Небольшой реферат по информации с Изрунета.
Подборка не содержит ГМО информации с недостоверных православных, гойских и антисемитских сайтов.
Мой интерес к вопросу начался с одной общеизвестной вещи:
Самым тяжелым наказанием, которое предусматривали законы Торы, была смертная казнь, и талмудисты, испытывавшие отвращение к этому наказанию, искали пути уклониться, по возможности, от вынесения смертных приговоров. Синедрион, вынесший смертный приговор раз в семьдесят лет, называли "губительным"...Она как-то столкнулась в моем головном мозге с другой, менее известной информацией:
Вредоносной магией занимались преимущественно женщины (Авот 2:7; Эр. 64б, конец). Чтобы пресечь эту распространенную практику, танна Шимон бен Шетах по преданию, приказал повесить в один день 80 колдуний (Санх. 6:6). Основанием (видимо) была заповедь Торы "
Колдуньи не оставляй в живых"
Отдельный вопрос: а колдуна - можно ?
Отдельные приемы, заимствованные библейской религией из магической практики, утрачивают в новом контексте характер колдовства.
Таковы, например, исцеление ужаленного змеей с помощью созерцания медного змея (Чис. 21:8-9), а также испытание «горькой водой женщины, подозреваемой в прелюбодеянии (Чис. 5:12-31). Не поняла, почему "утрачивают".
ИМХО, в те времена просто не было четкой грани между "возможным" и "чудом".
Столкновение высекло искры и стало мне интересно противоречие этих цифр.
Спросила на Маханаиме. Получила ответ
Действия ШбШ были исключительным актом, где процессуальные нормы были нарушены, и сама история отдает легендой.
И пошла я выяснять, кто такой этот Шимон бен Шетах, когда дело происходило и что легендарного в этой истории.
ШИМ‘О́Н БЕН ШЕ́ТАХ (Шим‘он бен Шатах; конец 2 в. - первая половина 1 в. до н. э.), законоучитель.
Согласно традиции, Шим‘он бен Шетах и Иехуда бен Таббай составляли третью по счету пару законоучителей (Авот 1:8; Хаг. 2:2; см. Зугот). По одной версии, Шим‘он бен Шетах был председателем бет-дина (ав бет-дин; Хаг. 2:2), по другой - наси, то есть главой Синедриона (Тосеф., Хаг. 2:8). Шим‘он бен Шетах настаивал на точном выполнении содержащегося в Торе (Втор. 17:6) фундаментального правила судопроизводства, согласно которому смертный приговор может быть вынесен только на основании показаний двух очевидцев преступления (Тосеф., Санх. 8:3); он призывал судей тщательно допрашивать свидетелей, формулируя свои вопросы так, чтобы они не способствовали даче ложных показаний (Авот 1:9).
Возвращаясь к синедриону (оттуда же):
в то же время в них немало анахронизмов: так, Синедрион был учрежден не ранее второй половины 1 в. до н. э., должность наси - не ранее 1 в. н. э.
Сопоставим это с хронологией:
В 63 г. до н. э. сторонники Гиркана II открыли перед войском Помпея ворота Иерусалима, однако приверженцы Аристобула II три месяца удерживали Храмовую гору. С завоеванием Иерусалима римлянами завершился 80-летний период независимого Хасмонейского царства.
Получается, что Санхедрин фактически существовал во времена, когда Иудея уже была в составе Римской империи. Имел ли право выносить смертные приговоры ?
"Ежевика" говорит иное:
В древний период до 191 года до нового летоисчисления пост «наси», видимо, занимал первосвященник, затем мудрецы по списку:
Йоси бен Иоезер из Цереды
Иеошуа бен Перахия
Иеуда бен Таббай
Шемайя
Гиллель, в дальнейшем все главы Синедриона - его потомки, за одним исключением Шимон бен Шетах - не упоминается.
Среди списка первосвященников - я его тоже не видела.
История про ведьм: Когда Шимон бен Шетах был избран в "Насси"[4], пришли к нему и сказали:
- В пещере близ Ашкелона скрываются восемьдесят колдуний.
В один ненастный день собрал р. Шимон восемьдесят юношей, рослых и сильных, и велел им следовать за собою. Каждому из них он дал по новому кувшину со свернутым в нем чистым плащом. Юноши поставили кувшины опрокинутыми себе на головы, и р. Шимон сказал:
- Когда я крикну по-птичьему, накиньте на себя плащи; крикну вторично - бегите все в пещеру и, схватив каждый по колдунье, поднимите их вверх, ибо таково свойство колдуна: отделишь его от земли - он ничего сделать не может.
Пошел р. Шимон и, став у входа в пещеру, стал звать, выкрикивая:
- Ойим, Ойим!..Отоприте! Один из ваших я.
- А каким образом, - спрашивают колдуньи р. Шимона (также успевшего закутаться в сухой плащ), - ты в дождь сухим остался?
- Я между каплями пробирался, - объяснил р. Шимон.
- А чего ради пришел ты?
- Поучиться и вас поучить. Покажите-ка каждая свое искусство. И вот, поколдовала одна - и серебро в хлеб превратилось. Поколдовала другая - из железа мясо выковалось.
- Третья - расплавленная медь бульоном закипела. Четвертая - растопленное золото вином заструилось.
- Видишь, - говорят колдуньи, - какой мы тебе пир устроили. А ты что умеешь сделать?
- Вот что: чирикну раз и другой - и явятся восемьдесят женихов, одетых в совершенно сухие плащи, - и будете вы пировать и веселиться с ними.
Чирикнул р. Шимон раз - надели юноши плащи; чирикнул вторично - все сразу появились в пещере.
- Выбирай каждый свою суженую! - крикнул р. Шимон. Схватили юноши колдуний, вынесли их из пещеры и всех повесили (Иерушалми Хагига; Сангедрин, 6; Раши).
Знали ли юноши, что несут ведьм на казнь, - история умалчивает.
По рассказу, единственный свидетель колдовства - сам ШбШ. Он же - судья и обвинитель.
Юноши сидели где-то около пещеры под кувшинами. Они не видели колдовства.
Про суд - вообще не упоминается.
Зать ШбШ назван "наси", то есть - председателем Санхедрина.
Но ссылка идет на трактат Талмуда "Санхедрин".
Пока я не нашла трактат "Санхедрин" на русском. Проверить не могу.
Другие трактаты есть. Интересно, конечно, посмотреть контекст.
Когда же все-таки существовал Санхедрин ?
В какой период он имел возможность выносить смертные приговоры ? (Во времена Пилата - уже НЕ).
Скольки человекам вынес смертный приговор ?
Где тот период, про который говорится, что 1 приговор за 70 лет - это слишком много ?
И какие еще инстанции, кроме Санхедрина, казнили людей в Иудее во времена 2-го Храма ?
Римляне - это понятно. А кто еще ?