Анна Остапчук
ФАБРИКА ИДЕЙ ПРОТИВ КУСТАРНЫХ ПРОМЫСЛОВ
"Московские новости", N 23, 09.06.1996
Во время избирательной кампании у обоих лидирующих соперников сложился круг аналитиков, разрабатывающих тактику и стратегию действий кандидата.
К "плюсам" кампании Бориса Ельцина можно отнести высокую технологичность, широкое использование услуг наемных профессионалов, возможность вести кампанию "на широкую ногу". Основной "минус" - многоступенчатость принятия решений. В этом процессе задействовано слишком много влиятельных лиц со слишком противоречивыми интересами, и, закладывая определенные параметры "на входе", даже самым близким к Борису Ельцину людям далеко не всегда удается проследить за тем, что образуется "на выходе". У Зюганова все наоборот. Денег у него значительно меньше, на бесплатный энтузиазм независимых аналитиков рассчитывать не приходится. Зато между ним и "обслуживающим персоналом" прежде всего в силу недоразвитости иерархии - помещается значительно меньше интриганов. С другой стороны, те, что есть, давно монополизировали все каналы влияния на лидера...
После ряда пертурбаций штаб Ельцина (так называемую Избирательную комиссию) возглавили, по существу, два человека Виктор Илюшин и Анатолий Чубайс. Большинство вопросов кампании замыкается на первом помощнике президента.
Штаб расположился в "Президент-отеле", хотя главные решения принимаются все же в Кремле.
Стоит отметить, что в штаб в основном входят сторонники одной партии окруженцев Ельцина "илюшинской". Участвует в совещаниях и небезызвестный генерал Георгий Рогозин, представляющий как личные интересы Александра Коржакова, так и ведомственные - ФАПСИ. Это позволяет предположить наличие еще одной - параллельной структуры занимающейся перевыборами президента.
Вырабатывая тактику и стратегию президента, штаб опирается не только на аппаратные структуры, но и активно сотрудничает с независимыми аналитическими центрами. Каждый центр имеет своего куратора из "штабных". Деятельность каждого в большой степени специализирована.
Имиджмейкерские разработки для кампании представляет агентство "Никколо-М". Возглавляют его Игорь Минтусов и Екатерина Егорова. Минтусов лишь иногда приглашается на заседания, по зато "макиавеллевцы" имеют выход непосредственно на Виктора Илюшина. "Никколо-М" разрабатывает стиль поведения самого президента. Возможно, именно его следует благодарить за коррекцию имиджа Бориса Ельцина, которую наблюдатели не раз отмечали в ходе избирательной кампании.
Поездками Бориса Ельцина занимается Агентство интеллектуальных коммуникаций (АИК). Руководитель Александр Батанов. АИК, в свою очередь, выступает заказчиком для команды психологов из агентства "Имя", специализирующегося на "паблик рилейшн". Их "фокус-группы" заранее выезжают в регионы, намеченные для посещений Бориса Ельцина, собирают необходимую информацию о "социально-психологическом" климате, ожиданиях элит и масс. Отыскивают популярные "местные истории", знание которых впоследствии должен будет продемонстрировать Борис Ельцин. На основе полученных данных подготавливаются рекомендации президенту: как себя вести, какие темы педалировать, какие избегать, к кому в первую очередь обращаться и какие "кодовые слова" произносить. Например, для визита в Волгоградскую область было разработано обращение к "сталинградцам", которое должно было тронуть сердца людей, до сих пор живущих памятью о героическом эпизоде последней войны. По некоторым данным, непосредственным куратором АИК является член штаба и управделами московской мэрии Василий Шахновский.
Экспертизой провинциальных настроений занимается также Центр региональных исследований Андрея Шутова, который учрежден при Российской академии госслужбы.
Похоже, что политику президентской кампании в СМИ определяет Фонд эффективной политики (ФЭП), до последнего времени возглавлявшийся Глебом Павловским и Андреем Виноградовым, бывшим председателем РИА "Новости". Эту высокопрофессиональную команду со штабом Ельцина связывают сугубо деловые отношения, так как ФЭП является частной фирмой. Известно, что во время последней парламентской кампании ФЭП довольно успешно осуществлял информационную поддержку "Конгресса русских общин".
Фонд "Политика" Вячеслава Никонова в большей степени ориентирован на аналитическую поддержку Общероссийского движения в поддержку Бориса Ельцина (ОДОПа) и его местных отделений. Однако получилось так, что кураторы ОДОПа в штабе - Сергей Филатов и Владимир Шумейко - оказались оттеснены на вторые роли. Поэтому выход никоновцев на штаб чаще происходит через руководителя Управления администрации по работе с парламентом и общественностью Андрея Логинова.
На фоне масштабной, приверженной современным формам политического маркетинга, кампании Бориса Ельцина, "промоушн" его основного соперника выглядит неким упражнением из серии "опора на собственные силы". Здесь мы почти не видим "наемников". Правда, у КПРФ есть возможность пользоваться услугами специалистов из аппарата Думы. Например, известно, что экономическую часть программы Зюганова готовили эксперты из аппарата экономического комитета Юрия Маслюкова. Большинство обслуживающих кампанию оппозиционного лидера профессионалов - сочувствующие и реально заинтересованные в исходе выборов люди. Как "МП" уже писали, прежде всего в этой связи обычно упоминаются фонд "Духовное наследие" с аналитическими подразделениями РАУ-корпорации под оберткой (говорят, духовное влияние духовного лидера Духовного наследия" Алексея Подберезкина на коммунистического кандидата совершенно эксклюзивно). Свои наработки по программе давали также ученые Российского общества ученых социалистической ориентации Ивана Осадчего и сотрудники некоторых академических институтов Сибирского отделения академии наук, возглавляет которое Валентин Коптюг Определенное участие в судьбе КПРФ принимает Фонд изучения политической культуры Сергея Васильцова.
Кроме того, ряд экспертов-одиночек, не прижившихся в существующих фондах и центрах, но и не создавших собственных, подвизаются в качестве помощников депутатов от КПРФ. Помогают коммунистам и некоторые бывшие депутаты РСФСР из фракции "Смена - Новая политика".
так же по теме:
Преемник