В сегодняшней мусульманской умме богословские рассуждения не в почете. Имамам в их массе это чуждо, а потому водоразделом между их группировками (только муфтиев насчитывается десятками по стране) становятся ритуалы, а в беседах с прихожанами - длина бороды и брюк, форма женской одежды, размер подношений за ритуальные услуги. Замечательно наблюдать, как возвращаются средневековые нормы в нашу жизнь - появились даже аналоги индульгенций!
Для примера возьмем тему хиджаба. Этот пример особенно интересен тем, что он пришел к нам из раннего Средневековья из дикой домусульманской Аравии. Сегодня из одежды сделали символ веры. Так происходит, когда исчезает сама вера и ее подменяют ритуалы. В защиту мифической «мусульманской одежды» сломано немало копий, но при этом мало кто заглянул в Коран, чтобы удостовериться, о какой одежде может идти речь. Если бы наши имамы и женщины уделяли столько же времени и сил получению знаний, сколько тратят на выбор одежды, как далеко вперед ушел бы исламский мир! Достойно уважения старание татарских женщин превратить примитивную одежду бедуинов во что-то пристойное, радующее глаз. Все эти конкурсы мусульманских модельеров говорят о фантазии наших мусульманок и их приверженности современной моде. Еще более удивительно наблюдать за имамами, которые старательно наряжаются в театрализованные одежды, хвастают чапаном и чалмой с замысловатыми остроконечными завершениями, как у сказочных звездочетов, но это не имеет никакого отношения к самому исламу. Именно о таких в Коране сказано, что они лицемеры.
<...>
Разве Господь предписал ходить в чалме и кутаться в хиджаб? Это придумали лицемеры, подменяющие подлинную духовность театральными приемами. Конечно, существует корпоративная форма одежды.
Врачи ходят в халатах, военные - в защитной форме, пожарники в спецодежде. Но то, что я надену форму летчика, - не означает, что я уже умею летать. Если на голове
чалма, то это вовсе не значит, что ты становишься знатоком Корана, и тем более это не значит, что имам может поучать, как нам надо жить.
Из хиджаба сделали символ нравственности и приверженности «подлинному» исламу. А для меня это символизирует отказ от татарских традиций, независимо от того, что думают сами девушки. В Коране сказано: «Прикажи правоверным женщинам опускать глаза и хранить целомудрие, не показывать из своих прелестей, как только то, что внаруже, закрывать покрывалом груди» [24:31]. Из этой одной фразы появилась целая псевдонаука, опирающаяся на некие предположения - показывать можно лицо и кисти рук, остальное нельзя. Это подразумевается. Кое-кто считает «разрешенным» показывать и ступни ног. В этом аяте сказано, что «прелести» нельзя показывать только ближайшим родственникам и далее уточняется: «мужчинам, которые не имеют нужды в женщинах (евнухам), и младенцам, которые еще не понимают половых органов женщины. Женщины не должны делать ногами таких движений, которые могут показать скрытые их прелести». Стало быть, под словом «прелести» имеют в виду половой орган («скрытые прелести») и груди, которые следует прикрывать платком (химар). Более ничего не сказано.
Суть богословских споров вокруг «прелестей» и хиджаба можно свести к одному слову - подразумевается. Арабский язык в этом вопросе не помощник, поскольку речь идет не о переводе, а толковании, а комментаторы следуют рассуждениям, которые привязаны к национальной культуре. Некоторые из ученых объясняют наложение запрета на движение ног якобы для того, чтобы не было слышно звона украшений. Под «прелестями» или «красотами» понимают не только женское тело, но и украшения и одежду. «Всевышний Аллах повелел правоверным женщинам прикрывать лицо, шею и грудь, - пишет Абд ар-Рахман бин Насир ас-Са’ди, - и это свидетельствует о том, что мусульманка должна быть покрыта полностью». Слово «полностью» взято не из Корана, а подразумевается. У И.Ю. Крачковского перевод данного аята звучит как необходимость набрасывать «свои покрывала на разрезы на груди». В толковании же «Аль-мунтахаб» решили не ограничиваться только этим: «Скажи им (о, пророк!), чтобы они прикрывали места, видные в разрезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала». Здесь разрез груди стал разрезом одежды. Какое ни взять толкование, оно стремится максимально «прикрыть» женщину, поскольку над богословами довлеет мужская традиция - отношение к женщине как к собственности.
По смыслу и духу Корана речь идет об уважительном отношении к женщине, а не форме одежды. Но если бы даже был расписан покрой одежды, сама ткань и фирма, где она должна быть сшита, то и это не было бы окончательным вердиктом на все времена и климатические условия. Жизнь в пустыне отличается от условий Крайнего Севера, один век - от другого. Жизнь привносит улучшения в одежду, жилища, условия жизни людей. Разумность поведения человека важнее длины брюк, и она заключается не в слепом следовании чьим-то фетвам, а в целесообразном соотнесении действий с условиями жизни, ведь «ислам - это легкость» (Мухаммед). Тонкий знаток Корана Зыяэтдин Камали писал: «Проблема хиджаба является очень древней проблемой. Вовсе не исламская религия произвела ее на свет. В исламе нет неукоснительного указания на то, что женщины должны носить хиджаб. Лишь относительно покрытия интимных частей тела "аурат" имеется обязательное правило, адресуемое всему человечеству, что вовсе не означает необходимости скрывать от посторонних взоров остальные части тела. Приведенный в Священном Коране аят о хиджабе имел отношение лишь к великим женам нашего Пророка. Всеобщее сокрытие женских лиц под покрывалом и хождение под накидкой - это этнические обычаи и правила, привнесенные в исламскую религию. И религия в этом неповинна».
Татарские женщины в прошлом никогда не одевались по-арабски, кутаясь в платки, а ведь знатоки ислама среди татар существовали во все времена, и они были намного грамотнее современных имамов. Сегодня наши женщины-активистки добились в суде права фотографироваться в платке для паспорта. Все это вызывает уважение, хотя не имеет отношения к исламу. Ведь если они будут настаивать на своей ложно понятой «правоверности», тогда им не следует бегать по судам, поскольку в аяте 33 суры «Союзники» сказано: «Сидите дома», им в таком случае не следует общаться с чужими мужчинами, как только через покрывало [33:53], а жить они должны только в женской половине своего жилища. Но они предпочитают судиться, игнорируя вышеприведенные аяты, впрочем, делают совершенно правильно. Женщины имеют право на равенство с мужчинами. Это не противоречит духу Корана, а вышеприведенные аяты являются всего лишь средневековым наследием. Их надо оставить в прошлом как часть истории.
В Коране хиджаб упоминается в различных аспектах, но главный смысл заключается в почтительном отношении к женщине. Сказано: «Если вы имеете что-либо спросить у жен его, спрашивайте через покрывало. Это чище для сердец ваших и для сердец их» [33:53]. Данное предписание относится к мужчинам, пришедшим в дом Пророка, а покрывало употребляется не в значении женской одежды и даже не предмета, делящего женскую и мужскую половину дома, а, скорее, как «хиджаб» уважения. «Согласно законам риторики и правилам синтаксиса, - пишет выдающийся татарский богослов Муса Бигиев, - выражение «из-за занавеси» относится к тому, кто просит, обращается к женщине. Состояние обращающегося к женщине мужчины должно быть в своем роде «под хиджабом». Откройте страницы Писания, взгляните на текст: все повеления, запреты и обращения, имеющиеся в этом священном аяте, обращены к мужчинам. В этом аяте нет ни одного повеления, ни одного слова, обращенного к женщинам. А коль так, можно ли вообще говорить о том, что хиджаб обязателен для женщин?» Дамы и господа, мужья и их жены, дорогие девушки и их правоверные парни, имамы и журналисты, вдумайтесь, хиджаб относится к мужчинам, а не к женщинам.
В исламе ни одна форма одежды не предписывается и не запрещается, принимается любая национальная традиция в поведении людей, в то же время там есть наставление об уважительном отношении мужчины к женщине. Никакая одежда не спасет безнравственного мужчину или женщину, а целомудренные девушки и жены останутся таковыми и без накидок на лице. «Если женщина не ценится и не пользуется почитанием в обществе, - считает Бигиев, - то накидки для лица бесполезны, а хиджаб и вовсе неуместен. Хиджаб, ниспосланный и узаконенный в качестве покрова уважения и почитания озаренных семейным счастьем жилищ Пророка (мир ему!), не может означать лишь накидку для лица. Он не может быть завесой, призванной не допустить смуту. Он может быть только знаком и средством выражения уважения и почтения». Таким образом, хиджаб означает уважение, честь и достоинство женщины, безотносительно к форме одежды.
Мухаммед говорил: «Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии». Что имел в виду Пророк под этим? Видимо то, что толкование Корана должно соответствовать своему времени и конкретным условиям, его принципы должны быть приемлемы в данном месте, в данное время и для данных людей. Ислам развивается вместе с обществом и Вселенной. В этом его сила. Разве Господь предписал ходить в чалме и кутаться в хиджаб? Нет! Это придумали лицемеры.
источник:
http://www.business-gazeta.ru/article/82834/ Во многом не согласна с Хакимовым, но все-таки привожу отрывок из его статьи.