Решила сделать поэтапку для склонных к педантизму нубов типа меня))). Сейчас профи начнут смеяться, так как я сама новичок и даже фарфору (под который собственно эти формы и сделаны) не нюхала, но я же и не называю это гордым словом "мастер-класс".
WARNING! это очень долгое и занудное чтиво!
Когда в надежде избавить себя от лишней подгонки отливок меня посетила идея сделать литник в центре одного из шарнироприемников, я решила, что я определенно гений, но как часто бывает, все придумали до нас и такие формы давно уже снимала Елена Акимова, а может быть и не только она. Но урока по ним нет, так что чего бы и не сфоткать, решила я. Есть шанс что кому-то пригодится, ну и для истории - потом сама поржу.
Так что вот))) опишу, как это делаю я.
1) В качестве подготовительного этапа хорошо бы подкопить пакетов Tetra pak (от молока, соков всяких). И очень удачно, если они окажутся разных размеров.
2) Детали конечно должны быть загрунтованы, особенно это касается деталей из застывайки. Я использовала акриловую краску - покрывала детали сотней тонких слоев (5 слоев одного цвета, потом 5 слоев другого, третьего и т.д., чтобы точно везде равномерно покрасить), но в этот раз решила под конец еще и автоэмалью для дисков сбрызнуть и стало очевидно, что автоэмаль рулит. Потом нужно несмываемым маркерам нарисовать линии разделения форм. Чем больше кусков, тем на самом деле проще (меньше шансов, что застрянет), поэтому форма из всего 2 частей требует максимума внимания и глазомера. Вообще важность этих линий сложно переоценить. Я вначале рисую их карандашом используя край влажной кисти как ластик, с умным видом долго-долго смотрю на них со всех ракурсов и проверяю, а уже потом обвожу маркером. Линия должна идти ровно посередине выпуклостей, прямо вот ровно-ровно. В противном случае может получится вот как - снимаешь одну половину - отлично выходит, радуешься, льешь вторую, она застывает, радуешься еще, открываешь, даже открывается (отделяется первая пустая половина), а потом с грустью понимаешь, что вот из второй блин деталь ну никак не достать. И все оканчивается сколами, необходимостью начинать с самого начала, выбросив красивую первую половину, да еще и может кончится поцарапанной или даже сломанной деталью. Так что лучше сэкономить гипс и нервы и уделить вдумчивому рассматриванию линий побольше времени.
3) Я использую пластилин. Говорят, что с глиной гораздо проще и чище, но я не пробовала.
Удобно перед началом пластилин подержать под горячей водой из под крана, а потом сплющить его в широкую толстую лепешку и вдавить в нее деталь. Между деталью и пластилином не должно быть щели (а то будет не только криво, но еще и гипс туда зальется), так что просто вдавить и удовлетвориться этим будет недостаточно, - нужно скатать колбаску выложить ее по периметру детали, хорошенько вдавить и в соответствии с линией разгладить инструментом формируя насколько возможно прямой и аккуратный угол. Еще кстати под горячей водой удобно удалять мелкие пуски гипса после формовки части.
На самом деле можно даже отступить 1 мм ниже линии, про запас, так как если линия все же неверна, то сколы на первой части легко срезать и зашкурить, а вот со второй уже ничего не сделаешь, см. выше.
Будущие втулки тоже прорабатываем из пластилина. Я делаю прямо по краю шарнироприемника. С самого начала надо стараться делать будущие втулки полукруглой формы. Хотя наверное вполне сойдут и "полуэллептической" )))
4) Дальше в ход идет пакет от сока или молока. Если он подходит по размеру, то вообще отлично. Если нет, то просто надо использовать две полоски и пару скрепок. У меня будет 2 втулки и литник в одной из них (в той, что к попе, так как тут приемник шире и там проще уместить литник). На этом этапе нужно помнить, что результате формы должны стоять вертикально в момент литья, так что нужно сделать что-то типа донышка с той стороны где литника нет.
Дальше вдавливаю пакет в пластилин, если он еще не совсем остыл, то это делается легко. Важно чтобы при этом пластилин не отошел от детали, а то, ну вы сами знаете. Ну и снаружи надо обложить по периметру пластилином, а если опалубка из 2 частей пакета, то там, где они идут внахлест прямо до самого верха следует пластилином замазать.
5) Дальше самое приятное. Гипс. Я использую ГВВС16. Но в начале неплохо понять сколько именно его надо. Деталь со всех сторон должна быть окружена как минимум 2.5-3 см гипса. Так что надо от наивысшей точки детали вверх отмерить это расстояние и сделать отметку на внутренней части пакета. А теперь идем в ванну и льем туда воду до этой отметки и переливаем ее в мерную емкость (заодно и сразу ясно, удалась ли герметичность))). Запоминаем сколько было воды в мерной емкости и переливаем воду в еще одну))), в емкость для смешивания гипса. Дальше в мерную емкость высыпаем столько же гипса, сколько было воды, мы же хорошо запомнили, сколько ее там было. Ну или может быть чуть-чуть больше гипса (мне говорили, что чем дешевле гипс, тем больше его надо на часть воды). И пересыпаем его в емкость с водой. Получается 1:1 (для других видов гипса может быть 1 воды:1.5 гипса). Мешаем. Если гипс высыпать в воду, а не наоборот, то мешать быстрее и проще. Так вот. Мешаем))) Я мешаю минуты две.
6) Дальше берем кисточку, наливаем немного гипса в опалубку и со всей присущей нежностью гладим деталь и особенно стыки детали и пластилина, чтобы там не осталось пузырьков. Гипс отлично отходит от детали и пластилина, так что можно вдоволь нагладиться, так как сейчас тут нет барьерного слоя крема, который можно случайно стереть. Дальше выливаем все остальное и стучим об стол, чтобы уж точно выгнать пузырьки. Оставляем все это и идем мыть кисточку)))
Можно вообще без кисточки, просто очень медленно лить гипс тонкой струйкой по стенке опалубки. Мне первый способ нравится больше, в нем как-то больше контроля, ну а для самых неизлечимых неисправимых педантов-неврастеников можно оба способа совместить.
Да. Возможно это излишне, но я саму деталь мажу кисточкой тонким слоем масла типа Johnson's baby (у меня японское для волос, но кажется они похожи), так как без него иногда у меня получалось нормально, но пару раз на детали оставался такой гипсовый налет и, соответственно, поверхность формы получалась не такая ровная, как поверхность детали.
7) Ждем. Я жду минут 30, если не свербит, то лучше больше, так как тогда гипс будет прочнее и менее вероятно, что он сколется при извлечении детали. Гипс должен успеть нагреться и остыть. Еще можно потыкать ногтем - если легко остается шрам, то рано.
Достаем. Чтобы избежать сколов на гипсе нельзя раскачивать вправо-влево, следует вверх тянуть. С пластилином-то легко, а вот когда будет 2 части гипса, уже очень и очень непросто. Снятие форм это вообще такое дело, тут всегда самый ппц остается на сладкое.
Если пластилин был хорошо выглажен, то смотрится уже неплохо.
8) Но мы все равно пройдемся ножичком. Это надо делать осторожно - угол должен быть прямым.
9) Дальше я использую вот такой инструмент, чтобы подравнять место для втулок. Линию между втулкой и деталью вообще нельзя трогать, так как она идет по краю детали и ее легко испортить.
Кстати должна признать, что возможно я оказываю вам медвежью услугу, говоря, что вот надо доставать детали и что-то там подрезать-подпиливать. Многие мастера принципиально не достают деталь, чтобы швы были как можно меньше. Я достаю по нескольким причинам: 1. по мне в конечном итоге так все же аккуратнее, 2. я использую пластилин и деталь при доставании в большинстве случаев остается в пластилине (хотя если всю деталь помазать маслом до вдавливания в пластилин, то все будет пучком), 3. тут меньше контроля ситуации - вдруг она застряла и не собирается доставаться вообще)). Конечно меня можно не слушать, так как я еще не лила фарфор, но также делают многие мастера-шарнирщики.
10) Прорезаем замки. Замков много не бывает.
По совету Илены Ельиной я использую ложку. Вот уж кстати
мастер-классы так
мастер-классы!
11) От гладкости этой половины полностью зависит гладкость второй половины, поэтому идем в ванну и немного шлифуем. Такое количество гипса засора не сделает, но можно перестраховаться и сделать в тазике, а потом вылить его с балкона, ха-ха. Я использую пилку для ногтей, так как она жесткая и ей удобнее делать плоские поверхности. Но при этом я не касаюсь пилкой края, ведь он уже выровнен ножом, а пилкой большой риск его скруглить, что совершенно неприемлемо.
Дальше я использую шлифовальные губки 3М (красную и зеленую) они водостойкие и очень удобные.
Складываю губку вчетверо и обрабатываю замки. Их как раз нужно скруглить, тогда меньше вероятность, что выпуклость отобьется при открывании.
Дальше я осторожно промываю ее и протираю бумажной салфеткой. Внутреннюю часть и край вообще не трогаю.
12) Теперь надо сделать так, чтобы гипс второй части не слипся с уже готовой половиной. Я использую силиконовый крем для рук. Продается в аптеке, стоит рублей 20. Так же можно использовать вазелин, но я бы не советовала. У меня с ним однажды таки они слиплись. Да и разводы от кисти с ним гораздо более заметны на гипсе.
Зачем мазать силиконовым кремом сейчас, когда ни пластилиновых втулок ни детали еще не вставлено спросите вы. Я так делаю из-за того, что всегда остается риск, что гипс протечет под деталь (если ее непрочно вставить) или под пластилин. В этом случае он накрепко прилипнет к уже застывшему гипсу. Так как он еще и под эту половину протечет имеет смысл промазать еще и стенки и дно с внешней стороны. Так что я поступаю просто - мажу везде)). Слой конечно должен быть ровный (что не значит тонкий!), так все неровности отлично отпечатаются на второй половине.
13) Вставляем деталь (я ее опять мажу маслом ну или тем же кремом, предпочитаю масло потому, что оно растекается и точно никаких полос не будет) и лепим втулки.
UPD: возможно этот порядок неверен. Говорят, что лучше до второй половины сделать втулки, так как если в моем порядке (2 большие части, потом 2 втулки) может получиться так, что под давлением гипса втулок готовые половины немного разойдутся и будет щель. Но мне кажется этого легко избежать сильно стягивания половины резинками. Возможно мне только кажется))) когда попробую отливать все станет на свои места. Все это я подробно напишу и покажу. Вобще если Вы новичок, почитаейте сначала что из этого всего вышло в следующих постах, а потом уже думайте, нужен ли Вам вообще такой способ!
Проверяем ее форму, все должно быть ровным. Хотя с этой стороны в отличие от той, что к детали можно будет потом подправить ножом.
14) Еще раз промазываем кремом, стараясь, чтобы в отверстиях замков он ровно лег и не собирался толстым слоем на стыке, так как это самое важное место. Отрезаем еще одни один кусок пакета от сока. Хотя он такой же как и первый упихать в него гиповую часть непросто, поэтому я срезаю риски на углах и неровности срезаю, если есть, чтобы влезло. И дальше опять все это вдавливаем в лепешку из пластилина.
С наружной части тоже пластилином укрепляем.
15) Льем. Я не измеряю водой объем как в первый раз, а просто вспоминаю сколько в тот раз использовала и делаю столько же. Достаем, отрезаем лишнее лезвием. Скругляем углы ножом.
Достаем пластилин.
Дальше я немного шлифую, это необязательно, но просто приятнее работать если красиво полчается. Чтобы разделить формы я поступаю так. В ванной, где я шлифую я складываю коврик на полу втрое и несколько раз осторожно стучу формой по нему пока не появится трещина. А потом открываю, опять же раскачивать из стороны в сторону нельзя, а то сколется. Надо просто тянуть половинки в разные стороны.
Дальше можно поступить двояко. Достать деталь и быть уверенным, что она не застряла или оставить ее во второй половине и доделать втулки. Я достаю)))
16) Дальше делаем втулки. Для литника я использую шпажку, так как у меня в детали специальное отверстие по ее размеру и сверху надеваю трубочку, чтобы получить отверстие пошире. По идее можно сделать цельную втулку, а потом просверлить отверстие литника, но у меня дремель с короткими сверлами.
Фиксируем пластилином. Две половины формы, конечно, должны быть крепко стянуты резинкой.
17) Ну и заливаем гипсом. Я опять использую кисть, чтобы без пузырей.
И потом вторую втулку. Заливаю с запасом, сверху тоже стоило с запасом залить.
Когда застынет отколупываю лишнее чтобы уменьшить сопротивление и разделяю формы при помощи коврика в ванной)))
18) Открылось, ура!
Достаем втулку и расширяем литник дрелью или ножом. Я использую нож, для дрели, возможно, следует гипсу дать полностью высохнуть.
Дальше шлифуем снаружи. При этом я всегда чувствую себя МОРЕМ. Я моооре, я шлифую кааамни... шлифую кааамни... Я люблю гальку и люблю пошлифовать. У меня богатый опыт - я работала мастером по наращиванию искусственных ногтей.
Внутри конечно ничего шлифовать уже нельзя. Если только по самому-самому наружному краю пару раз шлифоватьной губкой пройтись, чтобы просто не порезаться потом. Еще при шлифовке я поняла, что стоило сделать один замок в большой втулке, но не больше одного с каждой стороны. На самом деле в нескольких формах до этого я их делала, но они себя не оправдали - втулки были такие маленькие и легкие, что это было ненужно, а эта большая и вполне может выпасть.
Моем щеткой (зубной) с мылом, чтобы смыть остатки крема.
.
Та-да-ам!
Ура, товарищи!
Радуемся результату своего труда, туго стягиваем резинкой и оставляем сушиться.
Спасибо, что прочли до конца!