Одиннадцать из Запрудно. "Красный день" "Поиск-Вездехода".

May 31, 2015 15:41



«…Вышли на поле, как на ладонь.
Из-за забора шквальный огонь.
Восемь их, фрицев, нас восемьсот.
Бутовый камень штык не возьмет.
Не окружить их, не обойти.
Нету иного снегом пути.
Два пулемета, тяжких МГ.
Друг оступился, пуля в ноге.
Падает ротный с алым лицом.
Был он в цепочке равным бойцом.
Мы залегаем. Стылая дрожь.
Или замерзнем, или «даешь!».
Встали. Поперли. Снег так глубок.
Встал и товарищ: пуля в висок….»
(из книги Виктора Смирнова «Заулки»)



То утро было обычным. Подъем. Первыми вставали те, кто спал в избе, приходила очередь «палаточных». Одни спешили к рукомойнику. Другие сразу направлялись к текущему неподалеку ручью - все уже привыкли к лесным условиям жизни.



В этом ручье мы умывались и из него брали воду.

Под пение птиц и речитатив кукушки затем садились у костра. Пить чай или кофе и доедать «второе» оставшееся с вечера. Тем утром командир «Березкинцев» настроил свой радиоприемник на волну «Первого канала». Шел «Женя, Женечка и Катюша». Мы прислушивались к знакомым цитатам и обсуждали предстоящий день. А я, припомнив выше названный фильм, подумал. Там, в кино, война представлена в живописном цвете. В здесь, в болотах, наши бойцы под огнем лежали в снегу и тине. Совсем иначе.
И вот выход. Мы приходим, теперь уже всем отрядом на окраину Запрудно. Видим яму, из которой накануне подняли останки шести красноармейцев. Метрах в пятидесяти место которое нам предстояло проверить.



На первый взгляд, ну совершенно ничего не говорит, что здесь, что-то закопано. Ровная поверхность - ни воронки, ни впадины.
Лезвие лопаты уходит вглубь серой почвы. Штук, второй. Кость!
Начинаем копать по сторонам. Быстро поняли, что здесь точно была воронка. И здесь, судя по тому, что кости встречались с нескольких сторон, лежит не один, а четыре, или пять человек.



Учитывая опыт прошлого дня, сразу занимаемся «мелиорацией» - отводом воды, сочащейся со стен. Где-то через полчаса работ, стала ясна первоначальная картина.



Один красноармеец лежал головой в сторону немецких позиций. Еще человек шесть семь были положены друг на друга. Голова на ноги и наоборот. Остатки валенок, войлок попадался то и дело и полушубков. Погибли, когда здесь лежал снег. И тут удача вновь улыбнулась нам - пошли медальоны.



Первому повезло Петровичу. Вновь копаем. Находка еще одного «смертника» всех расстроила - он был открыт. Как же так….



Копали долго. Это был тяжелый труд. За происходящим наблюдали «березкинцы» А рядом с Николаем Петровым, это он нас вел в первый день, появилась женщина. пришедшая из Кневиц. Как уже потом мне сказали, это его жена. Она его старше на 6 лет и у нее уже трое детей от первого мужа. Любовь!
Наши девушки аккуратно раскладывали останки и по прошествии нескольких часов был сделан вывод - мы нашли останки 11 красноармейцев. Одиннадцати человек. И у каждого была семья, родные. А потом все оказались в одной яме, «браткой» ее точно не назовешь.
---Когда захватили Замошки, стал рассказывать Николай Викторович, сунулись они сюда, а здесь пулеметы! Ну и положили их тут ---заключил Пограницкий.



На 11 останков всего три плохо сохранившихся черепа. Да. Здешняя почва «губительно» влияет на кости. Рядом с одним из скелетов нашли что-то непонятное, поблескивающее. Я расчистил и ахнул, показывая всем находку
----------Глядите! Это зубной мост!-----------
М-да, в возрасте, наверное, был солдат. Да они тут, судя по документам. на 80% были те, кому за сорок.



(я в середине, признаюсь в кадр попал намеренно)

Когда работы по эксгумации стали близиться к концу. Освободившая часть «Поиск - Вездехода» и местные поисковики стали исследовать местность. Осколки снарядом, один неразорвавшийся, хламв ойны вообщем ничего интересного.



Пригревало солнце. Дул ветер. Благодать. А в войну здесь творился ад кромешный. В валенках на пулеметы. С винтовкой Мосина. Наверное, и артиллерийской поддержки здесь как таковой не было.
Николай Викторович нам рассказывал, что когда немцы только подступали кздешней местности, кто из командиров высокого ранга приказал вырыть траншею на одном из участков. И вырыли - это в болотах, длиной километр. На большее времени не хватило. А немцы просто обошли ее. И продвигаясь по захваченной территории, все возвышенности, господствующие над низменностью, а это чаще всего были села - превращали в укрепрайоны. И уж дрались они за них, будь здоров.
Итогами того дня мы были очень довольны. Найдены бойцы, мы нашли хороших друзей в лице «Березкинцев», наконец найдены медальоны и мы попытаемся их прочесть.
Единственное огорчение мне доставила утрата хорошего ножа, Возвращаясь через лагерь перелазил через пару упавших деревьев, ну где-то он и вылетел. Извини Андрей, если читаешь эти строки, потерял я твой подарок! А жаль. Отличное было лезвие. Ходил, искал, но все без толку.



После обеда, все собрались у импровизированного стола. Было решено попытаться в присутствии хозяев - «Березки» вскрыть найденные сегодня медальоны. Мне дали видеокамеру, чтобы я снимал происходящее, но от волнения у меня задрожали руки и я отдал ее Дмитрию Шанаеву. Плавно отвинчивается крышка первого «смертника»
Всеобщее возбуждение достигает пика - мы видим свернутую трубочку бумаги.
Иглой достаем ее и аккуратно разворачиваем. «Сохран» хороший!



Фамилия читается отчетливо Итак это.Чащин Алексей Трофимович 1897 г. р.
Н- Пермяцкий округ, Молотовская область. Юмский сельсовет.
Чащина Марина Ефимовна Юрлинский РВК.



Берем второй медальон . Он вызвал у ас тревогу - вскрыв его, тут же закрыли - пусть в условиях лаборатории с ним работают.



Третий медальон - у тут мы охнули - он был пуст. Может истлела бумага, а может и не положил солдат ничего.
Вскрываем четвертый. Так, опасно его вытаскивать. Вновь завинчиваем. Им займутся эксперты.



И вот пятый Извлекаем бумажную трубочку. С великими сложностями бумажные листки удалось разъединить. И вот, что мы прочли



Фетисов Иван Ег (Егорович)
Кр-ц
Молотовская область. Чусовской район деревня Заручи? сльсовет Копалинский
Фетисова Александра Николаевна.



------Земляки! Сдружились, когда мобилизовали, вместе и в бой пошли - констатировал Николай Викторович.
И тут вспомнили, что ни у ого нет интернета. Ах как бы пригодился сейчас ОБД Мемориал. Николай Петров с женой возвращались в Кневицы, мы написали им данные на бойцов, пусть дома посмотрят.
Сходил к ручью, ополоснулся до пояса холодной водой - бодрит. У дома меня встретил командир. Мол, дай совет, к кому обратиться, чтобы сейчас же вышли в интернет. Я вспомнил наших поисковиков оставшихся в Пензе. Написали Вадиму, отправили ему данные. Через недолгое время он дал информацию по бойцам.





Фетисов значился пропавшим без вести! Мы нашли бойца!

А заодно Вадим связался с поисковиками из Перми, сообщил им о находке. Молодец! Поиск родных начался и принес результаты. Вот что сообщили местные поисковики по Фетисову.
"....У Фетисова нашлись родственники: родная племянница 77 лет. Валисова Зоя Александровна, помнит как пришло извещение на дядю о пропаже без вести
Адрес: С. Копально Чусовской район Пермской области ул. Юбилейная 3, 8934256)34071 У него была жена и ребенок, но ребенок умер маленьким. .."
Пресеклась линия Фетисовых со смертью Ивана. Вечная память тебе солдат! И всем, с кем "побратила" смерть, лежать водной воронке.
А вот Чащиным, мой собственный розыск выявил занимательные сведения. И как бы здесь пригодились данные тех двух, не прочитанных нами медальонов и отправленных на экспертизу. Подождать с постом?

Новгородская область, поэзия, 202 стрелковая дивизия, поиск, "Поиск-Вездеход"

Previous post Next post
Up