Что такое "социализация", какая она бывает и нужна ли она детям? Часть 1.

May 20, 2015 13:25



Важно сразу разобраться в терминах. Есть два термина "социальное развитие" и "социализация", и это далеко не одно и то же несмотря на то, что слова однокоренные. О социальном развитии я пишу в нескольких других работах, а "социализация" - это другое, это термин, которым функционеры от образования именуют якобы заслугу системы массового образования по воспитанию ребёнка согласно общепринятым нормам поведения, то есть это процесс по встраиванию человека в систему.

Ох уж эта пресловутая "социализация", от кого и где мы только о ней ни слышим и ни читаем - от педагогов, воспитателей, методистов, психологов, даже от депутатов! Ею всегда пугают тех родителей, чьи дети по тем или иным причинам не посещают детский сад. А в Общественной Палате РФ однажды депутат Госдумы даже показывала на экране рисунки, где были изображены детские головки в разрезе с детскими мозгами (уже одно это многое говорит об этих людях): «Тот, что поменьше, говорила она, - это слаборазвитый мозг ребёнка, не посещающего детский сад. А тот, что побольше, - мозг ребёнка, посещающего детский сад».

Не будем вдаваться в физиологию и даже не станем оценивать уровень профессионализма и умственно-нравственных качеств (вплоть до профпригодности) упомянутого депутата Госдумы. Но как Бах стал Бахом, Кант Кантом, а Толстой Толстым - уму непостижимо, ведь в их времена детских садов, методистов и детских психологов не было! Наверное, у них были очень маленькие и недоразвитые мозги, и всё, что они сочинили, сочинили на самом деле не они, а пришельцы из будущего, в котором детские сады уже работали.

Годами и десятилетиями нам вдалбливают в голову, что социализация происходит в основном только рука об руку с государством и его служащими, только в государственных учреждениях, в детском саду, школе, институте, в профессиональном коллективе… Но что же такое эта социализация? Что за зверь диковинный такой?


«Социализация - процесс усвоения ребёнком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, принятых в обществе, в котором живёт ребёнок». Я бы упростила это определение из энциклопедии: «Социализация - это социальная адаптация». Или: «Социализация - это введение человека в общество».

Не нужно быть профессором, любой человек может ответить на вопрос: «Когда происходит социализация ребёнка?» - Когда он живёт не один, в коллективе, любом. Когда он общается с другими людьми. Это происходит где угодно: дома, на улице, в магазине, поликлинике, на даче, в автобусе, в детском саду, в гостях, на детской площадке... Детский сад - лишь одно из составляющих этого бесконечно длинного ряда. Поэтому когда нам говорят, что если наш ребёнок не ходит в детский сад, то у него не происходит социализация, нас обманывают. У него нет именно детсадовской социализации, а не социализации вообще. С этим разобрались, идём дальше.

Я педагог, работаю с детьми разного возраста, в том числе в детском саду. Наблюдение за детьми и всем тем, что происходит вокруг них, может сказать и, если хотите, доказать нам гораздо больше, чем толстые монографии профессоров, методистов и психологов. Например, когда работаешь в детском центре развития, то туда приходят разные дошколята: и т.н. домашние детки, и ребята, посещающие детский сад. Сравнивать их бесполезно, поскольку и среди первых, и среди вторых есть как благополучные, дружелюбные, позитивные дети, так и дети с проблемами (агрессивные, некоммуникабельные, эгоцентричные, забитые…). Мы уже понимаем, что социализация происходит везде, как дома, в семье, так и в детских садах. Поэтому вопрос состоит не в наличии или «отсутствии» социализации, а в её качестве.

Проще говоря: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Каков коллектив, каковы нормы поведения и ценности, главенствующие в нём, таковым постепенно в той или иной степени становится и ребёнок, регулярно пребывающий в этом коллективе. Если в данном коллективе (семье, группе детского сада) принято помогать друг другу, делиться, сотрудничать, быть честными друг с другом, дружить, то ребёнок будет успешно и с радостью делать всё это. Если же в коллективе принято соперничать, обманывать, скрытничать, жить по принципу «кто сильнее, наглее, тот и прав», то ребёнку приходится варьировать, выживать в этих условиях, постепенно он научается тем или иным навыкам обмана, хитрости, наглости или наоборот - навыкам преклонения перед сильным, но уж никак не равноправию и сотрудничеству.

К примеру, если родители, увлечённые карьерой и заработком, оставили своего маленького ребёнка на воспитание ворчливой бабушки, сварливой сплетницы, то, живя с этой бабушкой, ребёнок имеет все шансы превратиться в маленькую злобную старуху/старика. Это не теория, это практика, с такими детьми я работала. Вот к тебе в детский центр приводят пятилетнюю девочку, и ты видишь, что она в свои малые года уже такая недобрая, в ней столько негатива, неприятия других людей и детей, она всё время ворчит, говорит людям грубые гадости, обзывается, не может играть с другими детьми. Ты (педагог) начинаешь постепенно узнавать о её жизни, и выясняется, что практически всё детство девочка провела с такой вот бабушкой. Потом ты узнаёшь её ещё лучше, когда она приходит в центр, принеся из дома свои игрушки. Оказывается, из всех возможных игрушек на свете мама покупает своей маленькой дочке кукол-монстров, вампирих с клыками, дочек Франкенштейна и т.п. Эта маленькая девочка знает о них буквально всё, потому что вместо Лунтика, Смешариков, Истории Игрушек, Малыша и Карлсона, она регулярно смотрит дома мультсериал про этих вампирих, живущих в гробах. Вот она - социализация в действии. Бытие определяет сознание. Маугли - не сказка и вообще не вымысел.

Взять другую девочку, которая тоже не ходит в садик и проводит детство в кругу семьи, но это совсем другой ребёнок: открытый, добрый, дружелюбный… Смотришь на родителей - милые добродушные люди. Общаясь с ними, узнаёшь о том, как они проводят свободное время с ребёнком, - занимаются творчеством, поделками, читают хорошие добрые книги, много времени проводят на природе, кормят голубей, уточек... Потом смотришь, какие у неё дома игрушки, - это игрушечные животные, красивые, добрые, не чета куклам-уродам или роботам-убийцам с пилами вместо рук. Любимый мультик девочки - «Чебурашка». (Кстати, какие мультики мы показываем детям, такие они и любят). Вот она опять - пресловутая социализация - но совсем иного качества.

Теперь поговорим о детях, посещающих детские сады, разные. Один жадный, хитрый, любит делать пакости исподтишка, другой добродушный, весёлый, щедрый. Но здесь мы уже говорим как минимум о двухуровневой социализации: в семье и в саду, то есть её качество зависит и от семьи, и от детского сада с тамошними воспитательницами и заведёнными порядками. Про влияние родителей, семьи, мы уже немного сказали, поэтому теперь поговорим о педагогах, воспитателях. А здесь, в принципе, всё то же самое. Но! Родители, если воспитательница вашего ребёнка улыбается при встрече с вами - это ещё не означает, что она добрая и хорошо влияет на детей. И наоборот, если воспитательница неулыбчивая - это ещё не значит, что она нехороший человек и специалист. Всё гораздо сложнее, тоньше, многоплановей. И чтобы понять, какой человек воспитатель вашего ребёнка, нужно с ним достаточно плотно и регулярно общаться, а также можно иногда приходить и наблюдать за её работой. Правда, в вашем присутствии воспитатель будет вести себя не так, как обычно. И может случиться даже такое, что плохой воспитатель ухитрится достаточно убедительно сыграть более-менее хорошего и произвести на вас хорошее впечатление, а хороший воспитатель может показать себя не в самом лучшем свете, например, если вы будете сверлить её недобрым взглядом или бесцеремонно расхаживать по группе, нарушая атмосферу в группе, прерывая воспитателя, отвлекая детей от учебного процесса и т.д.

Помню случай, как я быстро сбежала от владелицы одного частного детского сада, куда устроилась работать воспитателем. Сбежала, проработав всего одну неделю, потому, что она всё время следила за мной, как за преступником, этот пристальный недоверчивый взгляд и постоянные команды с её стороны на тему, как мне общаться с высоко-платежеспособными родителями и их детьми, не давали мне нормально сработаться и общаться с ними (хотя тогда я уже была далеко не малоопытным педагогом). Доходило до того, что когда владелица сада уезжала по делам, и её не было с нами - дети миролюбиво играли, всё было в порядке, но стоило ей появиться, дети начинали кто плакать, кто капризничать, кто беситься. Это объясняется очень просто: дети чувствовали, что моё психологическое равновесие нарушалось в момент появления начальницы, и от этого их равновесие нарушалось тоже, это как цепная реакция. А были и детки-манипуляторы, которые, чувствуя возникающую во мне неуверенность, начинали пользоваться моментом, использовать момент моей слабости, злоупотреблять, обижать других детей... Ох, дорогие родители, если вы думаете, что быть хорошим педагогом легко, вы ошибаетесь. Гораздо легче быть плохим педагогом, толстокожим, бесчувственным, равнодушным, беспринципным. У них гораздо менее открытая и живая психика, поэтому они более успешно уживаются с разного рода начальниками, обстоятельствами… но в силу этих же качеств такие педагоги не пожалеют вашего ребёнка, если его обидели или он соскучился по маме или устал от детсадовского шума и расстроился... Они не заступятся ни за вашего ребёнка, ни за вас, не возмутятся и многим-многим плохим вокруг, равнодушно проплывут мимо по своим делам, что мы и имеем, оставаясь сегодня всё чаще один на один в современном, индивидуалистичном, эгоистичном обществе с такими же работниками скорой помощи, полиции, с такими же чиновниками и т.п.

Ещё одна любопытная ситуация из жизни. У заведующей государственного детского сада не хватает воспитателей, поэтому она приглашает на работу маму одного из детей, посещающих этот сад. Мама приступает к работе, но со временем становится очевидно, что она не справляется с обязанностями (не готовится к занятиям, вовремя не проводит их и вообще частенько попросту орёт на детей), поэтому я (методист сада) и заведующая принимаем решение отстранить её от этой работы. На её место выходит новый сотрудник. Что делает жаждущая мести уволенная мама? На правах родительницы она вторгается в группу, где с детьми работает уже новая воспитательница, и начинает скандалить, причём всё это при детях. Новая сотрудница в ужасе, ей и так нелегко справляться с новой группой, она только-только приступила к работе, ещё не привыкла сама, дети к ней не привыкли и не слушаются… Дети тоже взволнованы, напуганы. Вызывают на помощь меня, прихожу в группу, уволенная маманя начинает скандалить со мной. Я прошу её не ругаться при детях и выйти из группы, она отказывается, заявляя, что как родитель имеет право находиться в группе. Я звоню заведующей, та на совещании и не берёт трубку. Я умолкаю и начинаю отвлекать себя и детей, переставлять игрушки (наводить порядок), стараясь полностью не выйти из равновесия. При этом машинально присаживаюсь на детскую прикроватную лавочку. Маманя продолжает расхаживать по группе, делая замечания новой работнице и т.д., то есть допекать всех и наслаждаться моментом мести. Я напряжённо кумекаю про себя на тему выхода из такой нехорошей ситуации, как вдруг замечаю, что дети один за другим тихонько подходят ко мне, садятся или встают рядом со мной. На их лицах сочувствие, кто-то трогает меня ручкой то ли в знак поддержки, то ли ища защиты, кто-то неодобрительно смотрит на нарушительницу спокойствия, свою бывшую воспитательницу. Благодаря детям я успокаиваюсь. Скандалистка видит, что большего эффекта ей сейчас не достичь, и уходит с угрозами куда-то на нас пожаловаться.

Представляете, как чувствовала себя новая воспитательница? Я привожу эту красноречивую историю здесь ещё и для того, чтобы вы понимали, что родительское присутствие в группе во время работы педагога, является для него стрессом (если, конечно, вы не знаете друг друга уже достаточно хорошо, что бывает нечасто), он же понимает, что пришли его оценивать, контролировать. Педагог - это не функция, это живой человек, а почти каждому человеку неприятно, когда его проверяют. Кроме того, ваше присутствие может просто отвлекать воспитателя от работы! Поэтому, посещая и наблюдая за работой педагога, вы, родители, должны быть предельно корректны, вежливы, тактичны. Если в вас есть какой-то негатив, гасите его, иначе ваши флюиды передадутся воспитателю и детям, что повлечёт за собой формирование деструктивной атмосферы в группе. Если из-за вашего раздражения или предубеждения в группе при вас произойдёт что-то нехорошее, то в данном случае будет виноват не воспитатель, а в первую очередь вы. Ведь в вышеописанной ситуации мне каким-то чудесным образом удалось замолчать и тихо присесть на лавочку - тем самым я как бы прервала цепь агрессии, не отвечая взаимностью, дети почувствовали это, устремились к месту спокойствия и уже в свою очередь помогли мне. А если бы я не замолчала, а продолжила пререкания (а такое вполне могло бы случиться), я бы распалилась и ситуация стала бы не просто стрессовой, а гораздо более разрушительной. И у детей уже не было бы возможности хорошо повлиять на происходящее.

Продолжение в Части 2.

Previous post Next post
Up