Одним из учредителей этого фонда был международный аферист Григорий Лучанский из чекистской компании “Нордекс” - мы уже говорили об этом видном деятеле из “московского клана” КГБ.
Фонд “Интерприватизация” занимался очень крутыми финансовыми операциями международного масштаба. По оценкам специалистов, уже через несколько лет капитал этой фирмы достиг пол миллиарда долларов…
Владимир Щербаков занимался и другими видами бизнеса - и тоже очень удачно. С 1996 года он президент ОАО “Автотор Холдинг”. Эта калининградская фирма занимается ввозом в Россию автомашин, под видом их сборки из привозных частей (отвинчивают и опять ставят на место колеса!) - чтобы не платить большие таможенные пошлины. В 2000 году на этих “автомобилестроителей” даже заводили уголовное дело…
Всего из Госкомтруда было три вице-премьера: Юрий Баталин, Григорий Явлинский, Владимир Щербаков. Еще был Александр Шохин из НИИ труда, но он скоро перешел в команду Шаталина-Гайдара.
Теперь расскажем о деятелях из Госкомтруда более низшего уровня.
Сергей Кугушев в книге “Третий проект” вспоминает такие подробности относительно “аналитической группы” 1983 года из Госкомтруда:
Официальным руководителем этой группы был Борис Михайлович СУХАРЕВСКИЙ.
Кугушев отзывается о нем с похвалой: этот выходец из Госплана был большим эрудитом, знал 5 языков и т.д. Интересно, что Явлинский тоже вспоминает Бориса Сухаревского, но только с искренней ненавистью: именно этот руководитель из Госкомтруда занимался его “проработкой” в 1982 году и только что ногами его тогда не топтал за злополучную брошюру… Явлинский даже заявляет, что это Сухаревский в конце 40-х годов погубил известного экономиста Вознесенского! Уж такому образованному человеку надо бы знать, что Вознесенский был не просто экономистом, а членом Политбюро - и что его тогда приговорил вместе со всем ждановским кланом лично товарищ Сталин. А всякие там сухаревские могли быть только мелкими шавками в таких политических играх…
Впрочем, Борис Сухаревский был только формальным руководителем “аналитической группы” Госкомтруда и большой карьеры он после 1983 года не сделал.
Интересный факт: в результате своих двухмесячных изысканий эта группа экспертов в 1983 году пришла в точности к таким же выводам, которые всего год назад опубликовал Явлинский! То есть: советская экономика уже уступает западной даже по темпам роста - и если не проводить экономическую реформу, то будет самый настоящий кризис в недалеком будущем…
Сухаревский даже боялся знакомить с такими выводами товарища Андропова: “Да нас всех тут же посадят, как диссидентов!”
Реально главным научным руководителем этой “аналитической группы” в 1983 году был сотрудник Госкомтруда Геннадий Меликьян. Кугушев в своей книге по ошибке называет его “Григорий Меликян” (путает его с Григорием Явлинским?).
МЕЛИКЬЯН Геннадий Георгиевич. Уроженец Краснодарского края (кстати). Меликьян был чуть ли не единственным выпускником экономического факультета МГУ в команде экономистов из Госкомтруда. В Госкомтруде СССР он проработал с 1977 до 1986 года. В 1986 году его назначили помощником начальника управления делами Совета Министров СССР. Позже Меликьян стал заместителем председателя Госсовета России по экономической реформе. Дальше его карьера развивалась так:
июнь 1992 г. - август 1996 г.: министр труда;
август 1996 г. - март 1997 г.: министр труда и социальной защиты;
с июля 1997 года - заместитель председателя правления Сбербанка РФ.
С апреля 2003 года Меликьян трудится на посту заместителя председателя Центробанка.
Кроме Меликьяна в этой команде удалось обнаружить только еще одного деятеля (точнее деятельницу), достигшего министерского поста.
БЕЗЛЕПКИНА Людмила Федоровна. Родилась на Украине, как и Явлинский. В 1980 - 1989 годах занималась там партийной работой. В 1989 году Безлепкину назначили заместителем председателя Госкомтруда. В 1991 году она стала первым заместителем министра труда СССР (Госкомтруд тогда преобразовали в министерство - его статус повысился).
В 1992 году Людмила Безлепкина стала первым заместителем министра социальной защиты России. Очень немногим удалось тогда так безболезненно переместиться из союзных структур в правительство России!
С мая 1994 до августа 1996 года она была министром социальной защиты, пока это министерство не упразднили за ненадобностью. Затем Безлепкина занимала пост советника премьер-министра.
В 1998 году Людмила Безлепкина вошла в руководство движения “Отечество”, была организатором московского отделения этой партии лужковцев. В декабре 1999 года она баллотировалась в Госдуму по списку ОВР, но в депутаты не прошли - из-за провала этого блока на выборах.
Перейдем к заместителям министра.
ПАРМЕНЕНКОВ Константин Николаевич. Окончил МИНХ в 1977 году и сразу начал работать в Госкомтруде, где и пробыл до 1990 года. Пармененков занимал в Госкомтруде невидные посты, но был близок к руководителям (помощник заместителя председателя, потом помощник председателя Госкомтруда).
В 1992 году он перешел в аппарат правительства России и дослужился там до заместителя начальника департамента.
В октябре 1997 года Пармененкова назначили заместителем председателя Государственного антимонополистического комитета РФ.
В феврале 1999 года он занял пост заместителя министра по антимонопльной политике. Это министерство давно преобразовано обратно в федеральный комитет - и где сейчас Пармененков, нам неизвестно.
ГОЛИКОВА Татьяна Алексеевна. В 1987 году закончила МИНХ и в том же году поступила на работу в Госкомтруд. В 1990 году перешла в министерство финансов РСФСР. В апреле 1998 года Голикову назначили начальником бюджетного департамента Минфина.
В июле 1999 года Голикова получила пост заместителя министра финансов.
С августа 2002 до апреля 2004 года она была даже первым заместителем министра, но потом ее опять понизили до простых заместителей. На этом посту Голикова продолжает свою службу по сей день.
ЧЕРНЫШОВ Анатолий Сергеевич. Окончил экономический факультет МГИМО (единственный выпускник этого суперпрестижного вуза в команде Госкомтруда). Был начальником внешнеэкономического управления Госбанка с 1977 до 1987 года. В 1987 году он перешел в Госкомтруд, был сначала начальником международного отдела, потом начальником международного управления. В 1990 году он даже стал заместителем председателя Госкомтруда по международным делам (!). Похоже, что Чернышов тоже служил в разведке, как и Кугушев (то есть курировал экономический проект КГБ в этом заведении)… В 1991 году Чернышов стал заместителем министра труда СССР - и пробыл на этом посту, пока СССР не распался.
Тогда Чернышов стал заниматься бизнесом: в 1992 - 1995 годах был гендиректором филиала объединения “Радиоэкспорт” в Германии (точно - шпион!). В 1995 году он вернулся в Россию и стал начальником международного департамента аппарата правительства РФ. В феврале 1997 года он покинул этот пост и опять занялся бизнесом: стал исполнительным вице-президентом Токобанка. В сентябре 1998 года этот банк обанкротился - Чернышову пришлось опять вернуться в правительство: он был заместителем министра торговли с 1999 до июля 2000 года. После чего он перешел во Внешторгбанк.
ХРОМУШИН Аким Николаевич. Выходец с Украины (что-то много в этой команде деятелей оттуда). Работал в Киеве, был заместителем гендиректора НПО “Маяк” до 1980 года. Затем перешел в Госкомтруд и позднее стал там начальником Главного управления. Хромушин сохранил этот пост, когда Госкомтруд был преобразован в союзное министерство.
После распада СССР Хромушин занялся бизнесом: в декабре 1991 года стал гендиректором Всероссийской Ассоциации “Радиотелефон”. Потом Хромушин этот радиобизнес оставил и получил пост в правительстве России: он был первым заместителем министра социальной защиты с июля 1994 до августа 1996 года (министром была тогда Людмила Безлепкина из команды Госкомтруда).
Когда министерство ликвидировали, Хромушин вернулся в бизнес: с октября 1996 был президентом банка “Орбита” - это был один из уполномоченных банков правительства Москвы. В апреле 1999 года этот банк обанкротился и у него отобрали лицензию.
БАРАНОВСКИЙ Анатолий Иванович. Окончил МВТУ в 1967 году, кандидат экономических наук. Работал до 1989 года в Минэнерго СССР, где дослужился до начальника управления. В 1989 году был назначен начальником управления в Госкомтруде. С января 1991 года Барановский был заместителем министра топлива и энергетики России.
Потом он был вице-президентом РАО”ЕЭС” (1993 - 1995 гг.).
В 1995 году стал председателем правления НГС-Банка, с 1996 года работает вице-президентом “Роснефти”.
КОВРИГО Франтишек Петрович. Из Белоруссии, был там на партийной работе (1975 - 1981 гг.). Потом Ковриго закончил Минский радиотехнический институт и сделал стремительную карьеру в радиопромышленности: всего три года пробыл директором Брестского электромеханического завода (1983 - 1986 гг.) - и тут же стал заместителем министра радиопромышленности СССР (1986 - 1989 гг.).
В 1989 году Ковриго назначили первым заместителем председателя Госкомтруда и он занимал этот пост до 1991 года. Судя по всему, именно от этого зубра радиопромышленности идет увлечение некоторых бывших сотрудников Госкомтруда “радиобизнесом”…
В 1991 году Ковриго назначили первым заместителем министра радиопромышленности СССР и он пробыл на этом посту, пока Советский Союз не распался. В августе 1992 года Ковриго стал гендиректором объединения “Радиоэкспорт”.
В правительстве России для него так подходящего места и не нашлось, зато в 1998 году он стал председателем Комитета по оборонным предприятиям в правительстве Москвы. С февраля 2004 года Ковриго занимает в московском правительстве пост первого заместителя начальника департамента науки и промышленности.
Теперь можно подвести итоги. Среди бывших сотрудников Госкомтруда СССР удалось выявить:
Вице-премьеров (в правительствах СССР и России) - трое (Ю.Баталин, Г.Явлинский, В.Щербаков);
Министров - двое (Г.Меликьян и Л.Безлепкина);
Заместителей министра было шесть человек.
Итого было 11 деятелей ранга от заместителя министра и выше.
Даже если мы кого-то пропустили, то все равно - команда Гайдара-Чубайса дала в три раза больше кадров для правительства России.
Мы напомним, что для этого подразделения из экономического проекта КГБ мы насчитали 8 вице-премьеров, 10 министров, 14 заместителей министра - итого 32 человека.
Причина этой дискриминации команды Госкомтруда лежит на поверхности: если посмотреть на их краткие биографии, то бросается в глаза крепкая связь этих кадров с московским кланом КГБ. А этой мафиозной группировке не удалось удержать за собой власть над Россией. В пресловутую “вертикаль власти” их не взяли…
В бизнесе Госкомтруд тоже не добился очень больших результатов. Нам удалось найти всего одного мелкого “олигарха” (не считая уже перечисленных бывших правительственных чиновников). Правда, это очень колоритная личность: ходил в Кремль как к себе домой, играл с президентом Ельциным в теннис - даже с самим Коржаковым был на дружеской ноге!
КАЛАГУРСКИЙ Ярослав Иванович. Земляк Григория Явлинского - уроженец Львовской области. В этой книге мы его уже упоминали - теперь расскажем о нем более подробно. В начале 80-х годов Калагурский был мэром Юрмалы (в советское время этот пост назывался немного иначе), потом стал вице-мэром Риги, потом президентом банка “Москва - Балтия”. Раньше мы на основании этой информации причислили Калагурского к “европейской мафии” КГБ - это ошибка, такой мафии тогда еще не было. А ударение в названии банка надо делать не на слове “Балтия”, а на слове “Москва” - Калагурского следует отнести к “московскому клану”.
В Москву Калагурский попал в конце 80-х годов (точная дата неизвестна) - его перевел к себе в Госкомтруд Владимир Щербаков и назначил начальником Главного управления.
После распада СССР тот же Щербаков взял его в фонд “Интерприватизация”. В Кремле Калагурский завязал знакомства на высшем уровне, как крутой теннисист (он даже возглавлял Федерацию тенниса с мая 1995 до ноября 1999 года). Будто бы президент Ельцин даже предложил ему пост министра социальной защиты - но Калагурский гордо отказался, это для него было слишком мелко!
И он предпочел заниматься бизнесом - стал президентом Инвестторгбанка. Это был уполномоченный банк правительства Москвы. Активов у него было примерно 300 миллионов долларов, Калагурскому принадлежало 20 % акций.
Тоже неплохие деньги - особенно для бизнесмена из “московского клана” КГБ.
На этом мы с командой Госкомтруда и распрощаемся.
5.01.2006 Олег Греченевский
другие темы:
Закрытый сектор Открытый сектор Экстремальная политика Операция - Преемник 2.0. Психотехнологии на службе СЕКты Заговор Коржакова Операция - Преемник материалы по ЭТЦ Ельцинизм The Tragedy of Russia's Reforms