Курс «Практическая цветокоррекция. Часть 1»

Feb 01, 2000 19:11


Этот курс предназначен для тех, кто хочет научиться обрабатывать изображения - фотографов, дизайнеров, специалистов по допечатной подготовке и просто людей, желающих сделать свои домашние фотографии более качественными. Мы не будем изучать, как работает Photoshop. Мы будем учиться работать с картинкой. Все приемы обработки универсальны, то есть, могут быть реализованы в любой программе, имеющей соответствующие инструменты. В качестве основной программы будет использоваться Adobe Photoshop.

Вам не потребуется глубокого знания программы: мы познакомимся со всеми необходимыми инструментами по ходу занятий. Но я предполагаю, что вы уже умеете ориентироваться в интерфейсе и выполнять общие операции (открыть/сохранить/закрыть файл, скопировать/вставить и т.п.), поэтому не буду тратить на это время.

Первая часть курса (8 занятий) посвящена неселективной обработке изображений. То есть, мы будем учиться обходиться без выделений и масок. Мы поговорим об особенностях нашего восприятия и поймем, зачем вообще нужна коррекция фотоснимков. Научимся анализировать изображения, определять существующие в них проблемы и ставить перед собой ясные задачи по их устранению. Освоим наиболее мощные инструменты цветокоррекции и комплексные методики их применения. И только когда вам станет понятно, что без маски уже не обойтись, и какие задачи необходимо решить с ее помощью, можно будет переходить ко второй части курса.

Занятие 1. Тоновая коррекция ч/б изображений


Полутоновое растровое изображение. Глубина цвета. Постеризация. Тоновый диапазон. Гистограмма. Две основные причины, по которым приходится корректировать изображение. Контраст - за что мы его ценим и как добиться его повышения? Кривые (Curves): интерфейс, принцип работы и приемы применения. «Черная» и «белая» точки изображения. Levels и Brightness/Contrast, их сравнение с инструментом Curves.

На первом занятии мы поговорим о реальности и ее отображении на фотографии. Что такое растровая картинка, какие характеристики она имеет и как они влияют на обработку и воспроизведение. В чем особенности нашего восприятия, какие процессы происходят при фотосъемке и почему в итоге «взгляд камеры» так сильно отличается от нашего с вами взгляда на окружающий мир. Какие изменения необходимо внести в картинку, чтобы сделать ее максимально похожей на то, что увидел бы человек, окажись он на месте камеры. Ответив на вопрос «Что надо сделать?», перейдем к следующему - «Как это реализовать?» Познакомимся с измерительными и контрольными инструментами (гистограмма и пипетка), научимся анализировать изображение, начнем работать с кривыми (Curves) и сравним их c другими инструментами Photoshop. Мы начнем работу с коррекции ч/б изображений, чтобы цвет не отвлекал от главного - освоения инструмента Curves, самого мощного и гибкого оружия цветокорректора.

Занятие 2. Основы цветовосприятия и установка цветового баланса


Баланс белого. Цветовая память и памятные цвета. Цветовое тело человека и его упрощенная модель - цветовой круг. Модель цветовоспроизведения RGB: какой цвет скрывается за числами в палитре Info? Цветовой баланс и его установка. «Белая», «чёрная» и «серая» точки цветного изображения.

На втором занятии мы добавим красок. Человек без физиологических нарушений зрительного аппарата при нормальной освещенности всегда видит мир цветным. При этом «видит» его не глазами, а мозгом: в нашей голове находится мощнейший процессор, занимающийся цветокоррекцией в режиме реального времени. Человечество еще очень мало знает о его внутреннем устройстве, но результаты его работы достаточно хорошо изучены. Какие сюрпризы преподносит нам цветовое восприятие? Каким образом можно задать цвет, как оценить его по числам из палитры Info, бывает ли цвет «правильным» и «неправильным», к каким цветам приводить изображение, и, наконец, как это сделать?

Занятие 3. Повышение яркостного и цветового контрастов


Auto-коррекция. Мастер-кривая, что скрывается за изменением ее формы? В чем плюсы и минусы использования мастер-кривой. Поканальное повышение контраста: реальные плюсы и возможные проблемы. Пипетки против ручных настроек. Разложение сложной коррекции на несколько этапов. Практические примеры обработки.

В этот раз мы продолжим разговор о работе с кривыми (Curves). Разберем работу Auto-коррекции и оценим возникающие при этом проблемы. Попробуем поднять контраст при помощи мастер-кривой и заметим неприятные последствия такого шага. Разберемся в алгоритме действия и оценим разумные области применения мастер-кривой, а так же случаи, когда ее лучше не трогать. Перейдем к поканальному повышению контраста и научимся определять необходимые для этого тоновые диапазоны в каждом канале. Рассмотрим, как при этом изменяются цвета, какие изменения нам выгодны, а какие нет, как сохраните первые и избавиться от вторых. И, конечно, практика! Вторая половина занятия отведена под разбор обработки «в живую», где вы не просто повторите изученный ранее материал, но и подсмотрите маленькие хитрости, ускоряющие и облегчающие работу.

Занятие 4. Затемняющие и осветляющие режимы наложения


Darken / Lighten, Multiply / Screen, Color Burn / Color Dodge, Linear Burn / Linear Dodge, Darken Color / Lighter Color.

В докомпьютерные времена фотографы наработали богатый опыт обработки изображений, манипулируя экспозицией и проявочными растворами. В Photoshop эти приемы можно реализовать, используя различные режимы наложения. Осознанное и грамотное применение подходящего режима наложения может существенно ускорить обработку, облегчить создание маски, реализовать недостижимые другими методами методики цветокоррекции и ретуши. На четвертом занятии мы подробно рассмотрим механизмы работы затемняющих и осветляющих режимов. Как изменяется яркость и контраст исходного изображения в различных тоновых диапазонах. Каким явлениям и фотопроцессам из реальной жизни соответствует каждый режим. Как наиболее удобно применять его на практике, максимально использовав положительные эффекты и избежав отрицательных. Как работа с режимами наложения вписывается в недеструктивную обработку изображений.

Занятие 5. Контрастные, разностные и цветовые режимы наложения


Overlay, Soft Light, Hard Light, Vivid Light, Linear Light, Pin Light, Hard Mix, Difference, Exclusion. Hue, Saturation, Color, Luminosity.

На этом занятии мы рассмотрим контрастные режимы наложения. Поймем, какие из них основываются на уже известных нам затемняющих/осветляющих режимах, а какие имеют собственный уникальный алгоритм. Разберем приемы практического применения контрастных режимов как «на полную катушку», так и «в полруки». Рассмотрим методику частотного разложения изображения и кратко обсудим открывающиеся возможности ретуши. Познакомимся с разностными режимами и наметим перспективы их применения при создании масок. И, наконец, встретимся с цветовой моделью HSB и базирующимися на ней цветовыми режимами. Основная задача четвертого и пятого занятия - дать вам четкое понимание работы каждого режима, которое позволит не отвлекаться на дополнительные объяснения при освоении более сложных приемов коррекции.

Занятие 6. Смешивание каналов


Сильный, средний и слабый каналы изображения - за что отвечает каждый из них при формировании картинки. Восстановление деталей при помощи содержимого отдельного канала. Перевод изображения в градации серого. Создание заготовок для последующих наложений в различных режимах.

На этом занятии мы вспомним, что цветное изображение - это результат взаимодействия нескольких черно-белых картинок. Узнаем, что такое сильный, средний и слабый каналы и какой вклад в формирование изображения вносит каждый из них. Научимся искать в каждом канале незаметные на первый взгляд детали и максимально их использовать. Комбинируя содержимое различных каналов, мы сможем получить не только качественное изображение в градациях серого, но и заготовки для коррекции с использованием различных режимов наложения.

Занятие 7. Коррекция с использованием режима наложения Luminocity


Luminosity-наложение как самый простой путь к раздельному управлению цветом и яркостью. Использование кривых и создание отдельных заготовок для него. Методы раздельного и одновременного повышения/понижения контраста различных деталей изображения. Нестандартное применение стандартных инструментов Photoshop.

Опираясь на материалах трех предыдущих занятий, мы будем учиться делать коррекции, которые невозможно реализовать простым применением инструментов Photoshop. Осветление и затемнение отдельных объектов изображения без изменения яркости остальных. Одновременное повышение контраста светлых и темных объектов. Повышение контраста одних и понижение контраста других элементов изображения, лежащих в близких тоновых диапазонах. И все это без долгого и утомительного рисования масок. Это может показаться мистикой, но именно для этого мы так серьезно разбирались с режимами наложения.

Занятие 8. Коррекция с использованием режимов наложения


Универсальная последовательность рассуждений: что изменить; какой режим для этого использовать; какую заготовку наложить; из чего ее сделать. Отдельные примеры обработки и универсальные методики: безореольное вытягивание светов; цифровая пудра; стероид для светов и теней; разложение на пространственные частоты.

Разовьем начатую в прошлый раз тему. И поговорим об использовании затемняющих, осветляющих и контрастных режимов. Чтобы упростить создание таких коррекций я придумал последовательность из четырех вопросов. Ответив на них, вы сможете быстро создать подходящую под конкретную картинку последовательность обработки. Вот это мы и потренеруемся делать на отдельных примерах. А заодно посмотрим, как некоторые частные случаи вырастают в универсальные методы обработки. И рассмотрим некоторые из этих методов.

Общая информация
  • Количество занятий - 8.
  • Длительность каждого занятия - 3 часа, с 15 минутным перерывом.
  • Занятия проводятся с использованием проектора.
  • Приемы и методики применения инструментов демонстрируются на изображениях, наглядно иллюстрирующих их сильные и слабые стороны и особенности работы.
  • Каждый слушатель получает конспект, представляющий собой комплект фотографий 20х30 см с основным иллюстративным материалом и краткими комментариями к нему.
  • На каждом занятии слушателям выдаются домашние задания для самостоятельного закрепления пройденного материала.
  • Возможный вариант их решения разбирается на последующем занятии.
  • Запись на диктофон разрешается и приветствуется.
  • Видеозапись не разрешается.
Отзывы слушателей
Previous post Next post
Up