это было в японии.
меня занесло туда с моей однокурсницей, с которой мы проучились вместе пять лет за одной партой.
анечка (то есть она) два лета назад широким жестом предложила мне лететь на выбор - или в тибет, или в японию. в непале по стопам гребенщикова она уже ходила, а вот я в японии не была ни разу. понимая, что на билет туда и обратно я не заработаю себе за всю жизнь, я выбрала острова, похожие на карте на морского конька.
в токио есть один небоскреб. их вообще-то там много, но этот - один из них. он весь покрыт рекламой. где-то глубоко внутри него есть фотостудия. там снимают в японском платье и гриме жадных до всяких развлечений европейцев. пробирались мы к этому небоскребу какими-то грязными задворками. мимо нас со свистом проносились поезда метро. по асфальту подростки праздно гоняли алюминиевые банки (мусор в токио - отдельная тема).
анечка категорически отказалась от грима, заявив, что свинцовые белила испортят ее нежнейшую кожу. ну а гейша без белил да еще и с чисто славянской внешностью - сами понимаете. "а вот ксюху мы нарядиииим..." - сказала анечка, ехидно сощурив глаза.
и меня стали наряжать, как куклу.
сначала подобрали волосы сеткой и одели в тонкий пеньюар. японка, тайно мечтающая о больших глазах, полчаса мазала мое лицо и шею белилами, рисовала поверх этого новые брови, кровавые губки и подводила глаза тушью, такой густой и жирной, что, наверно, ею в свободное время каллиграфы выводят иероглифы на свитках.
потом подвели к огромному зеркалу и обули в белые носки тоби. это такие варежки для ног, с отдельным большим пальцем, чтобы удобнее было надевать гэта. только вот меня почему-то оставили в носках и босой.
кимоно выбрала анечка, самое красивое, светлый шелк с лилово-серыми цветами.
но надеть его пришлось не сразу.
сначала мне к груди подвязали подушку, так что грудь исчезла вообще. сверху туго-туго зашнуровали плоский корсет - ни охнуть ни вздохнуть. потом надели нижнее кимоно. сверху обмотали широким толстым поясом, и снова обвязали веревками, для прочности.
только после этого помогли просунуть руки в кимоно.
напоследок осталось укрепить оби: сверху повязали широкий пояс, красный с серебристыми цветами, а поверх него другой - синий с золотистым рисунком, какой-то дутый, с немыслимой подушкой сзади. еще и трехцветным ремешком перепоясали
(японским аристократкам не позавидуешь - без служанок самой не оденешься). о том, чтобы самостоятельно сесть на пол для позирования перед камерой, нет и речи. в общем, "держите меня четверо!".
однако это еще не всё.
в финале мне принесли парик, убранный искусственными цветами. запыленные черные волосы на металлическом каркасе. это только так называется - "парик". на самом деле это настоящий шлем, весом килограмма в два. голова в нем наливается свинцом, а шея становится хрупкой, как у месячного ребенка.
ярко-красный зонтик, закинутый на плечо, весил не меньше. зато багряный в золотых цветах оги оказался просто нарядным бумажным складным веером.
во всей этой сбруе передвигаться можно было только маленькими частыми шажками. так я узнала секрет семенящей походки японских красавиц.
пока меня упаковывали, я следила за всем в зеркале. смотрела на себя и себя не узнавала. это была настоящая кукла - покорная, податливая, фарфоровая кукла с чужим лицом. от меня привычной не осталось ни мимики, ни походки. но почему-то в тот момент меня не покидало необъяснимое чувство, что я красива. я совершенно красива.
я была японкой не больше получаса.