Часть 1-я, художественно-поэтическая.
Журнал "Нива" часто публиковал оригинальные рисунки, сделанные специально для "Нивы" и являющиеся их собственностью, то есть - эксклюзивные. Тогда, правда, таких слов не знали. Рисунки, как правило, сопровождались подробными комментариями. Часто эти комментарии сами по себе были довольно интересны, порой трогательны, как например здесь:
"Старый да малый", Нива, 1891, № 6.
В том же номере "Нивы" есть рисунок, где изображен каток и подробно объясняется, что такое "каток" и как он функционирует.
"Каток на Фонтанке в С.-Петербурге", Нива, 1891, № 6.
Почему-то на многих старых картинах и гравюрах детей изображали как уменьшенных взрослых, отчего они смахивают на карликов.
Следующая картина вполне способствует развитию толерантности. Впрочем, таких слов тогда тоже не знали.
"Хороший гешефт", Нива, 1892, № 5.
А этот рисунок "Нива" даже не сочла нужным комментировать. Зачем? Смотреть надо, а не читать!
"Гадальщица", Нива, 1906, № 5.
В какой-то степени стилистику "Нивы" перенял комсомольский журнал "Смена". Вот тоже эксклюзивный рисунок-композиция с комментарием.
"Сталин и Ворошилов", Смена, 1939, № 2.
Теперь перейдем к искусству фотографии, для чего обратимся к февральским номерам журнала "Советское фото". Но для начала нам надо уяснить, какие требования предъявляются к советскому фотолюбителю. Это нам ясно дает понять 3-й номер журнала за 1929 год:
В том же номере есть великолепная, на мой взгляд, фотография.
"Зимняя дорога", Советское фото, 1929, № 3.
Пятью годами позже журнал публикует вот такую фотографию. Она мало того, что мастерски сделана, еще и перекликается с моим последним
постом про Владимир.
"Новые дома вытесняют лачуги", Советское фото, 1934, № 3.
Закончив с художественным разделом нашего обзора, перейдем к поэзии. И начнем с шикарного стихотворения, истинного шедевра, совершенно незаслуженно не попавшего в анналы отечественного стихосложения. Я просто обрыдался, и, кроме того, стих этот очень мне напомнил творчество известной группы "ХЗ". Итак:
"Смерть дровокладки", Смена, 1925, № 2.
Два следующих стихотворения опубликованы с разницей в 42 года. А что их роднит - читатель, полагаю, догадается сам...
"Народу Финляндии", Смена, 1940, № 2.
"Принимай нас, Кабул!", Огонек, 1982, № 7.
И в заключение нашего обзора хочу представить произведение, несущее как художественный, так и поэтический заряд. Стихотворение неназвавшегося автора и иллюстрация к нему люто, бешено разоблачают антинародную сущность зарубежной фантастики.
"В мире бредовой фантастики", Техника-молодежи, 1948, № 2.
"Линчуют негров всех планет" - звучит сильно, согласитесь.