Как решить проблему коррупции в стране за две недели?

Feb 17, 2013 17:32


Заголовок выглядит фантастично? Да, есть такое. Ведь коррупция в России существовала почти всегда. Почти, потому что в сталинское время ее проявления были минимальны. Зато сейчас объемы коррупционного оборота, по некоторым оценкам, равны бюджету России. Так возможно ли справиться с коррупцией всего за две недели? Прочтите эту статью и судите сами.

Первое и главное, что требуется для борьбы с коррупцией - политическая воля. Коррупция вообще существует лишь при попустительстве (а то и прямом поощрении) верховной власти. Будет на то воля - справиться можно. Если нет - никто и браться не будет, ибо нереально. Я просто покажу механизм, как можно реально побороть взяточничество.


Решение такого архиважного вопроса в короткий срок дело непростое и требует чрезвычайных усилий. То есть, необходимо в стране объявить чрезвычайное положение, и да, ограничить ряд конституционных прав и свобод граждан. Без этого никак. Потому что иначе большая часть взяточников может просто сбежать до суда и ареста. Чтобы остановить массовое бегство чиновников (которое иначе неизбежно), необходимо всем госслужащим, за небольшим исключением (сотрудникам МИД, к примеру), запретить временно выезд из страны. До момента действия чрезвычайного положения. Кстати, если у кого-то из тех, кому запрещен выезд, на это время были отпуска - нужно даже компенсировать понесенные убытки и неудобства. Далее необходимо ввести новый закон о коррупции, где резко ужесточить наказание за взятки и вернуть такую меру, как конфискацию имущества (именно как меру наказания, а не как сейчас расплывчато: «иная мера уголовного-правового характера»), а кроме того, что еще более важно, необходимо ввести ретроактивность закона (т.е. обратную силу). Последняя норма, очевидно, нарушает Декларацию прав человека, в частности ст.11 пункт 2, но, тем не менее, необходимость этой нормы очевидна. Дело в том, что атака производится не против конкретного чиновника, а против всего коррупционного класса. А этот класс, придя к власти, обеспечил себе фактически идеальные условия для кражи, отмывки и вывоза капитала за границу. И потому его никак нельзя судить по тем законом, которыми он сам себя обеспечил. Ну, вот вам простой пример. В Госдуму пришли депутаты и приняли ряд законов, разрешающих воровство. И наворовали, естественно. В следующих выборах были избраны уже патриотически настроенные депутаты, они отменили коррупционные законы и остановили воровство. Но, получается, что привлечь прежних депутатов-воров нет никакой возможности, ведь на период их антигосударственной деятельности и законы были другие? Несправедливо... Можно привлечь, но только в случае, если отменить норму об отсутствии обратной силы закона. Разумеется, не нужно менять Конституцию, но можно приостановить действия некоторых ее статей на время действия чрезвычайного положения. Именно и только для проведения «большой чистки». Бояться мнения международного сообщества не стоит, в тех же США после атаки 9/11 был принят Patriot Act, который также нарушает нормы Декларации о правах человека - и ничего, правозащитники молчат в тряпочку. Зато возврат конфискации имущества как раз возвращает Россию в международное правовое поле, поскольку полностью соответствует 31-й статье Конвенции ООН против коррупции от  31.10.2003. Нашу страну на Западе много критиковали за отказ от этой нормы - ну так пусть теперь будут рады. Ну и наконец, еще нужно временно приостановить норму об ограничении презумпции невиновности для родственников тех чиновников, что проходят по коррупционным делам. При наличии у родственников какой-либо собственности, им необходимо будет документально подтвердить легальное происхождение средств, на которое собственность приобреталась. В случае, если легальность подтвердить нельзя - собственность считается нажитой криминальным путем. Это совершенно логичная норма, поскольку у нас крупный чиновник, как правило, собственности не имеет, зато его дети - «владельцы заводов, газет, пароходов». Соответственно, конфискация должна касаться не только личного имущества чиновника, но и имущества его родственников.  Разумеется, только в случае, если не подтверждено легальное происхождение этого имущества. Необходимость и справедливость этой нормы, на мой взгляд, очевидна.

Итак, в предварительном этапе мы вводим: чрезвычайное положение и на фоне его - ужесточение наказания за коррупцию - и для взяточников и для взяткодателей, введение ретроактивности антикоррупционного законодательства и возвращаем конфискацию имущества (для взяточника и членов его семьи), как меру наказания. А теперь самое время объявить АМНИСТИЮ. Да, именно так - амнистировать всех взяткодателей, но при условии, что взяткодатель в течение 14 дней отправит в письменном виде в Следственный комитет подробное письмо с указанием кому, за что и сколько он дал. В этом случае взяткодатель: освобождается от ответственности за эту конкретно взятку, имеет право оставить себе то, что он получил за взятку. В ином случае, если обнаруживается, что гражданин являлся взяткодателем, но письмо с чистосердечным признанием в 14-ти дневный срок в Следственный комитет не отправил - он получает уголовный срок и лишается тех выгод, что он приобрел за дачу взятки. Для иллюстрации разницы по ТВ в прайм-тайм можно крутить такой ролик: «Сергей Петрович и Иван Алексеевич дали взятку военкому и их сыновья не пошли в армию. Сергей Петрович написал письмо с чистосердечным признанием в Следственный комитет РФ и был амнистирован и его сын остался дома, а Иван Алексеевич не сообщил в СК РФ, и теперь он на скамье подсудимых, а его сын - в армии.» Вот такого типа ролики со студентами, дающими взятки преподавателям, бизнесменами, дающими откат за получение выгодного контракта, должны регулярно крутиться на ТВ. Взяткодатель должен быть поставлен перед альтернативой - чтобы уйти от ответственности лично и (важный момент!) сохранить то, за что заплатил взятку - нужно написать чистосердечное признание. Причем в строго оговоренный законом срок - в нашем случае это 14 дней. Конечно, многих возмутит тот факт, что взяткодатель оставит себе то, за что он собственно дал взятку. Но если эту меру убрать, то количество признаний сильно уменьшится. А нам необходимо, чтобы их было максимально много.
Но, амнистировать взяткодателей - мало. И поэтому я предлагаю амнистировать еще и взяточников! Любой взяточник, сообщивший в льготный период (14 дней) в СК РФ о том, что он брал взятки (с указанием конкретно - от кого, сколько и за что) - полностью освобождается от уголовной ответственности, правда, с изъятием в пользу государства ценностей на сумму взятки. Забыл сообщить о взятке - получил длительный срок с конфискацией имущества. Сообщил обо всех взятках - отдал часть имущества, но сохранил свободу и остался чистым перед правосудием.
В итоге мы получим следующее. Граждане в массовом порядке будут писать сообщения о взятках в СК РФ, чиновники в столь же массовом порядке будут признаваться в мздоимстве. Потому что если гражданин написал про взятку, а чиновник забыл о ней упомянуть в признании - чиновник все равно получит срок, а возможно и конфискацию. Поэтому признаваться нужно будет как на исповеди - во всех грехах. И напротив, если чиновник признался, что брал взятку - а гражданин забыл об этом сообщить, то уже гражданин получит срок, как взяткодатель, а чиновник останется на свободе. Самое главное - обеим сторонам преступления (взяткодателю и мздоимцу) в равной степени будет выгодно признаться, чем «уходить в отказ». Поскольку в этом случае - амнистия. Единственно, если одновременно и взяткодатель и мздоимец одновременно умолчат о факте взятки, то этот факт может и ускользнуть от внимания органов. Но тут работает фактор времени, сегодня признаться и попасть под амнистию можно - а завтра уже нет. И взяткодатель думает так: «Кто знает, может быть чиновника завтра в органах «расколят» и я сяду вместе с ним. Лучше уж сегодня написать «чистосердечку» и попасть под амнистию». Примерно так же подумает и взяточник.

Да, мы имеем дело почти с  классической дилеммой заключенного, только в новом виде. В классической задаче в случае признания обоих - оба же и получали срок, пусть и небольшой. В нашем случае, если есть два признания, срока не получает никто, но чиновник теряет часть собственности. Если же молчат оба - то срока нет и это, казалось бы, выигрышный вариант, но… ведь чиновник берет взятку не у одного лица, а у многих. И если даже кто-то один не сдаст, то другой может это сделать, и тогда длительный срок и конфискация… А конкретно кто именно сдаст - неизвестно, поэтому меньшим злом является признаться именно ВО ВСЕХ преступлениях. Ну а раз мздоимцу выгодно признаться именно во всех фактах получения взятки, то уж взяткодатель непременно последует тому же примеру. Ему вообще признание сулит только сплошные выгоды. Но чтобы подтолкнуть процесс появления чистосердечных признаний от тех, кто давал взятки, нужна специальная «инициация». Нужно взять с поличным какого-то крупного чиновника, получить от него признание - и - амнистировать. А потом на большой срок посадить того, кто взятку дал, но в том не признался. Чтобы результат нежелания сотрудничества со следственными органами был налицо. Вот тогда вал признаний взяткодателей и хлынет.

Что мы получим в итоге нашей спецоперации? СК РФ будет завален письмами с признаниями от граждан и чистосердечными же признаниями от чиновников. Кстати, поскольку объем работ по обработке данных будет большой, логично будет поручить прием признаний частично интернету - через заполнение специальной формы на сайте СК. Нужно будет только свести все в таблички (компьютерные технологии тут в помощь) и мы увидим, где что не сходится. Останется провести показательные посадки «забывчивых» преступников и получить огромные дивиденды в виде возврата взяток в пользу государства. Конфискованное имущество потом будет продано с аукционов и это - хороший способ пополнения бюджета.

Наверно, стопроцентно уничтожить коррупцию с помощью нашей операции будет невозможно, но нанести ей смертельный удар - вполне. По итогам операции можно будет убрать с ведущих постов коррупционеров и заменить их новыми людьми. Ведь далеко не 100% чиновников воруют. Большинство чиновников - честные люди, работающие за невысокую зарплату. Имеют возможность брать взятки только некоторые начальники и их заместители. А основную государственную работу выполняют рядовые сотрудники, так что не получится так, что мы останемся в стране вовсе без системы управления. Честные люди просто сделают себе быструю карьеру, поскольку образуется много вакансий вверху. И это тоже большой плюс.

Конечно, при проведении столь масштабной операции, для предотвращения злоупотреблений на местах, необходимо вначале почистить сам СК РФ, да и судебные органы тоже. И письма с признаниями желательно отправлять не в одну организацию, а как минимум в две разных, или хотя бы на разные уровни (местные органы и федеральные) - во избежание сговора контролирующих органов и тех, кого они должны контролировать. Можно столкнуться с такой проблемой - чиновник физически не сможет вспомнить обо всех фактах получения взяток. В таком случае он может задекларировать определенную сумму, как полученную коррупционным путем. Если выявленные по чиновнику факты взяток покажут сумму выше заявленной - его ждет уголовная ответственность (но только за ту часть, что выше), если сумма ниже - значит, кто-то из граждан не проявил должной сознательности... Примерно как с недоплатой налога, только ответственность значительно выше. Есть и еще одна проблема - у взяточника, написавшего чистосердечное признание, может банально не оказаться достаточной суммы для возвращения ее государству («пропил-прогулял»). В этом случае государство должно гарантировать какой-то минимальный остаточный уровень, какой он мог бы иметь, если бы не брал взятки: квартира по жилищным нормам на семью, возможно, личный автомобиль среднего класса. Иначе не будет разницы между амнистированным и попавшим под полную конфискацию имущества. А таковая разница быть должна - не нужно загонять людей в безвыходное положение. В конце концов, большинство чиновников, берущих взятки, делает это лишь потому, что в стране выстроена коррупционная система, где невозможно остаться честным и при этом занимать определенные посты. Иногда просто вышестоящие начальники принуждают к взяточничеству нижестоящих и требуют с них своей доли. Нужно понять этих людей и освободить их ответственности в случае чистосердечного признания. После исповеди грехи должны быть отпущены и должна быть возможность начать жизнь с чистого листа. А государственную систему управления нужно строить заново, на новых принципах. Но это уже тема совсем другой статьи.

К сожалению, провести такую спецоперацию в нашей стране сейчас невозможно. Для этого нужно всего лишь чтобы к власти пришли люди, не связанные какими-либо отношениями с нынешней, насквозь прогнившей властью. А это возможно, только если власть сменится в результате переворота или революции. Только в этом случае будет политическая воля на смену всей системы госуправления, ведь коррупция сегодня - неотъемлемая часть этой системы. Конечно, остается возможность введения чего-то типа опричнины, но, на мой взгляд, это маловероятный вариант. И, кроме того, вариант опасный своими злоупотреблениями. Тогда ведь коррупционеров и членов их семей могут начать просто вешать на столбах, а я против такого насилия, когда вопрос можно решить быстро и мирным путем. Да и невинные люди пострадать могут во время опричнины. Поэтому реальный способ побороть коррупцию - дождаться смены режима и установления уже национально-ориентированной власти, которой коррупция будет невыгодна. А потом уже провести спецоперацию, о которой я написал, чтобы вернуть гражданам веру в закон и справедливость и не допустить воров к управлению в новой стране.

коррупция, политика

Previous post Next post
Up