Открывает сегодняшний обзор публикация относительно недавняя ("Наука и жизнь", 1979, №7), но зато относящая нас к источнику почтенного возраста - начала XIX века. Здесь приводится одна из "народных картинок", которые юрист и искусствовед Дмитрий Александрович Ровинский собрал в своем 9-томном труде "Русские народные картинки", изданном в 1881 году. В этом издании Ровинский аккумулировал все народные картинки, которые выходили в свет до 1839 года, то есть до того времени, когда свободное народное художественное творчество было вставлено в рамки официальной цензуры.
Расшифровка текста:
Неполиткорректное поведение "красавиц-молодок" вызывает возмущение, а бедный убогий Филатка - искреннее сочуствие... Хотя, конечно, подобные картинки служили благой цели - пропаганде вакцинации среди малообразованных слоев населения. Тут можно было и поступиться политкорректностью.
Вот еще "народная картинка" на ту же тему, из сокращенного, двухтомного издания Д.А.Ровинского, вышедшего в 1900 году.
"Хвастливый парень" тоже, конечно, не являет собой образца толерантности, но, в отличие от "девушек-подружек", тупо издевавшихся над несчастным Филаткой, по крайней мере хотя бы объясняет "детине", который "горбат, кривонос и кос" причину его несчастий и своего явного перевеса в достоинствах.
Государство в те времена также активно способствовало вакцинации против оспы, о чем свидетельствует вот эта картинка из "Всемирной иллюстрации" (1869, №22).
Разные издания XIX века часто публиковали новости на медицинскую тему: о различных болезнях, их причинах, средствах и методах лечения.
Газета "Северная пчела" (1843, №106) рассказывает об одном ужасном случае, произошедшим с неким молодым человеком по имени Окслей, в результате которого он умер в совершенном бешенстве:
Несколькими номерами позже та же газета (№110) публикует, напротив, весьма позитивную информацию, рассеивая беспокойство читателей по поводу здоровья инженера Брюннеля.
От прейскуранта дантиста Вагенгейма ("Санкт-Петербургские ведомости", 1847, №21) также веет позитивом.
Оптимизм внушают и сообщение о полезных свойствах нефти ("Всемирная иллюстрация, 1870, №59)...
..., и о новом средстве против усталости на базе листьев перуанского красного дерева, иначе называемого "кока" ("Газета Гатцука", 1876, №19)...
... и о филадельфийской международной выставке искусственных членов ("Газета Гатцука", 1878, №8).
Но, бывает, что встречается информация не просто негативная и пугающая, а, я бы даже сказал, леденящая кровь ("Живописное обозрение", 1874, №21):
Из истории известно, что в позапрошлом веке Россия участвовала в различных военных действиях, а где война - там и раненые, и военные госпитали, и сестры милосердия...
"Русский художественный листок" (1856, №15) публикует групповой портрет сестер Крестовоздвиженской общины попечения о раненых (Севастополь, 1855).
А так выглядела внутренность вагона для раненых нижних чинов во время русско-турецкой войны 1877-78 г.г. ("Иллюстрированная хроника войны", 1877, №14)
Передвижной госпиталь близ г.Ольвиополя - ныне г.Первомайск Николаевской области ("Иллюстрированная хроника войны", 1878, №76).
Тем временем периодические издания не перестают удивлять нас новейшими достижениями в медицинской науке, рассказывая об инновационных средствах и методах лечения различных болезней.
Например, "Газета Гатцука" (1879, №11) знакомит нас с методом впрыскивания в вены молока вместо крови:
Та же газета (1879, №2) пропагандирует прогрессивную методику излечения воспалительных ран, дикого мяса, антонова огня и даже чумы.
А вот рецепт излечения от бешенства ("Газета Гатцука", 1881, №29). Знай о нем герой "Северной пчелы", несчастный Окслей - глядишь, и остался бы жив...
"Живописное обозрение" (1888, №2) рекламирует средство от выпадения волос "Элеопат Киннунена" вот таким креативным образом.
Но не всегда даже новейшие и прогрессивные средства и методики лечения оказывались действенными. Жители села Никольского Астраханской губернии, скорее всего, попросту не знали о способе излечения чумы посредством разрезанной лягушки, что и привело вот к таким печальным последствиям ("Всемирная иллюстрация", 1879, №13).
И психиатрия в те годы еще не достигла решительных успехов, поэтому тогдашние сумасшедшие дома вид имели скорбный, как на вот этом рисунке художника Каульбаха ("Живописное обозрение", 1878, №38).
И вот эта бедная девочка с рисунка художника Лемоха, который так и называется - "Хворенькая" ("Живописное обозрение", 1884, №4), увы, явно не получает необходимого и своевременного лечения...
Однако развитие медицины идет вперед уверенной поступью. Можно уже и посмеяться над врачебными заблуждениями совсем еще недавнего прошлого ("Нива", 1892, №8).
Еще журнал "Наука и жизнь" (1893, №7) сообщает о методике лечения разных болезней при помощи музыки, в том числе и фортепианной:
Правда, тремя номерами раньше (1892, №4) та же "Наука и жизнь" предупреждает об опасности фортепиано как источника заразы...
Определенных успехов добивается врачебная наука и в части лечения инфекционных болезней. "Живописное обозрение" (1894, №3) публикует фотографии, освещающие деятельность некоего доктора Ру, который сначала сделал вытяжку сыворотки крови у лошади, а затем перелил ее больному дифтеритом ребенку. О дальнейшей судьбе ребенка, правда, не сообщается.
Развивалось и санаторно-курортное дело. Вот фотография, сделанная с натуры в Сакской грязелечебнице в Крыму ("Живописное обозрение", 1893, №21).
Альтернативные официальной медицине методы лечения болезней тоже получают свое развитие. К примеру, в Петербурге появилась вот такая, вполне внушительного вида, гомеопатическая больница ("Живописное обозрение", 1898, №17).
Практиковалась также методика исцеления посредством хождения босиком по снегу, впоследствии приписанная известному Порфирию Иванову ("Живописное обозрение", 1897, №9).
В конце XIX столетия свершился настоящий переворот в науке, который имел непосредственное отношение к медицине. Вот одно из первых опубликованных изображений рентгеновского снимка человека ("Всемирная иллюстрация", 1896, №9).
Научные открытия стали применяться и в зубоврачебном деле. Появились электрические инструменты ("Всемирная иллюстрация", 1889, №17), электричество стало использоваться в качестве физиотерапевтического средства для снятия зубной боли ("Наука и жизнь", 1893, №18).
Стоматологическая тема открывает небольшую художественную подборку, в основном содержащую гравюры и рисунки на тему врачей и пациентов, вернее, пациенток - тогдашние художники предпочитали изображать в качестве жертвподопечных докторов именно симпатичных дам.
("Живописное обозрение", 1891, №24)
("Живописное обозрение", 1894, №5). Шнейдер, "Каприз пациентки".
("Живописное обозрение", 1895, №5) "Выздоравливающая". Здесь как раз врача нет, только посетительница. А может, это женщина-врач?
("Живописное обозрение", 1897, №17) "Больная", без указания автора. Дама явно кокетничает с доктором.
("Живописное обозрение", 1897, №38) "Молодой доктор". Тут уж и комментировать не надо...
("Нива", 1912, №13) Здесь совсем уж фривольный сюжет. Доктор, кстати, похож на Антона Палыча Чехова.
("Родина", 1900, №9) "Перед операцией" - выглядит драматично, но пациентка при этом в неглиже. Могли бы и прикрыть...
И вот мы уже перешли к ХХ веку. Вот фотография из журнала "Нива" (1905, №31) - медицинский персонал лазарета в Никольске-Уссурийском. Русско-японская война... Отдадим дань уважения этим замечательным людям.
Еще несколько слов о дореволюционной брендовой политике и о достижениях тогдашних копирайтеров и криэйтеров. Вот, например, реклама резиновых гигиенических изделий ("Новое время", 1912, №3). Нет, вещь-то, безусловно, полезная, но свастика-то зачем? Причем, "та самая", правоповёрнутая...
А вот этот "зубной крем и эликсир" ("Огонек", 1910, №36) - кто же выпустил на рынок под этакой торговой маркой?! Хотя, в свое время, всем известный "Доширак" появился было под имечком "Досирак" - но ведь быстро одумались...
Ну, а эти карамели "от кашля и хрипоты" - это просто апофеоз рекламно-брендового креатива ("Новое время", 1913, №1).
Дальше в России произошли всем известные события. Новая, рабоче-крестьянская власть во главу угла поставила медицинское просвещение рабочих и крестьян. Вот, например, комсомольский журнал "Смена" (1925, №23, 1926, №№4, 7,19) в доступном виде излагал молодым труженикам основы медицинских знаний - в форме ответов на вопросы.
Особенно хороши рекомендации протирания лица бензином от угрей и уколов мышьяка для лечения малокровия.
Пропагандировались ("Наука и техника", 1926, №47) и уже хорошо известные (с 1879 года!) методы, правда, полвека назад вливание молока в вену еще не применялось в психиатрии. Ну, здесь еще и опий...
Популяризировались и новейшие открытия ("В мастерской природы", 1928, №1). Наука совсем близко подошла к нахождению надежного средства от насморка!
В доступной и изящной форме доводилась до трудового населения необходимость повышать свой образовательный уровень в области медицины и гигиены ("Здоровая деревня", 1926, №3).
Проводилась активная борьба за отказ трудящихся от изживших себя методов "лечения", насаждавшихся в темные годы царизма помещиками и капиталистами ("Здоровая деревня", 1927, №3).
Открывались лечебные учреждения, где трудящиеся могли поправить свое здоровье ("Перековка" - орган Управления Соловецких и Карело-Мурманских лагерей, 22.10.1930), что отражало неустанную заботу рабоче-крестьянской власти об их, трудящихся, благоденствии.
В качестве пережитка еще функционировали доктора-частники. В журнале "Красная нива" (1928, №17) я набрел на след известного всем доктора Преображенского. После событий, описанных Булгаковым, прошло, вероятно, уже 4 года. Стало быть, профессор еще работал...
Между прочим, еще раньше я отследил судьбу и Полиграф Полиграфыча.
Вот здесь об этом подробная инфа.
А завершить сегодняшний обзор я хочу подборкой из замечательного "Нижегородского медицинского журнала" (1932, №3-4). Там много прекрасного, начиная с оглавления:
- Очередные задачи здравоохранения в 3-й большевистский весенний сев;
- За чистоту марксистско-ленинской теории в программах медвузов;
- Качество учёбы на должную высоту;
- Органы соцстраха на пороге последнего, заключительного года пятилетки;
- За марксистско-ленинскую теорию в психоневрологии...
Не проникшись величием задач в 3-й большевистский сев, не осилив методов поднятия на должную высоту качества учебы и не прочувствовав разницы между последним и заключительным годом пятилетки, я все же сумел вникнуть в статьи о чистоте марксистско-ленинской теории в программах медвузов и о внедрении той же теории в психоневрологию. И там нашлось много интересного. Например, в первой статье авторы критикуют некоторые новые учебные программы, в частности, программу по паталогоанатомии, куда протаскивались классово-чуждые идеологии, а она, программа эта, не содержала на сей факт указаний:
А вот в этой статье
вообще, содержится масса полезнейшей информации.
К примеру, по каким критериям надо оценивать нервно-психическое состояние пациентов, а также для каких целей должно проводиться оздоровление оных пациентов.
Понравилось? Но не надо успокаиваться и благодушничать, не все еще гладко. Некоторые аполитичные доктора еще позволяют себе...
Все эти аполитичные инсинуации доктора Калашникова - это еще цветочки. А ягодки-то, ягодки - вот они! Оказывается, в институте свил прочное гнездо идеализм в лице доктора Семичева, и не просто идеализм, а его страшнейшее проявление - куэизм! Вы, конечно, в курсе, что именно куэизм - это самое мощное орудие борьбы в руках буржуазии, да еще и ее, буржуазии, духовная пища! Вот, полюбуйтесь, враг не дремлет:
Надеюсь, что мои читатели уж теперь точно не впадут в прелесть куэизма, и на этой оптимистической ноте я готов завершить свой обзор.
И в качестве бонуса - несколько выдержек из книги "Грехи молодых людей" (Необходимая книга, как предохранить себя от преждевременного истощения и ослабления сил), изданной в 1910 году в Москве. Первая страница - это глава "О предосторожностях", а о чем текст на второй и третьей страницах - вы и сами поймете.
Страница 1Страница 2Страница 3