Очухломение

Nov 30, 2012 11:27




Чухлома и ее окрестности очень странное и красивое место. Это вроде уже и север, а с другой стороны вроде уже и юг, смотря с какой стороны смотреть и ехать. Пограничье между мирами.
Попасть на Полную Чухлому я хотел уже года три, но то времени нет, то компании, да и банально не на чем. А тут чего-то все вокруг начали срочно собираться в сторону Костромской, причем, реально все. Весь мой русскоязычный инстаграм если не ехал, то собирался пристально следить, несколько друзей из жж качали квадрат О-37. Предложение пермских товарищей присоединиться к их экипажу окончательно убедило меня в необходимости ехать. Тем более, что ждать больше смысла нет, с каждым годом действо все более раскрученное и все менее поддающееся управлению.
Да, пост ооочень большой. Я не увидел смысла разбивать его на части, так что запаситесь свободным временем. И вы уж извините, тут будет несколько понравившихся мне чужих мыслей.


01.
Ехать мне было не на чем, большое спасибо Володе vovenncij за трансфер меня и вещей до места. Он поехал в альтернативку по прошлогодним точкам, а я пересел к пермякам и поехал в первый лагерь. Собственно, команда перед вами: Дима и Леша lnd_inquisitor внутри настоящего проходимца в виде УАЗа. Сразу вспомнилась армия, буханка…


02.
Так сложилось, что в лагере я снимал только в первый день. Потом либо мы приезжали слишком поздно, либо погода не позволяла пошляться с фотоаппаратом, либо еще чего. Короче, все еще чистые, трезвые, только что приехавшие. Регистрация, получение идентификаторов и точек первого дня.


03.
Каждый вечер на въезде в лагерь стояли вот такие стенды с названиями команд. При въезде надо было повесить жетончик, при выезде забрать. Это ничего не гарантирует, но помогает контролировать присутствие команд в лагере.


04.
Так получилось, что пермяки приехали раньше чухоргов и тусовались под Неей уже третий день. Местные водители здоровались с приметным УАЗом, селяне уступали очередь за хлебом… Короче, когда основные силы нашей команды под благозвучным и наполненным тайного смысла названием «Караси», прибыли на точку сборки, походная жизнь уже кипела во всю.


05.
Ну и рядом люди тоже не стеснялись. Вырастали маленькие анклавы со своей инфраструктурой и транспортным сообщением.


06.
Жители анклавов заводили детей, строили дома, чинили машины. Если бы мы задержались на этом месте еще на пару дней, в лагере наступила бы эра ядерной физики, мы расщепили бы ядро и изобрели скрытое перемещение.


07.
По крайней мере, кинотеатр с цветным синема у нас уже был.


08.
Но орги не для того все лето прочесывали окрестные леса, чтоб мы вот так легко, с помощью телепортации или еще какой фигни, посмотрели все намеченные точки. Поэтому в установленное время выключили свет, а утром обещали растолкать и дать ускорение в нужную сторону.


09.
Я уже говорил, что пермяки это не только соленые уши, но и умеющие устраивать свой быт суровые уральцы? Нет? Ну ладно, пусть для вас это будет сюрпризом. Короче, они решили не спать на голом снегу в чистом поле, а переночевать в тепле и уюте. Я прикинулся ветошью (ну а чего, я только что приехал из Малошуйки, у меня даже палатка еще не высохла) и закопался в багажнике, авось тоже в тепле переночую. Обнаружили меня только на заправке в Нее, суровые сердца смягчились от моего рассказа о трудностях быта в Архангельской области, ребята промокнули намокшие глаза и пообещали взять меня с собой в тепло. Сказали, что есть там одно место возле двери, где меня никто не тронет.


10.
Не спрашивайте меня, как они сюда вписались. Я же говорю, бабушки уступали им место в очереди за хлебом.


11.
Судя по сочетанию несочитаемого, психологическую помощь нуждающимся тут оказывают на должном уровне. Еще один прилив де жа вю при виде начищенного латунного краника.


12.
Надо сказать, ребята не зря поехали ночевать в цивилизацию. Точки следующего дня раздавали вечером предыдущего и маршрут первого дня мы хоть и минимально, но проработали по всем правилам: SAS, генштаб, Панорамио, интернет. Ну и как следствие, первый день в смысле взятия точек получился максимально интересным.


13.
Утром поклеили опознавательные знаки и вперед, на встречу с прекрасным.
«Соревнования чи шо у вас? Трофи имени Сусанина?»


14.
Стоим на трассе на отворотке к лагерю. Пробиться к своим нереально, встречка идет почти постоянным потоком.


15.
Короткий брифинг и выбор пути. По лучшим сказочным традициям перед путниками было три дороги.


16.
Дима советует направо, но никто его не слушает. Направо Нея и цивилизация, чего там делать.


17.
Слоны идут на север. Наконец, мы дождались нашу команду, вперед!


18.
Первая разминочная точка. Церковь кого-то где-то. Мне больше было интересно умершее управление умершего колхоза.


19.
И умерший фельдшерский пункт того же умершего колхоза. Деревня, к слову, жива, есть живые церковь и Ленин.


20.
Мы же потихоньку начинаем вкатываться в маршрут и притираться друг к другу.


21.
Подготовка машин примерно одинаковая, УАЗика, как единственного не имеющего лебедки, пускают вперед. А может быть его просто было не жалко, но я за версию с лебедкой.


22.
УАЗ, Паджеро, L-200, Патруль, Чероки - таким порядком мы прошли два дня. А потом еще один, но уже без L-200.


23.
Голая безжизненная пустыня… Под снегом тонкий слой травы, еще ниже глина. Если колея не набита, то проще идти по целине параллельно.


24.
Памятник деревне Высоково. Года два назад натыкался на это место в отчетах, по идее, откуда-то отсюда должен открываться неплохой вид. Интересно, именно на этом месте стояла усадьба, которую упоминал Кустодиев или в другом Высоково?


25.
В общем-то ничего интересного кроме надгробного памятника там нет. Поэтому, распугивая товарняки и удивляя бабушек, несемся к крупному населенному пункту Номжа.


26.
Тут уже цивилизация, медведи не таскают коров и поэтому вместо суровых волкодавов вот такие гламурные нявки. Но цепь взрослая, ибо во избежание.


27.
Этой точки вроде бы нет на картах ПЧ, но где-то тут въезд на отмеченную на генштабе разобранную узкоколейку, а она ведет в заброшенную деревню. Нам сюда. Поселок крупный, узкоколейных веток много и есть действующие.


28.
Машинист узкоколейного транспорта Василий ради нас раскочегарил один из аппаратов и немного прокатил до поворота.


29.
«Дальше не поеду, там начальство сидит. А вообще приезжайте еще. Если будет работа, прокачу по всему маршруту.»


30.
Возят в основном лес. Дизельный поезд развивает скорость аж в 39 км/час, причем с реверсивной раздаткой ему все равно в какую сторону эту самую скорость развивать. Вроде мало, но рельсы далеко не ровные, махина весит будь здоров, звук соответствующий и быстрее в общем-то не хочется.


31.
Передвижение по заброшенной узкоколейке трудностей не вызывало, пока в одной из колей у L-200 не оторвало глушитель и не завязало узлом вокруг заднего моста. С помощью топора и джека машину привели в порядок (по звуку я вообще никаких изменений не заметил) и было принято коллегиальное решение не ломиться в тупиковую деревню Коммунар, а свернуть на не менее заброшенную деревню Тарасово.




32.
Мда, а ведь могли доехать до Коммунара, а оттуда, глядишь, и до Пасьмы… Где-то в тех легендарных местах до сих пор скучает Террано…


33.
Однако, кто-то разом у всей команды включил благоразумие. «Ехать двадцать км из-за двух заброшенных деревень? Не, ищем поворот.»


34.
Судя по наличию завалов на отворотке и отсутствию свежих следов, мы были первые с такой вроде бы очевидной идеей.


35.
ВЖЖжжж, сказала пила. Только вечером, сидя в лагере, мы вспомнили кубометр дров, оставленный в лесу. А ведь у нас был пикап…


36.
А пока: «Кидай отсюдова туда!»


37.
На удивление, доехали без приключений. Димка нашел себе небольшое развлечение в виде колки льда, но лужа сдалась довольно быстро и лед кончился.


38.
А остальные почему-то поехали в объезд.


39.
Деревня. Обычная старая деревня, таких в округе сотни. Еще лет двадцать назад тут была жизнь, лет десять назад было несколько жилых домов.


40.
Сейчас тут тишина и покой. Дома уже не ждут, как только у дома открываются окна и двери, он перестает ждать и переходит в другой качественный уровень.


41.
Дом перестает быть жилищем и принадлежать своему создателю и хозяину, становится частью окружающего ландшафта, в нем поселяются звери и птицы, гуляет ветер.


42.
А в это время в интернетах:
«Сидим глухо в торфянниках.
Здесь КОТ, Денимент, Беринг.
Маттразз ушел чуть вперед. Пилот сзади.
Помочь Гео возможности нет.
Таки мы и держимся. Хотя была минута «слабости», что заночуем в этой луже… но внезапно (через 2.5 часа)посетила пара идей о спасении. Эта пара идей оказались как раз, что нужно.
300 метров прошли, осталось еще 5км. Завтра к вечеру выберемся.»
Это как раз в районе Пасьмы тусовка.


43.
Спустя несколько часов:
«Пока есть связь, давайте вашу точку, я передам ее Инганту и Эскудо (едут из Москвы, до точки 500 км)
Да пока они доедут. Мы еще на 200м продвинемся»


44.
Мы этого пока что не знаем, а то скорее всего организовали бы спасательную экспедицию. Тем более, что сидят мои знакомые, хоть и интернетные. Развиртуализировались бы

У нас же на ровном месте сел на оба моста Патрол. Узкая резина, так радовавшая весь день владельца покорителя бездорожья Андрея, все же подвела. До тяжелого Патрола тут без проблем прошел УАЗ и Паджеро. Упираясь всем чем можно, вытаскиваем Ниссан на лебедке. Тем временем нас по целине обходит команда питерских Джимников с Хайлюксом. Впереди брод и чую я, мы их там догоним.


45.
Так и есть. С виду речка-переплюйка, но с крутыми берегами и довольно глубокая. У Хайлюкса не выдерживают нервы и он пытается перепрыгнуть ручеек ходом. Естественно, ничего не выходит, его вытаскивают назад Джимом, им же вытаскивают наш УАЗ, к тому времени закопавшийся задним мостом. Можно построить переправу, деревья и траки есть, но это потерянное время, и не ясно, что по ту сторону ручья, следов-то нет. Решаем ехать в лагерь.


46.
Утренний кофе и слив видео. Интернета нет, а между тем:
«Сообщение пришло только сейчас (утром). Вы еще сидите или оно так долго шло?
Еще сидим. Пишу в 9:17. Я вообще в лесу одна. Все уехали и застряли дальше. Женя сломался и засел тоже. Страшно)))
Оказывается, они вчера пытались прорубиться через ИНФРАкрасный трек… сейчас вернулись на красный и едут НОРМАЛЬНО. У Пилота - задний мост, у КОТа - лебёдка, у Mattrazz -что-то хрустит в переднем мосту… Остальные более-менее целые. Едут все вместе и уверены, что доедут»


47.
Чтобы было понятно людям не в теме. Все треки на картах были разделены на четыре категории и помечены тремя цветами в зависимости от сложности прохождения: от самого легкого зеленого, до красного пунктира для передвижения котлет и шишиг. В основном, мнение дорог не совпадало с мнением карт, но это не важно. Выбираясь из засады ребята нашли какой-то новый альтернативный вид.
У нас мелкие неполадки: у Чирика АКБ зажила отдельной жизнью и начала свободно перемещаться по подкапотному пространству. Фигня короче.


48.
«Нет, ну я все вроде бы предусмотрел, но никак не мог предположить, что для того, чтобы забрать номерок лебедиться придется!» СкиталецЪ
В общем-то это можно сказать единственный раз, когда сел Паджерик. И прямо перед палаткой чухоргов
Он сел еще раз на третий день, но тогда была обычная ошибка в выборе и он просто выпрыгнул на брюхо в старую колею от Урала и повис всеми четырьмя колесами. Короче, не считается, там не каждая шишига прошла бы.


49.
Прокладка маршрута ограничилась сверкой карты с точками в навигаторе. Выбрали желтый трек с сомнительным бродом, вроде бы и точки посмотрим, и дорогу значительно срежем. Ага? Ага! Алга!


50.
Село Палкино, центр культуры и вообще стоит на перекрестке дорог. Большое, короче, такое село.


51.
По улицам ездят трактора… Из достопримечательностей наличествует старый-престарый деревянный дом с огромными крыльями.




52.
Красивый когда-то был домик. Какой-то предприимчивый человек организовал в Палкино продажу магнитиков, на одном из них изображен этот домик. Правда, в сегодняшнем его состоянии.


53.
Прямо напротив расположилась небольшая деревянная церквушка-новострой.


54.
А рядом останки старой Николаевской церкви. У нее была бурная жизнь после революции.


55.
Выжимка из трех эпох. Это наша страна сегодня.
«а грязь???
да, что грязь…
сейчас мороз вдарит и все замерзнет, снегом укроет и до весны.
а весной все потечет
а потом листья
а потом грибы.
и снова грязь.
и так много лет.
оглянулись, а Родины уж и нет.»
СкиталецЪ


56.
Следующая цель - Воскресенская церковь в Бовыкино. Но доехать до нее не так-то просто.


57.
Тут, кажется в первый раз так, что вообще никуда, садится УАЗ. «Да ну на фиг! Серьезно? Как это я так?», как бы спрашивает сам себя Димка. Надо сказать, что дальше он садился довольно часто, глину разморозило и размыло дождем, а УАЗ так и оставался машиной разведки и ледоколом.


58.
На Урале и восточнее предпочитают черные хай-джеки. Поговорим об этом?



59.
Церковь раненого ангела.
«Но когда на рассвете они вышли в патио, то увидели там почти всех жителей поселка: столпившись перед курятником, они глазели на ангела без всякого душевного трепета и просовывали в отверстия проволочной сетки кусочки хлеба, словно это было животное из зоопарка, а не небесное создание.» Маркес


60.
В алтарной части хорошо сохранилась роспись. Гефсиманский сад, путь на Голгофу и тайная вечеря.




61.
При известной сноровке можно подняться на второй этаж. Ничего интересного, кроме выхода на бывший балкон, там нет.


62.
Вокруг лежит деревня.


63.
Местные жители смотрят в тебя глазами.


64.
Пристально смотрят. Кто ты? Зачем ты? Чего ты хочешь?


65.
Посмотри в себя, разберись, а потом приходи к нам. У тебя еще есть время.


66.
Обратная дорога тоже дается непросто. Навстречу попадается Джим и Диско. Диско сидит, но Джим его вытаскивает лебедкой. Убеждаем ребят, что до церкви проще дойти пешком, т.к. дальше низинка и будет труднее. Оказалось, пообщался с виртуальным знакомым Антоном anton_ermachkov. Конечно же, никто никого не узнал



67.
Наш путь лежит в деревню Сатинское. Вполне нормальная дорога, дальше было намного веселее.


68.
Где позволяла местность, шли по целине.


69.
А вот и Сатинское. Лет пять назад тут еще жили люди.


70.
На этом чердаке рядом с фотографией обнаружился остов мандолины. Мандолины! В глухой костромской деревне!


71.
Потенциальный символ нашей команды. Надо было закрепить на капот флагманского автомобиля.


72.
«Неужели когда-то мы были такими маленькими? А помнишь эти пуговицы? Ими еще синяки рисовали с мелом! А у меня шеврончик другой был…»


73.
Разные дома, разные люди, разные судьбы.


74.
«А что нам надо? Да просто свет в окошке…»


75.
Крик души то ли последнего жителя, то ли охотников. Видимо, периодически набегают мародеры.


76.
Скорее всего все же охотники или рыбаки. Дома-то хорошие, живи.


77.
Когда-то в этом селе стоял огромный даже по сегодняшним меркам барский дом. Сейчас в радиусе нескольких десятков километров уныние и запустение. От усадьбы одни развалины.


78.
Усадьба принадлежала роду Нелидовых, из этой ветки пошел Лжедмитрий Гришка Отрепьев. Дом был построен в начале XIX века, специально для его постройки даже воздвигли небольшой кирпичный заводик. Последние годы жизни усадьбы напоминают «Вишневый сад» Чехова и не обошлись без тогдашнего дела Магнитского. Совершенно другого Магнитского, само собой. Если интересно, то очень подробно об этом месте можно почитать тут, интересности начинаются ближе к концу.


79.
Дорожка к броду. Придется разворачиваться.


80.
Где-то тут брод, а на той стороне неплохо сохранившаяся колокольня.


81.
Да, тут дороги нет. Точнее, она есть, но с нашим уровнем подготовки мы тут пройдем с большим трудом и очень не быстро.


82.
Обратно выезжать намного веселее. Туда мы ехали с горки, а обратно, соответственно, наоборот.


83.
Эгегей! Волшебный клич, очень часто помогает



84.
По дороге к трассе встречаются другие деревни, но состояние их примерно такое же. Разве что истории поменьше.


85.
Нашей конечной точкой перед муторным доездом до лагеря стало село Богослов. Мы, как обычно, поехали к точке по прямой. УАЗ крепко засел, L-200 еще до этого порвал пыльники и где-то тут у него кончился ШРУС.


86.
Старинное село с богатейшей историей. В XVI оно принадлежало лично царю Федору Ивановичу, который передал его в вотчину Ипатьевского монастыря. А название село получило по церкви апостола Иоанна Богослова.


87.
Когда-то рядом проходил торговый тракт Галич-Макарьев, Богослов стоял практически на нем. Потом хозяином тут был двоюродный брат Пожарского (который с Мининым дружил). В общем-то именно этот его брат, Дмитрий Петрович, и открыл ворота в Москву, а потом оборонял Тверские ворота.


88.
Церквей тут две, обе каменные и обе начала XIX века. Но до их постройки тут стояли деревянные храмы.


89.
А еще недалеко от этого места, в четырех километрах, жил дед Михаила Юрьевича Лермонтова. Как знать, может быть босоногим детством юный бузотер бегал по этим местам и прятался от товарищей в огромных церковных печах.


90.
А на улице бродячий цирк! Точнее, где мы, там бродячий цирк.
«В рот мне ноги! Он чё, скукожил мои печенки!?»


91.
А дальше началась она, Полная…


Продолжение тут.

церкви, авто, abandoned, Костромская область, покатушки

Previous post Next post
Up