В нашей стране первый день сентября стал днем официального и повсеместного начала учебного года только в 1935 году. До этого школьные занятия начинались в разное время, хотя летний перерыв существовал всегда. В сельских школах, вплоть до конца XIX века, начало учёбы зачастую зависело от сроков окончания сельхозработ и варьировалось в зависимости от местности. Но, поскольку школы существовали в основном при церквях, в большинстве из них начало занятий совпадало с празднованием церковного Новолетия, которое приходится именно на 1 сентября. Правда, надо помнить, что это было 1 сентября по старому стилю, то есть фактически школьники начинали учиться в XIX веке 13 сентября, а в ХХ, до революции - 14-го. А официальным праздником - Днем знаний - первый день осени стал считаться с 1984 года.
Обзор прессы, посвященный школе и школьникам, который я представляю сегодня по случаю означенного праздника, охватывает примерно столетний период: от 70-х годов XIX века до 1970 года.
Так выглядела сельская школа в 1872 году. ("Всемирная иллюстрация", 1872, №38).
А так выглядели ученики Александровского реального училища в Тюмени (фото неизв. автора, 1889).
Здание земской школы в Вятской губернии и ее ученики. Фотографии 1890-х, автор неизвестен.
Годичный акт начальных городских училищ в Александровском зале городской думы Петербурга.
("Всемирная иллюстрация", 1892, №27)
"Годичный акт" совершался ежегодно в конце мая в ознаменование завершения учебного года. В 1892 году на этом мероприятии присутствовало более 200 лучших учеников, а также учителя и члены Комиссии по народному образованию. Акт начался молебствием. которое совершил епископ Антоний. Затем с кратким отчетом о завершившемся учебном годе выступил председатель Комиссии г-н Стасюлевич, после чего детям были розданы похвальные листы и подарки. В заключение детских хор исполнил "Боже, царя храни".
В 1892 году в Санкт-Петербурге было 281 начальное училище, где обучалось более 14 тысяч детей.
Урок танцев в новом городском женском училище. ("Новое время", 1902, приложение за январь).
Нет-нет, это не строевая подготовка "Гитлерюгенда". ("Новое время", 1910, приложение за июнь).
"Новое время", 1914, приложение за февраль.
Прошло всего 10 лет - и как все кардинально изменилось! Школьники новой формации пытались привлечь к учебе отлынивавших от нее беспризорников,...
("Юные строители", 1924, №21-22)
... производили смычку с Красной Армией...
("Пионерская правда", 1925, №1)
... и даже с узбекским кишлаком!
("Пионерская правда", 1925, №7)
Пионеры активно внедряли новый быт, ...
("Пионерская правда", 1925, №2)
... бросали свой вызов буржую мировому, ...
("Пионерская правда", 1926, №36)
... несли свет знаний неграмотным взрослым...
("Пионерская правда", 1926, №52)
("Пионерская правда", 1927, №26)
... и тянули ребятишек в школу из объятий улицы.
("Пионерская правда", 1928, №69)
Пионеры активно боролись с недостатками в своих рядах.
("Пионерская правда", 1925, №10)
("Пионерская правда", 1926, №15)
А выглядели при этом пионеры вполне по-современному. Как будто и не минуло с тех пор без малого 90 лет (уже почти 100 - добавление 2022 года).
("Советское фото", 1926, №5)
("Пионерская правда", 1927, №3)
Дети как дети... Одеты, правда, совсем не по-нынешнему.
("Пионерская правда", 1927, №№ 25,27)
Помимо прочего, пионеры не чурались общественной жизни, активно посещали собрания, с неподдельным интересом слушали прения и доклады.
("Пионерская правда", 1928, №73)
("Огонек", 1932. №14)
В 1929 году школу затронули новейшие веяния. В СССР упразднялось деление на недели и вводилась "непрерывка" с плавающим выходным днем. Было решено в порядке эксперимента перевести ряд школ на непрерывную неделю, а заодно упразднить и каникулы. Летом предполагалось не отдыхать, а учиться, при этом каникулы перераспределялись по всему учебному году короткими порциями. Подобно выходным дням, сроки каникул не были едиными для всех. Получалось, что школа должна была работать ежедневно, 12 месяцев в году. В газете "Пионерская правда" была организована кампания в поддержку "непрерывки". Дети, конечно же, с искренним восторгом восприняли отмену летних каникул и стали писать об этом письма в газету.
("Пионерская правда", 1929, №107)
("Пионерская правда", 1929, №108)
Правда, предполагалась в переходе на непрерывное обучение и "ложка мёда". Домашние задания отменялись.
("Пионерская правда", 1929, №106)
Но... эксперимент решено было не продолжать. Каникулы и единый выходной вернулись вместе с заданиями на дом.
Прошло еще 10 лет. И опять многое изменилось в советской школе. На смену пионерской бесшабашности 20-х пришла пионерская бдительность.
("Пионерская правда", 1939, №69)
Появились новые предметы.
("Пионерская правда", 1939, №69)
Время было суровое, предвоенное...
("Пионер", 1939, №8)
("Пионер", 1939, №11)
В послевоенные годы проводился еще один эксперимент. Внедрялось раздельное обучение мальчиков и девочек - часть школ были "мужскими", часть "женскими". При этом большинство школ оставались все же смешанными. В 1954 году от раздельного обучения решено было отказаться.
Лица у школьников послевоенной поры серьезные...
("Огонек", 1945, №38)
("Смена", 1948, №17)
("Пионер", 1949, №4)
А тут уже повеселее.
("Пионер", 1949, №9)
А здесь уже совсем веселые!
("Огонек", 1950, №22)
Первоклассники.
("Огонек", 1950, №36)
("Смена", 1950, №17)
("Огонек", 1951, №37)
А здесь сестра-непионерка (недоросла, еще, видимо, хотя и "звездочки" на фартуке нет) пришла за консультацией к сестре-пионерке. Нет, старшая конечно не отказывает младшей в помощи, но смотрит на неё, как на... ну, короче, вы поняли. Как на непионерку.
("Смена", 1951, №17)
Пятикласники делают водонапорную башню, фонтан и настольные счеты.
("Пионерская правда", 1952, №91)
Школьники пятидесятых.
("Смена", 1953, №17)
("Огонек", 1954, №36)
Следующую фотографию из журнала "Пионер" (1954, №9) предлагаю рассмотреть повнимательней. Казалось бы, ну что здесь особенного: старшеклассники и учительница знакомят будущих первоклассников со школой, где им предстоит учиться. Но вглядитесь в лица двух девочек, которые я выделил крупным планом. Особенно характерно лицо той, которая справа. Такое ощущение, что это кадр из фильма в жанре "советский хоррор", что-то такое стивен-кинговское, перенесенное на отечественную почву, на основе "страшных историй" из пионерского фольклора.
"Здесь вы будете учиться..." - неплохая фраза для начала такого фильма.
Кстати, может быть, есть здесь кто-то из Павловского Посада, заставший либо те времена, либо более поздние? Не было ли в городе слухов о каких-то таинственных и необъяснимых случаях, связанных с 18-й школой? Может быть, исчезали дети? учителя? Нет? Тогда идем дальше.
Этот рисунок, видимо, символизирует конец эксперимента по раздельному обучению.
("Смена", 1954, №17)
Читают рассказы о Ленине.
("Пионер", 1955, №4)
Что читает эта девочка - не видно. Возможно, тоже рассказы о Ленине.
("Пионер", 1955, №10)
А глядя на этих пионеров (журнал "Пионер", 1957, №5), современное юношество может сделать абсолютно неверные выводы. Во-первых, многие подумают, что в глубине стола стоит допотопный ноутбук. Бутылка на заднем фоне, боюсь, также может вызвать неправильные ассоциации. Наиболее продвинутые могут предположить, что пионеры имеют столь радостный и воодушевленный вид из-за того, что у них, наконец-то, успешно пошел процесс возгонки C2H5OH.
Так вот, я вынужден разочаровать наивное современное юношество. Пионеров 1957 года нисколько не интересовали ни процесс возгонки известного продукта, ни процесс его потребления. Они были увлечены изготовлением тротила химическими опытами в рамках школьной программы. А ноутбуков, даже столь громоздких, тогда еще не придумали...
Мальчики еще носят форменные школьные фуражки.
("Смена", 1957, №17)
А через два года - уже не в фуражках, а в беретах.
("Огонек", 1959, №36)
А это уже школьники шестидесятых.
("Семья и школа", 1960, №10)
("Огонек", 1962, №36)
И, наконец, 1970 год ("Семья и школа", №1). Как раз мои ровесники.
И парты у нас были точно такие же.
Поскольку, как известно, чему-нибудь и как-нибудь понемногу учились мы все, я поздравляю с Днем знаний всех читателей и посетителей моего журнала!
А еще я сделал
оглавление по всем моим обзорам прессы!