Зарождение магии, древнейшие формы религиозности и шаманизм

Mar 16, 2016 20:00

Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно - все они были тесно связаны между собой. Если придерживаться теории о магическом значении наскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например С. А. Токаревым или М. Элиаде), время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита (50-10 тыс. лет назад).
В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п.
Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой.
Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, колдунов, позднее жрецов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину». Но это не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку.

Древнейшие формы религиозности [Читать]

Фетишизм (статья в Википедии) - поклонение неодушевленным материальным предметам - фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетиши в форме амулетов-оберегов и талисманов. Культ предков, проросший во многие последующие верования. В первобытном обществе фетишизация предметов природы проходит стадии аниматизма и анимизма, к чему возводят зачатки всех религий и духовной культуры в целом.

Аниматизм (статья в Википедии) - вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей. Точное время возникновения не установлено. Считается более ранней формой религии, нежели анимизм, существует также идея об их сосуществовании.

Анимизм (статья в Википедии и статья из Новой философской энциклопедии) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы, не усложненная мифологией. Одна из современных форм - Синто.

Теротеизм (зоолатрия, анимализм) (статья в Википедии) - совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных, когда все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных. Взаимосвязан с другими формами первобытной религиозности, в первую очередь с тотемизмом.

Тотемизм (статья в Википедии) - религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ тотема. Под тотемом подразумевается класс (а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Северная Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространённые тотемамы - животные.
Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников.
Многие африканские и американские тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умерший родственник.
Поклонение тотему выражается в том, что он является строжайшим табу; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его.
Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение тела его (теофагия, просфира, причащение). Периодически члены рода убивают тотемное животное и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение. Позднее переросло в жертвоприношение.

список себе для ознакомления:
Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - М., 1930;
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. - М., 1980.;
Тайлор Э. Первобытная культура. - М., 1989; Панов В. Г. Эмоции, мифы, разум. - М., 1992;
Токарев С. А. Ранние формы религии. - М., 1992.


Шаманизм [Читать]

Так что же составляет сущность термина «шаманизм» («шаманство»), кто такой шаман?

Шаманизм представляет собой древнейшую форму мистицизма, понимаемого как способ восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Тесно связан с такими формами древней религиозности, как фетишизм, аниматизм и анимизм, тотемизм.
В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. По данным археологии, шаманские ритуалы практиковались в Сибири с эпохи неолита и в бронзовом веке.
Шаманизм сложился естественным путем, «вырос» из представлений об устройстве Вселенной и окружающего древнего человека мира, природы.
А эти представления были достаточно неоднородными у представителей, принадлежащих к разным человеческим сообществам. Шаманизм опирается даже не на обобщенные представления отдельных народов, а на очень личный, индивидуальный опыт людей, его практикующих, шаманов в том числе. В нем нет систематизирующих основ, какой-то единой общей мифологической базы или канонических текстов. Мифологическая основа, система разная у евразийского, африканского и американского шаманизма.
Из выше сказанного понятно и то, что у шаманизма нет основателя (и не может быть), как у большинства религиозных учений. Тем не менее, шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий.

Шаманизм обладает следующими особенностями, которые могут значительно варьироваться от региона к региону:

- Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана. Инициатива процесса инициации шамана принадлежит не миру людей, исходит от мира духов. Иногда встречается термин шаманская болезнь. «Шаманская болезнь» служит переходом в новую жизнь шамана и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: нисхождение в нижний мир, вознесение в верхний мир,общенение с богами и/или духами, душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской болезни имеет определённый смысл - шаман постигает его устройство, узнаёт дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги. Инициация включает в себя наставление духами (обучение в потустороннем мире) и наставления опытных шаманов (обучение в человеческом мире). Ритуал перехода может быть как публичным, так и приватным. «Шаманская болезнь» не является условием того, что человек становится шаманом.

- Шаманизм опирается в первую очередь на индивидуальный опыт, который почти не накапливается в виде книг и канонов. Критерием истинности всегда являются индивидуальные экстатические переживания конкретного шамана.

- Шаман, как правило, не может полностью контролировать духа, который в него вселяется или с которым он общается, он служит скорее посредником при общении с духами, а иногда следует воле духов.

- Шаман может изучать мир (духа), опираясь на личный опыт, и составлять свои карты мироздания, которые, как правило, сугубо индивидуальны.

- Для вызова духа или общения с ним используются ритуалы камлания, когда шаман входит в транс или испытывает трансперсональные состояния. Во многих регионах для камлания используется предметы и действия, помогающие совершить переход между мирами: звуки и ритм (бубен или варган, заклинания), изменения положения тела и ритм (танцы), энтеогены (различные субстанции растительного происхождения, содержащих психоактивные вещества, психоделики, традиционно использующиеся для достижения изменённого состояния сознания, использующаяся шаманами и людьми для вхождения в «мистические состояния», в которых они «общаются с духами и божествами»).

- Шаманы воспринимают мир как взаимодействие духов, и в этом мире большое значение играют всевозможные ритуалы - инициации, подношения духам, борьбы с духами и т. п.

- Входя в транс, шаманы отправляются путешествовать в иные миры: нижний мир (мир духов), верхний мир (мир богов), средний мир (мир земных духов).

На определенном этапе отражения мира в сознании людей образ мифической Вселенной стал настолько значимым и разработанным, что разобраться в нем могли только личности, имевшие особые способности и прошедшие специальную подготовку. В большинстве обществ появилась потребность в посреднике между человеческим и потусторонним мирами. В роли такого посредника стал выступать шаман, избранник духов, обладавший способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней.

Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют непознанные силы (злые духи, демоны). И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в нижний мир и бороться с демонами, болезнями и смертью.

Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.

Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира. И лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.

В современном мире шаманизм можно увидеть у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, у индейцев Северной Америки (Циркумполярная цивилизация) у народов Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Южной Америки.

Статьи в Википедии по теме Шаманизм и Шаман.

Якутский пантеон божеств, основным символом, воплощающим идею триединства мира, является Аал Луук Мас (Великое Гигантское Дерево); согласно космогонии Айыы мир состоит из трёх частей: подземного мира (Аллараа Дойду), где обитают абааhы (упрощённо - злые духи), срединный мир (Орто Дойду), где обитают люди, верхний мир (Yohээ Дойду), где обитают верховные божества, не всегда добрые; крона Аал Луук Мас символизирует Верхний мир, ствол - Срединный мир, корни - Подземный мир.

Алтайский шаманизм, шаманы называются камами, после камлания, когда духи покидают шамана, он превращается в обычного человека; бубен же свидетельствовал о квалификации шамана, в отличие от облачения, которого кам мог и не иметь.

Мифология якутов и алтайцев испытала значительное влияние тенгрианства.

Шаманизм в Корее

Пансу (шаманы) - слепые колдуны, которые начинали свое ремесло с самого юного возраста. Колдовство для них зачастую служит единственным средством к существованию. Насколько выгодно это ремесло, видно из того, что родители слепорожденных детей считались счастливыми, так как заработок этих будущих пансу вполне обеспечивал их старость. Слепые, поступающие в корпорации (общину) пансу, были обязаны, прежде принятия в число членов, пробыть на испытании 3 года, в течение которых их посвящали во все тайны колдовства. Колдун, кроме того, должен был знать обычаи, привычки и слабые стороны всех классов корейского общества, чтобы уметь обращаться со своими посетителями.

Мудан - более многочисленный тип шаманов. Муданы - обычно женщины, хотя к ним причисляются также и мужчины - паксуму, но функции мудан считаются настолько свойственными одним лишь женщинам, что даже паксуму на время исполнения своих обрядов переодеваются в женское платье.
Для того, чтобы сделаться мудан, требуется сверхъестественное призвание и ознакомление с методами колдовства у того, кто им уже занимался раньше.
Призвание, имеющее большое значение, основывается на осознании, что демон овладел женщиной и вселился в неё настолько прочно, что подчинил себе её волю. Вначале женщина будто бы заболевает, болезнь может длиться от 1 месяца до 3 лет, причём в течение этого времени ей снятся дракон, радуга, персиковое дерево в цвету или же вооружённый человек, превращающийся внезапно в какого-нибудь зверя.
Повинуясь «демонскому зову», женщина порывает все родственные и общественные узы, покидает родителей, мужа и детей и слушается одного лишь «зова». С этого момента она становится в совершенно особое положение, и хотя её услуги признаются необходимыми, она считается изгнанной из общества.


Утрачивание шаманизмом ведущей позиции как религиозной системы [Читать]

Переход от мезолита к неолиту связывается с переходом культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. И даже имеет отдельный термин «Неолитическая революция» (статья в Википедии).
Неолитическую революцию можно трактовать как разрушение гармоничного сосуществования человека с природой. С этого исторического периода человек и человеческие общности оказываются в оппозиции к природе, подстраивая окружающую среду под свои нужды и потребности. Изменение окружающей природы является стартовым моментом для возникновения цивилизации и технического прогресса.
Причем, переход с разнообразной растительной (собирательство) и белковой (охота) диеты на однообразную растительно-белковую (земледелие и скотоводство, только окультуренных и одомашненных видов) диету был связан с увеличением доли монотонного труда на душу населения. Земледелие, особенно до начала использования тягловых животных, предполагало тяжелый механический труд. Приготовление пищи было также трудным занятием, поскольку зерна приходилось толочь вручную.
Положительный момент заключался в том, что земледелие менее рискованное занятие, чем охота и собирательство (отравления незнакомыми растениями). Еще один важный плюс - возможность сохранять урожай. Откладывание пищи про запас сделало питание более стабильным и равномерным. Важнейшим следствием сохранения урожая стала независимость от природных циклов (смена времен года) и характеристик отдельных лет (дождливый и сухой сезон).


В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, и произошел переход от одной из самых древних систем верований, шаманизма, к формированию первых пантеонов богов. А. Э. Назиров и О. В. Маслиева в работе «О становлении духовной культуры» отмечают, что «в ответ на потребности социальных изменений при переходе от первобытной охоты к земледелию происходит замена зооморфных богов антропоморфными с разной степенью снятия старых культов новыми».

По замечанию Г. В. Плеханова, «Когда животнообразное (зооморфическое) представление о боге уступает место человекообразному представлению о нём, тогда животное, бывшее прежде тотемом, становится так называемым атрибутом. Известно, например, что у древних греков орёл был атрибутом Зевеса, сова - атрибутом Минервы, и т. д.»

Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств. В политеистический период, с уходом шаманизма, магические практики становятся одним из основных занятий жречества.

Пост не тянет даже на рерайт и является компиляцией статей из Википедии, сложенных в том порядке, чтобы было понятно, какое место занимает шаманизм в истории становления религий, его связь с первобытной магией. Источники указаны.
Своими мыслями и коллажами для иллюстраций поделюсь позднее.

Архетипы Личности, Маг-Волшебник, северные народы

Previous post Next post
Up