Рдейское болото и монастырь

Sep 26, 2013 09:30




Посетить Рдейский монастырь я хотел давно. Помнится, лет семь назад, читая отчет о потерянных в болотах велотуристах под предводительством Странницы и печальном процессе их спасения я думал, что неплохо бы тоже сходить в это дремучее место и поглазеть на развалины. Как и многих начинающих «путешественников» по России, тогда меня прельщали всякие церковные развалины и заброшенные заводы. С опытом страсть такая у меня сошла на нет, ибо все подобные достопримечательности одинаковы, хотя и несчастливы по своему. Так что поход к очередному дестрою был отложен в самый дальний ящик.
После весеннего похода в Рёконь я вспомнил, что есть не менее замечательный уголок подобного плана, причем намного ближе к Москве. Оставалось только выкроить выходные и отправиться в путь.

01.
Так как упереться бампером в стены монастыря на чем-то не похожем на болотоход или гусянку не представляется возможным, то со средством доставки к точке пешеходного старта проблем не было.


02.
Возле деревни Наволок встречаем живописный рассвет (не смотря на опасения, нам везет с погодой), натягиваем болотники, рюкзаки за спины и в путь.


03.
Болото начинается не от самой дороги, до него надо идти несколько километров по полю. В конце поста будет подробная карта с треком и точками.


04.
По совету друзей, мы не ломимся к монастырю по старой дороге. Хоть она и прямая, но разбита ГТСками и для пешего передвижения практически не приспособлена. Чуть севернее есть другой заход на болото и в самом начале даже проложена гать.


05.
Впрочем, вскоре она кончается и придется идти по еле заметной тропинке вдоль старого следа ГТС.


06.
В этом месте болото не страшное. Под ногами не играет и проплешин с топью практически нет. Да и видно такие места издалека. Иди себе и иди.


07.
По большей части это пока еще согра, угнетенный лес. Лет десять назад тут был пожар, многое погорело и с тех пор болото наступает.


08.
Вот и наша тропинка. Иногда она теряется совсем, но вскоре находится. В крайнем случае надо забрать немного южнее и выйти на старый след ГТС, не заблудишься.


09.
Друг за другом идут в молчанья сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес -
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо…
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! - Сусанин сказал.
Кондратий Рылеев

А это мои замечательные спутники Стася dva-loskutka и Никита silly-sothoth.


10.
По болотцу вышли на берег речки Редья и обнаружили живописную группу заповедных рейнджеров.


11.
Мы прошли по границе Рдейского заповедника. Он составляет одно целое с соседним Полестовским и называется это все Рдейско-Полистовским краем. Этот болотный массив является крупнейшим в Европе и старейшим на Северо-Западе и когда-то был шестью независимыми торфянниками. Кроме научной площадки, массив еще работает как стабилизатор уровня вод в реках Новгородской области. Это огромная губка, которая в полноводные годы впитывает воду, а в засушливые отдает.


12.
Интересно, что несмотря на тяжелые условия и практически полное отсутствие пахотных земель, тут издавна жили люди, причем, в большом количестве. Когда-то тут проходили викинги и облагали данью живших в этих местах славян и финно-угорцев, потом сюда бежали новгородцы и псковичи, спасаясь от опричников Ивана Грозного. Эти края разоряли литовцы и польский король Стефан Баторий, во времена Второй Мировой тут проходили жесточайшие бои, отдельно лютовали наши партизаны. Каждый раз, испокон веков, люди возвращались в эти места. Однако после разорения деревень в середине прошлого века начался массовый исход, впрочем, как и по всей стране.


13.
А между тем, жившие тут люди имели свою субкультуру. Их называли моховиками, а мест их обитания опасались и рассказывали всякие сказки. Все же с детства знают, что если пойдешь на болото, то скорее всего не вернешься, утащит в топь болотник или заколдует кикимора. Понятное дело, что раз у лесных жителей были лесовики и лешие, то и у болотных людей должны быть свои представители бестиария.


14.
Смотрители заповедника заверили нас, что если не чудить и внимательно смотреть под ноги и по сторонам, путешествие по болоту не будет представлять опасности. Еще они просили передать, что в заповеднике нельзя не только собирать ягоды и охотиться, но и просто заходить, даже на лыжах. А тем более писать потом хвастливые отчеты в интернетах, типа, а я вот сегодня был в заповеднике на озере, так там никто его не охраняет и заходи кто хочет. Охраняют, и если встретят, выпишут штраф. Просто территория заповедника огромная, а смотрителей мало и они не сидят в кабинетах, а в любое время года и при любой погоде в полях. Точнее, на болоте.


15.
Далее нас ждет самый легкий и приятный участок в виде живописной лесной тропы.


16.
Ягода уже почти сошла, но все еще можно набрать вдоволь брусники и черники. Черничные кусты по пояс высотой, я такие только в Архангельской видел.


17.
Грибочки. Я с ними не дружу, поэтому для меня они в лесу все несъедобные. А в тарелке наоборот



18.
Как-то так и идем.


19.
Редья течет совсем близко. Хотел сделать этот кадр, но оступился с сухого берега и буквально в пяти сантиметрах от края ушел по пояс в трясину. Это я уже стою в полных болотной жижи болотниках



20.
Постепенно тропинка становится все хуже, появляются подтопленные участки с гатями, но идти по-прежнему можно без труда.


21.
Опять переходим Редью.


22.
Тут когда-то стоял охотничий домик, но он уже давно развален и осталась только эта скамейка.


23.
Привал. Впереди у нас последний рывок по самой неприятной части маршрута.


24.
Когда-то тут была хорошая тропинка по болоту, но несколько лет назад подвыпившие местные жители решили на «танке» форсировать Редью. Причем, не придумали ничего лучше, как ломиться по пешеходной тропе. Реку они не форсировали, я вообще не представляю, куда они в итоге хотели приехать, но и тропинку разбили. В целом, перед путником два пути: идти по колее гусянки или забирать правее и идти по тропке вдоль берега озера. И то и другое связано с неприятными моментами и в целом посоветовать какой-то лучший вариант трудно.


25.
В итоге упираемся в автобан от бывшей деревни Боровая до монастыря. Именно тут проходила монастырская дорога, а сейчас по этому направлению курсирует ГТСка с туристами. В принципе, это прямая дорога, а, как известно, прямая дорога - самая короткая. Но не самая быстрая.


26.
Последние сто метров перед монастырем перепаханы гусеницами и дорогу приходится выбирать очень тщательно.


27.
Монастырь стоит на земной тверди и по сути находится на острове. С одной стороны вода озера, с другой топь болота. Вход на остров чувствуется даже в воздухе - запах деревьев и нормальной травы. Выходим… на огород.


28.
Перед зданием монастыря стоит маленькая деревянная церковь, стол, лавки, на костре кипит чайник и тишина. Пока скидываем рюкзаки, к нам выходит местный житель, Сергей.
«А мы к вам в гости!»
«А проходите, сейчас чай будем пить.»


29.
Пока светло, решили зайти в храм и осмотреться.


30.
Основные сведения об этих местах можно почерпнуть в «очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» Полянского. Обитель была основана в середине XVII века. В 1666-м году на полуострове была построена деревянная церковь во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а через 33 года еще одна во имя Преображения Господня.


31.
Скорее всего, построены они были на месте уже существующих церквей.


32.
У того же Полянского встречаем информацию, что местные угодья и две тысячи лет назад привлекали сюда рыбаков:
«Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам.»


33.
Может быть я чего-то недопонимаю, но для меня остается загадкой, как мог путешествовать из Киева в Новгород человек, умерший в первом веке.


34.
Сдается мне, что все это не более, чем сказки, ибо Нестор (не, не Махно) Летописец писал, что на Русь апостолы не ходили и что они в наших землях «не быша». Якобы, уже потом, для усиления престижа, Владимир Мономах приказал игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру внести в «Повесть временных лет» русский вариант легенды об апостольской миссии Андрея Первозванного.


35.
Глядя на фотографии семи-десятилетней давности видно, что церковь если не восстанавливается, то приводится в порядок.


36.
Привет, Юра.


37.
Сергей рассказал трогательную историю, как к нему приехал один молодой человек и попросил лестницу, чтобы стереть надпись своего уже умершего отца. Стер.


38.
Не знаю, правда или нет, но местные недавно прикинули и поняли, что тех, кто писал в детстве на стенах храма уже давно нет в живых. Кто-то спился, кто-то утонул…


39.
Но вернемся к истории.
К началу XVIII века многие постройки уже были каменными и к 1711-му году монастырь был на пике своего подъема.


40.
Однако уже во второй половине XVIII века монастырь был упразднен, и более чем на век здешние места были забыты. При здании монастыря был один священник, а чаще вообще один сторож. Службы проходили раз в год, в день Успения Пресвятой Богородицы.


41.
Только в 1885-м году усилиями Усинина, знаменитого своей работой про свечи в православии, положено начало образованию женского монастыря.


42.
Деньги на строительство давал Александр Николаевич Мамонтов, из тех самых, да. На строительство нового каменного храма было пожертвовано 150 тысяч рублей, однако расходы оказались на 200 тысяч больше.


43.
Александр Николаевич не дожил до конца строительства два года, церковь была освящена в 19 сентября 1902 года. На фото паровой котел в подвале. Это, конечно, говорит о технической оснащенности здания, но по факту протопить такие объемы таким котлом было нереально. Скорее всего в зимний период поддерживалась плюсовая температура для содержания икон и фресок. Да и постоянных служб в большом храме не проводилось, обходились стоявшей неподалеку небольшой старой церковью.


44.
Сейчас вдоль одной из стен сделана удобная лестница на крышу. Крыша, кстати, перекрыта новым рубероидом и оцинковкой. А раньше местные лазили на крышу по воздуховоду справа. Вроде бы там есть какие-то выступы, за которые можно зацепиться…


45.
Виды потрясающие. Видна монастырская дорога, поддерживаемая когда-то специальной дренажной системой. Она и правда прямая как стрела. Мы же шли вдоль берега и вдоль вооон тех деревьев.


46.
Состояние храма удручающее, но намного лучше, чем несколько лет назад. Спасибо надо сказать добровольцам и двум насельникам Сергею и Юрию. Юрия в момент нашего приезда не было, он уезжал на родину, а Сергей рассказал и показал много интересного.


47.
У церкви пять куполов, до недавнего времени на центральном не было креста и этот факт очень сильно удручал Сергея.


48.
Путем несложных подсчетов определилась сума в 250 тысяч, необходимая на закупку материала и инструментов.




49.
Я так и не понял, откуда взялись деньги, говорит, кто-то отдал долг, который он уже не надеялся получить. Так или иначе работа закипела в прошлом году.


50.
Руки у Сергея явно растут откуда надо, он и механик, и столяр, и вообще на все руки мастер. Так что сделал и установил купол и крест сам.


51.
Теперь соседние купола смотрятся как-то сиротливо и местами страшновато.


52.
Конечно же, Сергею помогают. Он умалчивает про роль своего напарника Юрия, мне кажется, тот больше по делам духовным, но охотно рассказывает о помощи местных и приезжающих.


53.
Каждый год в марте на полуострове проводятся так называемые «залеты», слет парапланеристов. Под это дело вписывается администрация и приезжает архиепископ Новгородский, проводит службу в маленькой деревянной церкви.


54.
Церковь Сретения Господня собиралась из привозного сруба, а пристройку из местного леса делал все тот же Сергей.


55.
Эгегей! Под главным куполом.


56.
Сергей говорит, что с куполов и крыши скинули несколько тонн наносной земли. Под центральным куполом до сих пор растет газон.


57.
Тревожный крест.


58.
Облазив с Никитой всю крышу…


59.
И посмотрев напоследок окрестности, спускаемся на землю.


60.
Нас уже ждет чай и интересный рассказчик. Что может быть лучше?


61.
Не буду пересказывать нашу беседу и романтизировать здешних обитателей. Сергей отличный собеседник, ему явно не хватает человеческого общения и наш приезд для него событие.


62.
Его самоходка.
Однако порой туристы достают. Опять же все разные, кто-то приходит, посмотрит и уходит, а кто-то идет по болотам бухнуть в старых стенах. Особенно донимают зимой. Сюда можно проехать практически на любом автомобиле, чем и пользуются толпы ротозеев. Приезжают даже ночью, орут, мусорят и ведут себя не очень культурно.


63.
Может это от того, что нет мозга в голове, а без мозга трудно жить.
Может это от того, что мы пьяные с утра, что нам делать? Будем пить.


64.
Быт у мужиков налажен крепко. Сами живут в домиках, есть баня, небольшая пасека, огород, вездеход опять же.


65.
Сергей явно не фанатик, он не сверкает глазами и не потрясает потрепанным тропарем. Но говорит о многих вещах со знанием и видно, что ему интересны споры и беседы. Говорит, даже со священниками стал общаться на равных по уровню знаний.


66.
«Hello, монастырь на связи!» Сергею звонят какие-то знакомые из райцентра. Как ни странно, тут есть связь, ловит Мегафон и Теле 2.


67.
Тихая размеренная жизнь без гонок и нервотрепок. Казалось бы. Но даже при нас Сергей не дает себе отдыха. Что-то делает у верстака, звенит металлом, стучит молотком. Дни все короче, зимой будет время на книги и размышления, а работа практически встанет.


68.
Территорию Рдейского монастыря хотели прикрепить к заповеднику, к счастью, вовремя сообразили, что перекрывать доступ к такому месту не стоит, а нарушителей будет очень много. Теперь вдоль берега облюбовали места местные рыбаки и охотники.


69.
Частенько оставляют лодки прямо у воды. Каждый раз тащить их по болоту накладно, а на озере только свои. Кстати, из рыбы тут водится только щука и окунь, но какие вкусные!


70.
Мы не планировали ночевать, думали, посмотрим и обратно. Но Сергей предложил кров и свежую щуку и мы не устояли. Сварили уху и пожарили вкуснейшую щучку на сковороде. Получился отличный ужин.


71.
Вечером были сказки и байки. Сергей рассказывал про историю монастыря, про войну в этих местах, про то, как до сих пор находят мины и огнестрел и как стреляют из раритетных автоматов по уткам. Про кирпичную площадь под территорией всего монастыря, про раскопки черных копателей на местном кладбище и вопросы туристов. Мы отлично посидели, пока не стало совсем темно и глаза стали закрываться сами собой.


72.
Утром мы хотели выйти до рассвета, чтобы пораньше выйти в деревню. Сергей сказал, что торопиться не стоит и раньше половины девятого выходить смысла нет, а там дойдем за три часа. Под утро начался сильный дождь и закончился только в начале восьмого. Дошли до деревни за четыре часа, против пяти с половиной накануне.
Да, я тысячу раз читал подобные истории



73.
Я рад, что все же собрался и добрался до этого места. Точнее, я рад, что оно меня не разочаровало. Это не очередные руины, тут чувствуется жизнь. И я оценил подарок в виде отличного рассказчика и собеседника. Сергей еще один человек в списке необычных людей, с которыми мне довелось познакомиться.
Внизу вас ждет карта и трек с основными точками. Отдыхать лучше два раза после пересечения Редьи, там есть пеньки и костровища. Если соберетесь туда пешком, крупу и еду можно не нести, Сергей и Юрий периодически выходят в деревню и покупают запас провианта в магазине, да и местные их не забывают. Если хотите чем-то помочь, пожертвуйте копейку на консервацию и восстановление храма или дайте денежку мужикам. Пара тысяч за гостеприимство не большая цена. Сергею можно принести сигареты, чай, а вот мяса они не едят.


Трек похода на карте

Просмотреть увеличенную карту



церкви, abandoned, Новгородская область, Человек

Previous post Next post
Up