Они стоят на задворках аэродрома Раменское парочкой, прижавшись друг к другу, как подраненные лебеди, которые не смогли улететь в теплые края и теперь готовятся встретить свою скорую гибель. Гордость великой страны, два легендарных самолёта, на десятки лет опередившие свое время. Самая печальная участь - медленно умирать будучи брошенными и забытыми...
В свое время на создание Ту-144 были брошены силы всего СССР, над этим самолётом работали лучшие умы, все передовые предприятия и институты. Разработка сверхзвукового пассажирского лайнера повлекла за собой взрывной рост целых отраслей от авиационной промышленности до материаловедения.
Была развернута гонка технологий с зарубежными странами по накалу страстей не уступавшая гонке за покорение космоса. Наши отцы и деды смогли первыми в мире создать пассажирский самолёт, летавший быстрее звука.
Ту-144 стал великим достижением и настоящей гордостью нашего народа
Недавно нашему президенту задали вопрос о том, какие события полувековой давности ему запомнились. Владимир Владимирович ответил, что одно из ярких событий конца 1960-х - начала 1970-х годов - «это появление в нашем небе сверхзвукового гражданского самолета Ту-144».
«Он казался, ну, на самом деле и до сих пор кажется какой-то фантастикой. А тогда тем более это было что-то невообразимое», - поделился своими впечатлениями Путин.
Действительно, за прошедшие со времён Ту-144 и «Конкорда» полвека в мире не появилось ни одного подобного самолёта. Проект оказался не только передовым, но и очень дорогим. Развитие авиации пошло по другому пути, более тихоходному, но экономичному. Тем не менее разработки и технологии, примененные для создания Ту-144, пригодились и до сих пор используются при конструировании других типов самолётов, прежде всего сверхзвуковых бомбардировщиков и истребителей.
После сворачивания программы Ту-144 уникальные самолёты оказались на земле. Некоторые из сохранившихся экземпляров стали жемчужинами в авиационных музеях по всему миру.
Последним из Ту-144, поднимавшихся в небо, стал
борт с номером RA-77114, переоборудованный под летающую лабораторию - Ту-144ЛЛ. Это был совместный проект России и США. На Ту-144ЛЛ было выполнено множество экспериментов и установлены мировые рекорды.
В апреле 1999 года Ту-144ЛЛ с бортовым номером RA-77114 выполнил последний полет в истории Ту-144. С тех пор самолёт прикован к земле.
Рядом с Ту-144ЛЛ стоит брат Ту-144 с бортовым номером СССР-77115. После окончания летной карьеры ему повезло чуть больше, именно этот борт выставляется на МАКСе, это значит, что он регулярно проходит хотя бы косметический ремонт и покраску.
А на Ту-144ЛЛ не остаётся ни внимания, ни средств, хотя заслуг у него никак не меньше. С каждым годом самолёт ветшает и разрушается.
Но есть ещё люди, для которых история отечественной авиации - не пустые слова. Группа энтузиастов в Жуковском, в которую вошли авиаконструкторы, пилоты, лётчики-испытатели и другие неравнодушные к небу люди, отчаянно борется за сохранение этого уникального самолёта. Благодаря им удалось уберечь самолет от отправки на металлолом, сохранить
интерьеры, редкое оборудование и кабину самолета в полной комплектации.
Ради проектов по сохранению доставшегося нам авиационного наследия основан
благотворительный фонд «Легенды авиации». На счету фонда уже несколько реализованных проектов по увековечиванию памяти о людях и самолётах: Памятник «Авиаторам», Аллея Генеральных конструкторов,
самолет «Молния-1» и т.д.
Самый большой проект фонда «Легенды авиации» - установка памятника и создание музея Ту-144. Самолёт будет установлен в центре Жуковского.
Борт Ту-144 предлагается восстановить в оригинальной раскраске, как он выглядел до переоборудования в летающую лабораторию. До этого нужно провести множество реставрационных работ, увы, время не щадит даже легендарные самолёты.
Проект большой и сложный. К сожалению, силами горстки энтузиастов реализовать его невозможно. Здесь нужно взаимодействие властей, специалистов и привлечение финансирования. Фонд «Легенды авиации» пытается привлечь средства физических лиц и организаций, но темпы пока недостаточные, одной из причин является то, что проект по спасению Ту-144 находится, как говорится, «не на слуху».
Большая просьба ко всем, прочитавшим этот материал, постарайтесь распространить его, донести до чиновников, представителей бизнеса, меценатов, средств массовой информации. После заявления Путина эта история получила дополнительную актуальность.
Если кто-то может сделать посильный вклад в сохранение памяти о великом самолёте, можно
перечислить средства на сайте фонда. По более крупным вопросам лучше
обращаться в фонд, там работают потрясающие люди, отдавшие свои жизни авиации и делающие все возможное, чтобы сохранить нашу историю.
Заранее спасибо всем неравнодушным. Давайте вместе спасем нашу память и нашу легенду - Ту-144…
По возможности, поддержите эту публикацию + поделитесь в соцсетях. Эта тема достойна резонанса:
Вот еще публикации про отечественную авиацию, мне довелось полетать или побывать на многих типах:
Легенды авиации. Ту-144ЛЛ Легендарные Як-42Ан-124 «Руслан»: на борту тяжеловоза Полет на Ту-204«Атлант»: самолет-силачНа борту Ми-26 - самого большого вертолёта в миреАн-2 на лыжахОсобенности полета на Ил-76
Также я есть
в фейсбуке,
твиттере и
в инстаграме.
Подписывайтесь на
мой канал на youtube.
Мой
канал на дзене.