#onegoexp2015 - соловецким мореходам...

Sep 22, 2015 09:00

          Говорим - Соловки, подразумеваем Белое море. Говорим Белое море, подразумеваем Соловки. Сама история Соловецкого архипелага неотрывно связана с мореходством. Еще на этапе подготовки к экспедиции я выяснил, что на Большом Соловецком острове имеется Соловецкий морской музей, что для человека нежно любящего все водоплавающее стало ключевым моментов в выборе локации, в которую нужно отправиться в первую очередь. Итак, первый фото-рассказ о моей пребывании на Соловках я начну именно с Морского музея, в пост также вошли фотографии разнообразных плавсредств, обнаруженных мной на острове во время пеших прогулок...



Скажем так, первый "выход в свет" на Соловках приучил не унывать внезапно испортившейся погоде. Сейчас идет дождь и дует промозглый ветер? Не беда! Через 10-15 минут выглянет солнце, а через полчаса может снова начаться дождь... Влагозащищенная камера и дождевик в рюкзаке - пусть и не самые обязательные требования к посещению архипелага, но и не сказать про них нельзя...


01 - особенно отмечу навигацию на острове, даже если идти просто так, без цели, то на пути то и дело будут попадаться указатели к той или иной достопримечательности или занимательной штуке. Как, например, вот этот каменный лабиринт на берегу Белого моря. На горизонте видел учебный фрегат "Мир", с его экипажем мы не раз столкнемся...


02 - старый док, что раньше использовался для ремонта монастырского флота и коммерческих судов, ныне используется как защищенная от всех погодных капризов стоянка для современных лодок и катеров островитян. Что характерно, иные лодки помнят еще Сталина с Брежневым, но моторы у всех новехонькие и мощные...


03 - почти каноничная карточка, которую привозят почти все посетилели Соловков. На одном берегу бухты Благополучия стоит разбитый шлюп, а на другом берегу высится красавец Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, ведущий свою историю с самого начала 15 века...


04 - старый баркас, которому уже не выйти в море, скула с левого борта имеет некислую такую пробоину. А деревянный корпус, не металлический, его просто так не залатаешь, но сама иллюзия, что утлый баркас везет на себе целую громаду монастыря мне понравилась :-)


05 - Соловецкий морской музей, его история начинается еще на подступах к музею. Как оказалось, здание музея - это памятник монастырского морского хозяйства, в середине 19 века выполнял роль амбара для гребных судов, был отреставрирован и возвращен к жизни...


06 - экспозиция подробно рассказывает о технологии строительства, рыбного промысла и быте беломорских мореходов, это вам не по озерам да рекам ходить, где можно ткнуться в берег и переждать непогоду. Четыре человека, тридцать квадратных метров полезной площади и суточные переходы по сотне километров под парусом...


07 - рассматриваешь инструменты и диву даешься, что пара топоров, рубанок да деревянный циркуль позволяли строить суда, не боявшиеся уходить на помысел сельди, нерпы и лосося за многие километры от родных берегов...


08 - нехитрые суденышки, с их нехитрыми обитателями с таким же нехитрым скарбом. Очаг под небольшим навесом да деревянные миски. Особо провианта с собой не везли, жили промыслом. Есть улов - будет пища в пути, не задался лов, грызи сухарь да луковку кушай...


09 - никаких тебе GPS-навигаторов и эхолокации - полностью аналоговая жизнь и промысел. Хотя, не буду лукавить, на любом теплоходе и сейчас найдется комплект лоцманских карт, оформленных в удобные альбомы. Сам по таким лоциям хаживал и ни разу не заплутал...


10 - от лоции к правилам плавания. Многие премудрости парусного хода ничуть не изменились с прошествием лет. Стали современнее материалы, удобнее оборудование и такелаж, но принципы остаются неизменными уже многие сотни лет...


11 - югорской радости и гордости фотография :-) Увы, но благословенного Нижневартовска на деревянной карте отмечено не было, а вот Сургут во всей красе... Бурной радости при виде родных мест подивились не только любознательные японцы, но и персонал музея. Уточняли еще - У вас все в порядке?


12 - что за мореходство бех рыбного промысло? Ни-че-го... Мореходы Белого моря были умелы и тут - добывали не только безобидную селедку, которая сдачи не даст, но и с гарпунами охотились на крупных морских хищников - шкуры, жир, мясо - все шло в ход.


13 - к разговору о нехитрых судах и их обитателях, снасти тоже не отличались особой изящностью и затейливостью рыбацкой сметки. Крючки кованые, сети - самовязные. Обрыв даже одного крючка - трагедия, прореха в сети - бессонные ночи в попытках залатать брешь...


15 - гарпуны и остроги, конечно, от изящества современных орудий лова очень далеки, но расскажите об этом тюленю или нерпе какой-нибудь. Широкое несимметричное лезвие наносило столь обширные поражения, что зверюка мёрла на раз-два. Главное, чтобы не дрогнула рука...


16 - "поморская шняка", построенная в 2004 году по чертежам и описаниям 19 века, - историческая реконструкция. Действующая реконструкция, прошу заметить. Около 650 морских миль было пройдено судном по Онежскому озеру и Белому морю...


17 - за два посещения музея, кстати, ни разу не слышал звука рынды. Персонал очень активный и отзывчивый, пока я бродил с раззявленным ртом с камерой, меня несколько раз останавливали с предложением помощи в изучении экспозиции музея...


18 - когда обернулся и увидел рынду, сразу зачесались руки. Нет, не отбить пару "склянок", хотя я могу, а раздобыть добрую суконку, немного чистящей пасты и привести в порядок 60-летнюю рынду, отвлекла меня только вывеска "Продолжение экмпозиции" за неприметно дверью...


19 - за дверью открылся небольшой зал с фото-выставкой и невероятно уютным почтовым отделением. Прямо со стенде можн овзять открыточку, подписать, поставить особенный почтовый штемпель и опустить послание в ящик. К моему большому сожалению, но открытка отправленная мной самому себе так и не дошла до меня :-(


20 - настоящей жемчужиной экспозиции Морского музея является дейстующая реплика яхты "Святой Петр". Именно на этом судне Петр I ходил по Белому морю, сопровождая английские и голландские купеческие суда, уходившие из Архангельска... Первый российский судовой штандарт был поднят на этом судне...


21 - тридцать лет отслужила яхта и стала первым музейным объектом в Архангельске. Указом предписывалось "...ежели той яхты хотя остатки найдутся, то оные извольте в удобном месте поставить и приказать беречь..."


22 - от количества плавсредств глаза разбегаются - старые и новые, дряхлые и вполне себе бодрые в самых неожиданных местах острова можно найти. За баней, у дровяного сарая, главное - держать глаза открытыми и далеко не убирать камеру...


23 - автомобилей на острове совсем немного. Смысла в автомобиле на острове, площадью в 250 квадратных километров, особого нет, а вот лодка есть у каждого - рыбаки, охотники + всегда можно заработать легкую денежку, катая туристов...


24 - завершу рассказ о мореходной истории Соловков каноничной карточкой. От оргинальности она далека, карточек таких - мильён, но пройти мимо подобной красоты мне не позволила совесть :-) Теперь могу смело рассказывать, что я был на Соловках и сделал карточку с "лодкой и монастырем" :-)




Соловецкие острова, #onegoexp2015, Архангельская область, Россия, Соловки

Previous post Next post
Up