Директор РИСИ Леонид Решетников о годовщине операции ВКС в Сирии и ... Украине

Oct 02, 2016 01:21



30 сентября 2016 года, исполнился ровно год с момента официального объявления о начале операции ВКС РФ против террористов в Сирийской Арабской Республике. Разумеется, эту дату не могли обойти стороной и появилась масса материалов в которых тема войны в Сирии обсуждается. И среди них мне попалось интервью директора РИСИ Леонида Решетникова агентству РИА Новости.

Для тех, кто не в курсе: Российский Институт Стратегических Исследований (РИСИ) - очень специфическое и занимательное заведение, а его директор генерал-лейтенант СВР (Службы Внешней Разведки, бывшего Первого Главного Управления КГБ) (в запасе) Леонид Петрович Решетников - не менее специфический и занимательный человек. Думаю, из звания понятно. Тем интереснее было почитать, что он про Сирию скажет.

Я буду избирательно цитировать вопросы и ответы, но рекомендую прочитать интервью целиком - оно довольно краткое, хотя очень содержательное. Выделять буду вопросы и те моменты, на которые лично я обратил внимание.

Поехали.

"- Леонид Петрович, какие главные выводы ученые вашего института делают сейчас, анализируя ситуацию в Сирии?

- Год военной операции в Сирии дал очень много аналитической работы нашим военным, дипломатам, спецслужбам и журналистам. Советский Союз имел такой опыт, вспомните Афганистан, ту же Сирию, Анголу. Новая Россия до Сирии такого опыта не имела. Была, конечно, четырехдневная операция в Южной Осетии, да, пожалуй, и все. Та операция, конечно, тоже дала нашим военным возможность подумать о том, в каком состоянии находится армия, в частности военная связь.

Сирия - это более масштабная операция. И всем органам власти в РФ пришлось функционировать в состоянии проведения военной операции за рубежом. Мы получили уроки на военном направлении, на политическом, идеологическом. Уроки извлекаем, как положительные, так и отрицательные.

Конечно, самые главные уроки извлекает Генштаб Вооруженных сил РФ. Вносятся коррективы в подготовку не только летчиков, но и моряков, ракетчиков. Опыт получен большой. Успешен или нет? Пока говорить рано, нужно еще анализировать. ..."

Далее Решетников и интервьюер обсуждают желаемый саудитами и США раздел Сирии (раз сковырнуть Башара Асада не получилось - то хоть страну на куски разорвать) на шиитские, суннитские, курдские и друзские части и то, чего равно хотят Москва, Дамаск и Тегеран - уничтожение ИГИЛ на сирийской земле. Отдельно отмечу слова Решетникова про выдавливание\"миграцию" боевиков ИГИЛ (ТОЗР) в Ливию и сроки этого процесса:

"- И как они планируют поделить страну?

- Они говорят, давайте поделим на четыре части: курдскую, шиитскую, сунитскую и, возможно, автономия для друзов. То есть если раньше речь шла о том, что осталось чуть-чуть и Дамаск падет, то сейчас они хотят поделить. Но хочу подчеркнуть, что этого не хочет ни Дамаск, ни Москва, ни другие важные игроки, которые многое сделали, чтобы очистить территорию Сирии от террористов ИГИЛ. Думаю, что игиловцы все-таки будут вытеснены из Сирии.

- И куда они уйдут?

- Думаю, что в Ливию. Они уже туда перемещаются.

- Как скоро это может произойти?

- Думаю, что в течение этого года основная масса боевиков уйдет в Ливию. Из Алеппо, из Ракки. Им придется перебазироваться в Ливию, возможно, часть останется в Ираке."

И вот тут у меня возникли вопросы, которые интервьюеру - руководителю профильной редакции РИА Новостей Сергею Сафронову, вероятно, не пришли в голову. А жаль.

Да, курды очень хотят свою автономию из-за этого уже наделали столько глупостей, скомпрометировав себя в глазах действующей власти, что даже похоже состоялись (разумеется, не без нашего участия!) контакты сирийского и турецкого руководства, дабы "решить курдский вопрос". Такие как визит замглавы MIT (турецкая разведка) в Дамаск перед началом проведения Турцией своего "Щита Евфрата". Тут спору нет.

Но очень интересно какие (если, конечно, хотя бы часть этой информации можно обнародовать) у Решетникова данные насчёт автономизации друзов. Всё что мне удавалось видеть в открытом доступе говорит о том, что может и были в последние пару лет мелкие эксцессы между друзским ополчением и войсками Асада, но в целом друзы Асаду полностью лояльны и их представители занимают весьма высокие посты (один генерал-майор Иссам Захреддин чего стоит!).
Я затрудняюсь (впрочем, это может быть от неведения, с радостью узнаю, что ошибаюсь) назвать хоть одного курда, который занимал бы в сирийской армии (САА) подобную должность и имел бы сходное звание.

Далее, даже не смотря на годы войны на территории Сирии до сих пор во многих провинциях рядом проживают представители разных народов и конфессий. И не только проживают. САА состоит из суннитов более чем на 50%. Т.е. сунниты воюют за Асада.
Потому, мне трудно представить себе как можно выделить в САР сугубо "суннитские" и "шиитские" территории. И если условных "христиан" из-за относительной малочисленности и разрозненности можно считать беспомощными жертвами такого раздела, то алавиты, которые по-прежнему занимают массу руководящих постов в силовых ведомствах и для которых такой сценарий равносилен геноциду, будут биться против него до последнего. Они и бьются уже шестой год.

Ну и, наконец, ИГИЛ. Да, анонсированный как борьба с ИГИЛ турецкий "Щит Евфрата" серьёзного урона боевикам пока не нанёс (да и нужен был куда больше чтобы умерить курдский пыл). И удары "международной коалиции" тоже. Не считать же таковым уничтоженные бульдозеры, правда? Не то чтобы я целиком отрицал борьбу ведомой США "мировой демократии" с ИГИЛ, но эффект от этой борьбы действительно не впечатляет. О чём говорит и сам Решетников:

"- Но ИГИЛ - враг и для них, и для нас? Разве это не поле для сотрудничества?

- ИГИЛ - для них враг больше теоретический. Они далеко, практически на острове. Им стабильность в Сирии и вообще в мире не нужна. Лучше, чтобы были слабые страны, слабые режимы, слабые экономики, тогда ими проще управлять, руководить. Сильные тебя и слушать не будут."

Но тогда вопрос - кто будет ИГИЛ побеждать на территории Сирии и изгонять в Ливию в течение "этого года" (даже если понимать под этими словами - "в течение года с этого момента", а не оставшиеся до 2017 три месяца)? Неужели войска Асада?
Сомневаюсь, что Леонид Петрович не знает общей картины и не понимает, что сейчас по большому счёту САА боевых действий против ИГИЛ не ведёт. По-крайней мере не осуществляет наступательных операций.
И причина очевидна - "зелёная" оппозиция, которую "американские партнёры" никак не могут отмежевать от "Джебхат-ан-Нусры" - сейчас куда более опасный враг. Потому что именно на них США делают ставку в дестабилизации ситуации в Сирии. Именно их по-прежнему называют "умеренными" и именно им пытаются оказывать дипломатическую и военную помощь. И именно против "зелёных" сейчас идут основные, самые тяжёлые и кровопролитные бои.

Тогда почему такой странный прогноз?

Но дальше - ещё интереснее:

"- Россия для США сильный противник?

- Конечно, для них сильные противники это Россия, Китай, БРИКС. Они исходят из формулы - пусть русские воюют в Сирии, и чем дольше, тем лучше. У них задача - не допустить укрепления России, Китая. С другой стороны, в результате этой операции мы приобрели в мире очень много друзей. Активизировался интерес к нам, причем даже в европейских странах. Потому что им тоже надоели и беженцы, и санкции. Они же понимают, что проблема не в России. Россия, наоборот, реально борется, уничтожает бандитов. Посмотрите, как к нам развернулись консервативные силы в Европе. Сейчас на нас смотрят правые европейские консерваторы, как раньше на СССР смотрели коммунистические партии. Это серьезный поворот. То есть мы можем брать не только идеологией, но и честным поведением. Мы защищаем в Сирии законный правительственный режим."

Когда я встретил в процитированном в начале поста абзаце слова про "уроки на политическом и идеологическом направлениях", мне захотелось чтобы про это прозвучало поподробнее. И вот прозвучало.
Правильно ли я понимаю, что идеологические выводы - это ставка в отношениях с Европой на сотрудничество с консерваторами в Европе? Если точнее - с правыми консерваторами?
Но для полноценного такого сотрудничества надо существенно изменить политическую обстановку здесь, в России. Вот так, разговор о Сирии, а выводы оказываются о своём, родном.

Далее Решетников говорит о том что из всех союзников наиболее массово на стороне Асада выступает Иран. И это действительно так и со всем сказанным про Иран директором РИСИ я согласен, кроме одной детали:

"- И много в Сирии иранцев?

- Речь идет о тысячах.

- Это регулярная армия?

- Нет, регулярной армии нет. Речь идет о корпусе стражей революции. Очень много добровольцев и из состава корпуса, и из резервистов."

При всём уважении, КСИР - неотъемлемая часть вооружённых сил Ирана. Элита, своего рода гвардейские подразделения. Конечно, если мы не о "Басидже" говорим, хотя и это "ополчение" тоже нельзя назвать нерегулярной структурой.

Но это так, я придираюсь.

Затем обсуждается, что авторитет России как державы, желающей порядка и стабильности в регионе резко возрос, всё большее число стран видит именно в нас реальных поборников порядка и спокойствия. А заодно оценивает по многочисленным видео и иным свидетельствам эффективность русского оружия, что благотворно сказывается на новых контрактах. И тут я опять готов со всем согласиться.

Зато в завершении звучит такое:
"- Низкая цена на нефть сильно влияет на нашу активность в Сирии?

- Конечно, цена сейчас для нас очень невыгодная. Но она корректировалось США и без Сирии. Это началось сразу после событий на Украине.

- А Украину мы "проспали"?

- По поводу Украины у нас было много иллюзий. Думали, дадим кредит и все будет хорошо. Не дадим, будет им плохо. Мы действовали только экономическими рычагами. А сейчас на Украине огромное влияние имеют идеи. Нам казалось, что мы можем рублем задавить, долларом или ценой на газ. Они взяли и уперлись, как кубинцы против американцев.

И теперь на Украине огромное влияние имеют националисты. Они живут плохо, но гордо. У них появился дух. Другое дело, что он какой-то черный.

Но мы должны понять, что нужно работать с людьми, отвечать на духовные вызовы. А мы этим не занимаемся ни в одной стране. Вся наша мягкая сила ничтожна. Единственное, что отрадно, так это работа телеканала Russia Today. Это в настоящее время информационное открытие, это образец. Ну еще "Спутник", РИСИ. Мы же сильнее, чем целый полк бомбардировщиков. Мы забыли, что после 1991 года за границами России остались 25 миллионов русских. А теперь и они забыли, что они русские. В тех добровольческих батальонах на Украине воюют люди с русскими фамилиями. Мы про них забыли, не связали со своей культурой, традициями, историей. Только Донбасс на подсознательном уровне начал сопротивляться. А те же американцы не только деньги дают, но и занимаются пропагандой американского образа жизни, американской политики."

Вот ведь оно как!
На Украине появился дух, там "огромное влияние имеют идеи". Только дух этот "какой-то чёрный"(с). То есть попахивает нацизмом? Или смердит им так, что даже сквозь скафандр можно почуять?

Вот такое интервью.
И почему-то по его прочтению у меня вопросов куда больше, чем ответов. Причём вопросы не столько по Сирии, сколько о России и том куда двинется Родина наша. Ведь не зря же РИСИ готовит экспертные оценки и рекомендации для Администрации Президента РФ, как сказано на их сайте.

Да, у нас сегодня в стране есть острейшая проблема отсутствия ответа на духовные вызовы. Но ведь отвечать на них тоже можно определённым образом.
И если, как говорил Решетников, мы ищем союзников среди "правых консерваторов" Европы - не окажется ли "внезапно", что наш ответ на духовные вызовы тоже того, "какой-то чёрный"? Ну не красным же ему быть, ведь иначе союзники не поймут.

Но плевать на этих "союзников"! По существу вопрос-то один: похоже наверху "красный ответ" глаза режет, а вот чернота выглядит успокаивающе и безопасно. Отдают ли они себе отчёт, что опершись на неё - потом от страны костей не соберём?
Или у них есть полноценный духовный ответ ещё какого-то цвета? Неужели белого? С иконой Николая Второго в рядах "Бессмертного полка"? Табличкой Маннергейму в Ленинграде? Или памятником Врангелю в Крыму?

Доиграетесь, господа! Ох, доиграетесь!

Решетников, РИСИ, Сирия, Украина, война с историей

Previous post Next post
Up