Из всех типов отечественных самолетов, до сих пор эксплуатируемых в гражданской авиации, Як-42 больше остальных остается в тени. Между тем, это уникальные машины, на которые стоит обратить внимание. Сейчас крупнейшим эксплуатантом данного типа являются «Саратовские авиалинии». Это не удивительно, если учесть, что массовое производство Як-42 было налажено именно в Саратове.
2. Базовым аэропортом для саратовских «Яков» является Саратов, но очень часто саратовцев можно встретить в аэропорту Домодедово. В парке авиакомпании находятся 14 бортов Як-42, из них 4 на хранении. Кроме «Саратовских авиалиний», Як-42 эксплуатируют следующие отечественные авиакомпании: Ижавиа - 8 самолётов, Тулпар-ЭЙР - 7 самолётов, Грозный Авиа - 4 самолёта, КрасАвиа - 2 самолёта, МЧС РФ - 2 самолёта. До недавнего времени несколько Як-42 были у «Газпром авиа», но авиакомпания отказалась от этого типа. Также несколько бортов летают в Иране, Китае, Пакистане и на Кубе.
3. Немного об истории Як-42. Данный тип разрабатывался с 1972 по 1980 год для замены популярного, но устаревающего Ту-134. В 1988 году начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом - Як-42Д.
4. Всего было выпущено 183 самолёта Як-42 (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе с 1977 по 1981 год, большая часть - 172 борта на Саратовском авиазаводе. В 2003 году производство самолетов Як-42 было остановлено, фюзеляжи невыпущенных самолетов были распилены на металлолом.
5. Конструкция самолета разрабатывалась для эксплуатации на самых разных аэродромах. Так для Як-42 не требуется такая длинная взлетно-посадочная полоса, как наиболее распространенным типам самолетов Boeing-737 и Airbus А319. Также для Як-42 не требуется аэродромный трап.
6. Технические характеристики Як-42: [для интересующихся]Фирма-производитель ОКБ А. С. Яковлева, тип среднемагистральный, узкофюзеляжный. Длина 36,38 м, размах крыла 34,88 м, площадь крыла 150 м². Крейсерская скорость 700 км/ч Максимальная скорость 0,75 M (810 км/ч) Дальность полёта 2900 км Высота полёта 9100 м Длина разбега 1800 м Длина пробега 1670 м Вес пустого 33500 кг Расход топлива 3100 кг/ч Удельный расход топлива 35,0 г/(пасс.·км) Экипаж: 2 пилота и 1 бортмеханик Число пассажиров (эконом) 120 Двигатели 3 × 63,74 kН Прогресс Д-36
7. Познакомимся с самолетом поближе. Для этого зайдем в ангар, в котором производится техническое обслуживание и ремонт воздушных судов.
8. Самолет действительно уникальный.
9. Этот борт техники аэропорта между собой называют «капля». После того, как саратовский авиационный завод перестал выпускать Як-42, а затем и вовсе обанкротился и закрылся, обслуживать этот тип стало очень сложно. Кажется, что только любовь к авиации позволяет техникам поддерживать жизнь в этих самолетах.
10. Надо сказать, что несмотря на недостатки, присущие Як-42, среди которых отмечается прежде всего низкая экономичность, у самолета были перспективы в развитии. Прорабатывались варианты замены двигателей, новой авионики, а также удлиненный вариант Як-42М, рассчитанный на 168 пассажиров.
11. К сожалению, планы по усовершенствованию Як-42 остались в прошлом.
12. Обойдем самолет сзади и зайдем внутрь по бортовому трапу.
13. Салон довольно короткий, компоновка 3+3.
14. На время ремонтных работ кресла заботливо укрыты чехлами.
15. Заглянем в кабину. Конечно, тут не встретишь кучу компьютеров. Теплые аналоговые приборы. Инженеры шаманят в кабине.
16. Дожидаюсь, пока кабина освободится, делаю еще один кадр.
17. Настоящий металлический штурвал с шикарным шильдиком «Як-42Д» по центру.
18. Такие же буквы, но крупнее на двери кабины.
19. Еще один кадр Як-42. В Саратов и обратно мы летели на более современном и комфортном Embraer-190, но всё равно очень хочется осуществить тот же самый перелет на отечественном Як-42.
Хочу сказать большое спасибо техникам, чьи золотые руки позволяют Якам до сих пор бороздить небо.
П.С. Интересные факты о Як-42: 1. Двигатели на Як-42 работают без реверса. Самолет садится с низкой скоростью, для торможения достаточно тормозов шасси и механизации крыла. 2. В грузинском городе Рустави списанный брат Як-42 - Як-40 переоборудован под детский сад (фото: www.kulturologia.ru).
3. Отечественный поп-деятель Сергей Минаев в пародии на песню шведской группы Yaki-Da спел следующие строки: Коль в непогоду не летают самолёты не беда, "Илы" не могут, а "Яки" да. Учитывая, что у «Яков» требования к аэродромам ниже, это очень похоже на действительность. 4. Еще были проекты транспортных вариантов Як-42.