Дебра Рапопорт (Debra Rapoport) - американская текстильная художница, проживающая в Нью-Йорке. Обучалась в аспирантуре в Беркли, преподавала в университете Калифорнии, Дэвисе и Нью-Йоркском университете.
Дебра Рапопорт продолжает преподавательскую деятельность, создает украшения, головные уборы, предметы гардероба, ведет рукодельные семинары для разных возрастов, выставляется в галереях (The Metropolitan Museum of Art) и позирует как натурщица для художников.
По словам Дебры страсть к одеванию у нее с трехлетнего возраста.
Интервью с Деброй на английском языке (онлайн-переводчик справится), в которых она рассказывает о себе, своей жизни и персональной концепции стиля:
один,
два и
три.
Ари Сет Коэн (Ari Seth Cohen) и Дебра Рапопорт познакомились в октябре 2009 года. Ари в то время управлял книжным магазином в New Museum в Нью-Йорке. В дождливый день Дебра зашла в магазин и сняла плащ. Ари подошел к ней и попросил разрешения ее сфотографировать, пояснив, что ведет блог пожилых стильных женщинах (
сайт Advanced Style). В то время волосы у Дебры били розового цвета. Поняв, что не взял с собой фотоаппарат, Ари позаимствовал у друга iPhone и сделал несколько кадров.
Дебра дала Ари свою визитку и сказала: «Приходи ... Я буду одеваться и переодеваться и приготовлю тебе ланч». Через пять дней Дебра сама позвонила Ари и напомнила о приглашении.
Ари пришел на ланч и сфотографировал все в квартире: готовку, смену нарядов и произведения искусства. Этот визит стал первым разом, когда Ари встретился с одной из женщин, публикующихся блоге Advanced Style, в ее доме. До этого это момента выставлялись только уличные снимки.
С сотрудничества Дебры и Ари, с публикаций ее образов на сайте Advanced Style начался рост популярности художницы в глобальной сети. Дебра и другие женщины с сайта Advanced Style стали моделями для выпущенных книг, посвященных стилю пожилых людей. Теперь ее узнают на улицах, подходят и просят сделать совместный снимок.
одни из первых фотографий Дебра Рапопорт, сделанные Ари Сет Коэном
Образование, преподавание, профессия и отношение к себе как к арт-объекту и витрине для собственного творчества говорят о ярчайшем и сильнейшем проявлении архетипа Творца.
Дебра Рапопорт обладает особым талантом к видению и переработке материалов, которые иначе оказались бы на свалке. Как она сама говорит: «Я работаю с найденными объектами и мусором уже более 50 лет». Эти элементы она использует как в работах, так и для изготовления предметов гардероба.
Умение в привычных вещах увидеть новую функцию, навык «найти → придумать/сочинить → собрать/создать → употребить» - способы повседневного существования носителя архетипа Творца в мире.
Видно на верхних двух коллажах, что Дебра в качестве браслета использует металлическую мочалку-спиральку?
Использование швейных молний не как функционального элемента (застежка), а как декоративного.
«Создания мною шляп - это место, с которого я начинаю. Я считаю, что важно создать лицо, наш самый важный актив» - делится Дебра в интервью. По ее концепции, основная из задач в визуальном образе - привлечь внимание к лицу, «сделать лицо». Шляпы лучше всего служат поставленной цели, но колье, нагрудники, бусы, накладные воротники и другие аксессуары в портретной зоне так же «работают» на лицо.
Только в руках Дебры зеленая губка, белые перья, металлические стержни, пробки и сплетенный и выкрашенный краской текстиль
превращается в головной убор.
Обилие браслетов и колец играет свою роль в общей декоративности образов.
К себе она относится как к «манипулятору материалов», воспринимает свое тело как арматуру, на которую собирает образ, используя цвет, текстуру и слои.
Так же ей нравится использовать текстиль, который можно драпировать на фигуре, изменять его положение на теле.
Концептуальность для архетипа Творца, приоритетнее эстетичности исполнения (значимый фактор для архетипов Правителя или Любовника-Эстета). Поэтому для выхода на улицу не имеет значения, что надето прототип или финишный вариант изделия. У представителя архетипа Творца, первый сделанный образец может остаться единственным. Кропотливая обработка прорезей, осыпающихся краев ткани не столь важна, как окончание работы над вещью. Возможно, потом, когда-нибудь, если понадобится...
Говоря о личной философии стиля, Дебра Рапопорт сравнивает ее с утренней медитацией. Она спрашивает себя: «Кто я сегодня и как я хочу представить себя миру?» Речь идет не о моде, а о внутренней творческой самости.
«Вот почему я говорю, что стиль исцеляет. Он позволяет нам использовать то, кем мы являемся, видеть кто мы и что выражаем. И я думаю, что креативность и самовыражение - это самое главное в любом возрасте. Их нужно поощрять и необходимо испытывать» - делится своим мнением, Дебра.
Такое отношение к себе и гардеробу больше, чем просто одежда, глубже, чем следование модным тенденциям. Использование своего тела как холста, как витрины и самодвигающейся инсталляции для сотворенных изделий раскрывает внутреннее наполнение. Очень личный стиль, адаптированный прежде всего для самого себя. Тело - как точка выхода архетипа Творца в мир.
При беглом взгляде на образы Дебры кажется, что ни одной «нормальной» вещи в ее гардеробе нет. И только, вглядевшись пристальнее, начинаешь замечать одежду, которая попадает под устоявшееся наименование; одежду, которая выглядит как типичный представитель группы «брюки», «жакеты», «шубы». Как же происходят покупки «нормальной» одежды у Дебры?
В интервью Рапопорт говорила, что не нуждается в вещах, поэтому, если что-то и приобретает, то речь идет об игре, о захватывающем поиске. Она делает покупки в благотворительных магазинах (аналог секонд-хенда в Америке) и тратит не больше $5 на вещь. «Вы никогда не знаете, что встретите в магазинах подержанных товаров - в этом единственная сложность».
Еще один канал пополнения гардероба Дебра Рапопорт - подарки, присланные почтой. Люди отдают ей интересные вещи, в которых больше не нуждаются.
Элементы веселости, игры притягивают еще один архетип, Шута.
Дебра говорит: «Если Вы не можете носить что-то вверх тормашками или задом наперед, то не стоит владеть этими вещами. Для меня норма, когда ваза может стать абажуром, а абажур вазой или шляпой». Из другого интервью: «Я стараюсь одеваться соответственно возрасту (с моей точки зрения), весело провожу время и получаю удовольствие от процесса».
Пример нового прочтения предметов и веселья (пакеты с содержимом на голове в венке-гнезде), не забывая об акценте в портретной зоне (головной убор + шарф), обилии украшений (к перечисленному еще и браслеты с кольцами), использования слоев и разнообразие цветовой палитры:
Напутствие от Дебры Рапопорт: «Играйте, будьте возмутительны в том, что работает на вас!»
Отмечу еще один момент. Заигравшийся в самовыражение Творец, рискует остаться непонятым аудиторией. В подобной ситуации он скатывается в архетип Шута вне зависимости от того, присутствие Трикстера планировалось сознательно, идет изнутри или является прочтением зрителей. Если зритель не лоялен, оказывается адептом реалистичной живописи (классики в костюме), то любое другое течение автоматически сваливается в категорию «мазня» (фрики умалишенные, психи). Это ни хорошо, ни плохо; просто есть. И представителям архетипа Творца стоит учитывать такой факт, как готовность зрителей принять созданное.
Персональный
сайт,
Facebook и
Instagram Debra Rapoport
Доска на Pinterest’е, первоисточники фото можно увидеть там же.