Автопортрет с масками
Выдающийся живописец и график Джеймс Энсор (1860-1949), предтеча сюрреализма и экспрессионизма, родился в бельгийском портовом городе Остенде. Его отец, англичанин, держал лавку, в которой продавались экзотические товары. Морские раковины, карнавальные маски, разнообразные сувениры с детства окружали будущего художника. Энсор рано проявил способности к рисованию, он брал уроки у двух художников в Остенде. С 15 лет Энсор исполняет на картоне небольшие виды окрестностей города, отличающиеся точностью видения. В 1877 году Энсор поступил в Брюссельскую академию художеств, где учился у Яна Порталса, который ввел в бельгийское искусство ориентализм. Также Энсор увлеченно изучает старых мастеров, делает многочисленные наброски с произведений Халса, Рембрандта, Гойи, Калло, а также Тернера, Домье, Мане.
В 1880 году он вернулся домой и начал работать самостоятельно. Вначале он увлёкся импрессионизмом. В бельгийском варианте импрессионизма придавалось большее значение полутонам, чем четким цветам. Энсор смягчает буржуазные интерьеры, образы которых навеяны повседневной жизнью Остенде.
В 1882 году Энсор, страдающий от посредственности культурной среды Остенде он уезжает в Брюссель, где находит приют и понимание у Эрнеста и Марьетт Руссо, которые стали первыми покупателями его картин.
Энсор отказался от импрессионистической манеры и незатейливых бытовых сюжетов. Начиная с 1883 года, особое место в тематике его картин занимают маски карнавала с их психологическими и эстетическими отношениями. «Маска означает для меня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожиданные жесты, беспорядочные движения, особую взволнованность», - говорил художник. В реальной жизни люди скрывают чувства, мысли, желания за масками благопристойности, воспитания или хитрости. Балаганная маска может выразить все тайные пороки и движения души, необходимо только подобрать соответствующее выражение «лица». Как развитие темы масок появляется скелет, который часто играет роль травести, или оказывается неизбежным завершением человеческой жизни.
Энсор был одним из организаторов «группы XX-ти» - художников-авангардистов, которые организовывали ежегодные выставки своих работ и приглашали каждый год других художников, чаще всего иностранных. Благодаря этой группе, бельгийцы смогли познакомиться с французскими импрессионистами в 1886 и постимпрессионистами в следующем году.
Однако даже в кругу единомышленников Энсор не всегда находил понимание. К несчастью, этот предельный и раздражающий других художник чувствовал себя все более и более невостребованным и презираемым. Публика откровенно смеялась над его картинами, критика обходила их молчанием. Энсор оказался в изоляции, его картины никто не покупал, ему не на что было жить. На фоне утонченного и манерного югендстиля его картины стали восприниматься как грубые поделки. Лишь в 1908 году друг художника бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн посвятил его творчеству серьёзное исследование, где оценил не только живописные, но и графические произведения Энсора. В итоге, мистицизм и черный юмор Энсора принесли ему славу: в 1929 году он получил титул баронета, а его портрет украшал 100-франковый билет.
Пляжный домик
Кэб
Портрет отца художника
Натюрморт с уткой
Крыши в Остенде
Ребенок с куклой
Женщина с красным зонтом
Полдник в Остенде
Гостиная
Бродяга
Грустная женщина
Изгнание падшего ангела. 1889
Капуста
Скат
Энсор с масками
Пожилая женщина с масками
Скелет, смотрящий на японизм
Удивление
Натюрморт в мастерской художника. 1889
Умывающиеся мальчики
Скелеты, пытающиеся согреться
Музыка на улице Фландрии. 1891
Певцы 1891
Человек печалей
Странные маски
Мерзкие вивисекторы
Мудрые судьи
Плохие доктора
Опасные повара
Карнавал во Фландрии
Театр масок
Фигуры перед афишей "Гаммы Любви"
Обжорство
Похоть
Скелет в студии
Мать художника на смертном одре
Отчаяние Пьеро
Скандалящие маски
Скелет-художник
Японизм
Веера и предметы
Натюрморт с петухом. 1894
Месть лягушки. 1896
Страшные музыканты. 1891
Мадонна утешения
Энсор и генерал Леман обсуждают живопись. 1890
Борьба скелетов за маринованную сельдь