Начну с того, что внезапно начал отжигать Китай. Если вы читали те буквы, что я писал, например, в
Части 2A. Продажи легковых электромобилей и плагин-гибридов в 2013-ом году, то помните, что в Китае продажи электромобилей и плагин-гибридов идут из рук вон плохо. Притом, что есть вроде и сильные модели, и государство прилагает какие-то усилия, а в итоге пшик. В общем, чистая мистика. Так вот, по мере того, как решаются проблемы, по которым Китай сильно отставал, становится понятно, что это были за проблемы. Итак, Поднебесная нас порадовала новостью о том, что за первые несколько недель года
продано больше 6 000 седанов BYD Qin.
BYD Qin - плагин-гибрид с 13 кВтч батареей и разгоном от 0 до 100 км/ч за 5.9 сек.
продаётся в Китае от $32 000. И, минимум $5 500 срежут государственные субсидии.
Напомню, это плагин-гибрид, в котором бензиновый мотор, объемом 1,5 л и мощностью 152 л.с., совмещён с электрическим, мощностью 148 л.с. В итоге разгон до сотни занимает меньше 6 секунд, заявленный запас хода на электрической тяге 70 км при цене в $32 000 до государственных субсидий! Предшественник плагин-гибрида, модель F3 DM, была не менее интересной, но расходилась не так бойко. Теперь становится понятно почему: BYD даже не имел права продавать свои автомобили на многих рынках, например, в Шанхае и Пекине, где в этом году начали действовать дополнительные программы поддержки покупки электромобилей и плагин-гибридов.
Длинной BMW 5-ой серии в Китае никого не удивишь, но кому там нужен плагин-гибрид?
Кстати, мало того, что в Китае есть свои экзотические электромобили или плагин-гибриды, изготавливаемые известными европейскими производителями, но не представленные ни на одном другом рынке. Так ещё иногда попадаются и совсем экзотические модели, например, как сейчас
BMW 530L плагин-гибрид. Зачем эти машины в Китае и почему они не повляются больше нигде, не понятно. Но все участники рынка уверены, что китайский рынок в какой-то момент здорово "стрельнет" и станет одним из серьёзных движителей мирового рынка электромобилей и плагин-гибридов. Пока же в Китае продаётся в пять раз меньше таких машин, чем в США.
Похоже, проблема большого процента брака при производстве
углепластиковых кузовов BMW i3 постепенно решается.
А вот в Западной Европе уже можно подбивать итоги продаж за февраль. Продано почти пять тысяч машин, а точнее 4 878, что на 38% больше продаж год назад. Вообще, и США и Европа пока больше стремятся к именно такой цифре относительно прошлого года, около 30%. Пока не слишком воодушевлящий рост, но ещё не конец года! Что касается отдельных моделей, первая пятёрка выглядит так:
1) Nissan Leaf, 870 шт.
2) BMW i3, 630 шт.
3) Mitsubishi Outlander PHEV, 633 шт.
4) Tesla Model S, 601 шт.
5) Volvo V60 Plugin, 560 шт.
Нравятся результаты набирающей обороты, и постепенно выходящую на проектные производственные мощности BMW i3, и совершенно непонятно, где Mitsubishi прячет тысячи Outlander PHEV, видимо все свежие автомобили сейчас где-то в долгом морском транзите.
Тот самый электрический Boxster 2011 года. Сейчас же Porsche,
наверняка, представит машину более высокого класса.
В той же самой Европе ещё ода замечательная новость, на этот раз от Porsche. Казалось бы, Porsche итак постоянно радует своим интересом к подключаемым автомобилям, куда уже больше :) В марте появилась информация о том, что компания
разрабатывает электромобиль с запасом хода не менее 400 км. У Porsche был
прототип электрического Boxster в 2011 году, но тогда все делали электрические прототипы, и никто не собирался делать настоящие автомобили. Сейчас же технологии улучшились, рынок растёт, и вполне можно выпустить такой автомобиль, особенно когда первопроходец в лице Tesla постоянно показывает наличие спроса и возможность роста. С учётом наработок и богатой истории марки в разработке спортивных автомобилей, такой эксперимент был бы очень интересным, Porsche просто не может выпустить плохой электромобиль!
Кишки болида Drayson B12
В продолжении новостей о спорткарах, или даже о суперкарах, в Великобритании
Лорд Дрейсон после нескольких правительственных постов забил на политику и разрабатывает одноимённый гоночный автомобиль, Drayson B12. В автомобиле 4 мотора с осевым магнитным потоком производства YASA motors общей мощностью 850 л.с., которые, что удивительно, приводят в движение только задние колёса через редуктор. Странный выбор батареи для такого автомобиля - 30 кВтч LiFePO4 производства A123. У неё конечно большая допустимая мощность разряда, но все характеристики кроме ресурса можно было бы легко сохранить, уменьшив массу или увеличив ёмкость, используя другую химию.
Click to view
Особенно впечатляет звуковое сопровождение разгона снятого из кокпита.
Батареи хватает минут на 15 в гоночном режиме, автомобиль заряжается по беспроводной зарядке. В основе болида, построенного в спецификации прототипов класса LMP01, углепластиковый монокок. Разгон от 0-100 км/ч за 2.9 секунды, от 0 до 160 км/ч за 5 секунд, а четверть мили автомобиль проезжает за 9.742 секунды . А недавно Дрейсон побил рекорд скорости для автомобилей легче 999 кг,
достигнув скорости больше 333 км/ч на протяжении 1 километра. Посмотреть взятие нового рекорда приехал посмотреть даже совладелец Google, миллиардер Эрик Шмидт.
Даёшь междугородние троллейбусы!
И совсем не из мира больших скоростей, но тоже из Европы - Scania тестирует два типа электрических грузовиков: грузовик-троллейбус грузовик с пантографом и грузовик с беспроводной зарядкой. Первый экземпляр особо не интересен, подобным разработкам, наверное, уже сотня лет, и никаких новых технологий в этой области не появилось. Хотя он и представляет из себя полноценную фуру, вероятность того, что все трассы оборудуют контактной сетью, и все накупят грузовиков Scania, ничтожна.
Под днищем у этой Scania приёмник беспроводной зарядки размером
1 на 2 метра, способный принять ток с мощностью до 200 кВт.
А вот второй экземпляр гораздо интересней, он оборудован беспроводной зарядкой на 200 кВт, которая занимает достаточно большую площадь 2 на 1 метр под днищем грузовика и принимает электричество через промежуток до источника в 10 см. Цель компании в этом эксперименте выяснить потери при беспроводной зарядке, зависимость потерь от расстояния до зарядки и точности позиционирования грузовика по отношению к ней. В ближайшем будущем Scania планирует встроить беспроводную зарядку под несколькими участками, по которым ходит автобус неподалёку от головного офиса компании в Сёдертелье. Пяти участков с беспроводной зарядкой по 200 метров расположенных в нескольких местах на маршруте, как ожидают инженеры компании, будет достаточно, чтобы автобусы всё время ездили на электричестве.
Сейчас к штатам с полным запретом прямых продаж Tesla Motors добавился и Нью Джерси.
Из США новостей совсем немного. У Tesla Motors продолжается борьба с дилерами. Для тех, кто не в курсе, в чём дело, постараюсь объяснить ситуацию в паре предложений. В США автомобильные дилеры, это обычно мелкие-средние бизнесы, торгующие многими марками и моделями автомобилей сразу. Tesla принципиально не хочет продавать свои автомобили через дилеров, чтобы не увеличивать цену автомобилей и не оставлять часть прибыли у перепродавцов. Но у автомобильных дилеров в США мощнейший профсоюз, который не даёт ни одной компании продавать автомобили минуя дилеров, защищая права ассоциации в судах и с помощью принятия законодательных актов лоббистами.
Все остальные автомобильные производители давно с этой ситуацией свыклись, но Tesla пошла против системы и старается защитить своё право продавать автомобили марки напрямую во всевозможных инстанциях. Успехи компании варьируются от штата к штату, так например в марте к Аризоне, Мэрилэнду и Техасу, где уже запрещены прямые продажи автомобиля добавился и штат Нью Джерси. Но в Аризоне в это время пытаются принять законодательный акт, который разрешит Тесле продавать напрямую свои автомобили. Плюс есть штаты, где нету полного запрета, зато есть частичные ограничения на деятельность Tesla Motors. Правда автомобили всё ещё можно купить через интернет. Но, в общем, имейте ввиду, продажи компании не охватывают полностью даже домашний рынок.
Два Nissan Leaf-а слева заряжались только обычной медленной зарядкой,
и два справа быстрой. Испытания в суровых условиях Аризоны.
И, в заключении, результаты исследования влияния быстрых зарядок на уменьшение ресурса аккумуляторов электромобиля. "В лоб" эти графики читать не следует, и сейчас я объясню почему. Во-первых замеры производились в Аризоне на автомобилях Nissan Leaf 2011 года. Эти два слова: Leaf и Аризона уже не раз оказывались в новостях рядом и как раз в связи с моделью 2011 года. Из-за высокой температуре в штате, большая часть которого расположена практически в пустыне, первая версия Nissan Leaf достаточно быстро теряла ресурс своей батареи. Эксплуатация автомобиля в штате выявила большую
потерю ресурса из-за высоких температур: у одного из владельцев первый из 12 индикаторов зарядки исчез через 27 200 км и 14 месяцев пробега, у второго через 21 800 км и год, а позже к ним присоединились и и многие другие владельцы автомобилей Nissan Leaf в Аризоне. Напомню, изначально Nissan обещал 80% ёмкости после 5 лет использования, и 70% через 10 лет. С такими темпами падения ресурса, как в Аризоне, стало понятно, что с батареей есть серьёзная проблема.
Та история закончилась прекрасно: Nissan выкупил автомобили согласно американскому
Lemon Law, а в Nissan Leaf 2012 батарея была улучшена и стала менее восприимчива к высоким температурам. Теперь эксплуатация автомобиля в таких условиях уже не сопровождалась резкой потерей ресурса аккумуляторов.
Средние значения запаса хода по Nissan Leaf, которые заряжали медленной
зарядкой, синим и быстрой, красным. Испытания модели 2011 года.
Так вот про исследование,
сравнивались те самые Nissan Leaf 2011 года, батареи которых, как оказалось, не приспособлены к такой жаре. По сути, получилось просто ускоренное ресурсное испытание. Два автомобиля заряжались из обычной сети, только медленной зарядкой, а два только быстрой зарядкой CHAdeMO до 80% заряда батареи за полчаса. Через 76 800 километров те ,что заряжали на медленной зарядке, потеряли 22% ёмкости, а те, что на быстрой - около 25,5% ёмкости. Так что, как оказалось, влияние быстрой зарядки в сравнении с неудачной химией батареи и сложными условиями эксплуатации не так велико.
На этом всё за третью неделю марта.
Оглавление статей на эту тему