Могу ли я, рассказывая о Томске, обойти стороной Томский университет и все, что с ним связано? Ведь не будь университета, я бы никогда и не познакомился с городом, навсегда ставшим для меня самым любимым. Разумеется, в эту поездку я не мог не посетить "места боевой и трудовой славы".
Так как жили мы в уже упоминавшемся поселке Зональный, то, заезжая в Томск, неизменно оказывались на площади Южной. Томичам, разумеется, известен тамошний студгородок, в общагах которого я прожил восемь далеко не самых худших лет моей жизни.
Сама Южная очень изменилась за те 10 лет, что я там не был. Понастроили кучу краснокирпичных башен. Скажем, возле трамвайного кольца, там, где некогда располагался пивной ларек под поэтичным названием "деканат". Кстати, обратите внимание, что единицы времени, на которые сдаются квартиры, варьируются от часов до месяцев. Годы отстутствуют. Год - это слишком большой промежуток для студентов.
В непосредственной близости от общаг находится все, что нужно студенту для полноценной жизни: Coffee shop Копиshop, аптека и, конечно же, свежее мясо.
Парочку новых домов умудрились даже втиснуть между общежитиями, на место пустыря, где обычно гоняли в футбол. И не только. Летом, например, там по приколу маршировали вернувшиеся с военных сборов студенты - четверокурсники. А в одну из коротких летних ночей 1988 года вся Южная была разбужена многоголосым ревом, раздавшимся дважды с интервалом в несколько минут где-то в половине четвертого. Это Литовченко и Протасов забили по голу итальянцам в полуфинале Чемпионата Европы. У нас шла прямая трансляция из Германии. Ну а теперь, пожалуй, и из окон друг другу не покричишь и не помаршируешь. Хотя прямые спортивные трансляции в ночное время продолжаются. Так что обитателям этих вклинившихся домов я не очень завидую :)
Но несмотря на появившиеся столь внушительные и солидные строения, трубы теплотрассы, пролегающие между общагами, совсем не изменились за 30 лет. Как и мостики через них. Все такие же, с недостающими кое-где ступеньками. Собственно, и сами общаги внешне ничуть не изменились.
На месте и столовая "Дружба". Только она носит ныне гордое название "Институт инноватики. Студенческий бизнес-инкубатор". Предприятий общепита в этом инкубаторе не осталось. Зато теперь там собираются местные чгкшники! Мог ли я предположить 30 лет назад, что буду играть Пляжный кубок по ЧГК в бывшем диетическом зале "Дружбы" на первом этаже?
Долго ли, коротко, а добрались мы и до родного общежития номер 7 на улице Лыткина, 12 - "семерки", где в мире и согласии (как правило) уживались три универовских факультета: геологи, химики и мы, приматы. (В 90-е туда добавили еще и аспирантов, без привязки к факультету, так что мне годик довелось пожить там и будучи в аспирантуре).
Ну а бОльшую часть из прожитых в семерке лет (5 из 7, если мне не изменяет память) я жил в комнате 2-40 - последней комнате на втором этаже перед умывальной. Вот оно, ее окно, второе слева на втором этаже.
Увы, увидеть свою комнату мне удалось только снаружи. На вахте я был остановлен бдительной наследницей бабы Тани - нашей бессменной вахтерши. Сама вахта выглядит более внушительно, чем в наше время. Через сваренную из труб вертушку не перескочишь, как раньше. У вахтера стоят экраны камер наблюдения.
На мою просьбу войти до меня было доведено, что в общежитии ремонт и посторонних не велено пущать. (Как будто без ремонта бы пустили!) Мое замечание: "Какой же я посторонний, я тут 7 лет прожил!" не помогло. В общем, пришлось довольствоваться фотками из-за решетки доски с приказами, объявлениями и информацией, а также сводом правил для студентовъ Императорскаго Томскаго университета. Интересно, многие ли из этих правил соблюдаются по сей день?
Вот, одно из существенных изменений: были открыты обе входные двери. В мою бытность жильцом общежития, открывалась только одна, а вторую держали заколоченной. Может, это из-за ремонта такая роскошь?
И наши соседи! Они остались прежними. Как говорилось в одном из ходивших среди студентов стишков:
"А из нашего окна зона с вышками видна!
А из нашего окошка - только Лыткина немножко."
Зона с вышками видна и по сей день и, похоже, вполне себе функционирует. Совсем близко подходить фотать я не стал, кто его знает, что у этих караульных с вышек на уме. А патроны у них вполне настоящие, в этом как-то имели возможность убедиться девчонки одной из комнат, когда кто-то из солдат, балуясь, пальнул в сторону общежития. Пуля пробила окно и застряла во встроенном шкафу - октане. В общем, соседи у нас были добрые, отзывчивые, хоть и не часто в гости приходили.
Посмотрев все основные достопримечательности Южной, включая Пентагон и базарчик рядом (это как раз там, где мы ели блины и ягоды из предыдущего поста), мы отправились к другому знаковому, на этот раз для Тани, месту - ее политеховской общаге на Вершинке. В отличие от универовской, тамошняя вахтерша оказалась вполне доброжелательной и на просьбу нас впустить ответила согласием, даже как бы извиняясь: "У нас тут, правда, ремонт". В общем, универ был в очередной раз посрамлен политехом, увы. Воистину, два мира - два Шапиро :)
Резонно рассудив, что и там и там коридорная система, следовательно, принципиально наши общаги сильно отличаться не должны, я пошел фотографировать и показывать Мише всякие места общего пользования, пока Таня со своей одногруппницей-однокомнатницей позировали у дверей своей комнаты.
Итак, святая святых общежития АВТФ ТПУ.
Человек, заглянувший на четвертый этаж, сначала идет по длинному-длинному коридору
Пойдет направо - песнь заводит:
Налево - сказки говорит:
И я там был, мед-пиво пил.
В общем, мне сложно судить, что там было до эпохи исторического материализма, я в этой общаге не жил, да и не бывал практически, но подозреваю, что общий интерьер изменился не сильно. Так что молодежь получила представление о быте своих родителей.
Но быт или не быт, а надо ж и сам универ посмотреть. В первую неделю, правда, мы никак до него добраться не могли, хотя были на ближних подступах к Университетской роще неоднократно. Но зато потом удалось побывать аж дважды.
С главным корпусом произошли два видимых изменения.
Во-первых, университету добавили годик. Во времена моего студенчества годом основания, запечатленным на левой табличке, считался 1880. Сейчас - 1879. Впрочем, это вроде еще в 90-е поменяли.
А во-вторых, исчез памятник недоучившемуся студенту, чье имя довольно долго носил ТГУ - Куйбышеву. Говорят, когда-то перед входом в главный корпус красовался фонтан. Потом его сменила каменная фигура Валериана Владимировича. И это совсем не фонтан! Ну а в наше время, видимо, чтобы не зависеть от направления историческо-политических ветров, вообще решили просто разбить газон.
А вот для чего служит странная футуристическая полусфера я не полюбопытствовал. Или полюбопытствовал, но забыл. Может, кто из читателей просветит.
Ну а внутри все то же самое, да и как иначе? Особенно явно отсутствие изменений бросается в нашем втором корпусе.
Хотя вот двери на деканате и кафедрах обновили:
В связи с введением поступления на основе ЕГЭ вступительные экзамены теперь отменили. Поэтому, несмотря на то, что мы были в самое что ни на есть абитуриентское время, университетские корпуса были практически пусты. Так что я всего лишь постоял перед закрытыми дверями своей кафедры и знаменитой 302-й лекционной аудитории и заглянул в деканат, оказавшийся в одно из посещений открытым, но лишь для того, чтобы убедиться, что знакомых там нет.
Больше всего меня расстроило отсутствие преподавателей. Из знакомых повстречал только декана Факультета Информатики - некогда ездили с ним вместе на конференции, когда я еще был аспирантом, а он не был деканом. Сказал, что меня помнит, правда, несколько неуверенно :) Впрочем, говорить мне с ним особо было не о чем, тем более, что о его факультете я за несколько дней до того порасспрашивал у своей одногруппницы, работающей там замдекана. Как я понял из разговоров с ней, да и с другими ребятами, имеющими отношение к высшей школе, основная проблема - это старение преподавательского состава. И действительно, на дверях кафедр - сплошь знакомые фамилии, те, что еще меня учили 30 лет назад. Причины этому мне разные люди называли разные: то ли молодежь сама не хочет идти в науку, то ли старики держатся за свои ставки и не хотят их делить с новичками. Скорее всего, и то, и другое, но так или иначе, непонятно, кто ж будет учить студентов одного из ведущих российских университетов лет через 20.
Во второе посещение мы еще и погуляли по ботаническому саду с одногруппником. Там очень классно, и я не был там настолько давно (со времен учебы), что просто забыл о его существовании. А так бы обязательно пошел с семьей. Из-за моей забывчивости семье пришлось довольствоваться только прогулкой по Университетской роще, что тоже очень приятно. Кстати, там до сих пор стоят каменные бабы с рюмками в руках!
Но появились и новые обитатели - белочки! Возможно, меня сейчас поправят, но я не помню, чтобы они жили в Университетской роще 30 лет назад. Ну то есть к отдельным "переучившимся" студентам белочка, конечно, могла прийти. Но чтоб вот так, в прямом эфире!
И кстати, не только в роще! То ли экология в городе улучшилась, то ли белки стали выносливей, то ли в лесу жрать стало совсем нечего, но мы встречали рыжехвостых кроме университета еще в двух местах. В Лагерном саду, что, в принципе, не так удивительно - там и деревьев много, да и окраина города это, в принципе. Но вот то, что они перебегают оживленную улицу Нахимова и крутятся на остановке напротив Лагерного - это для нас было новостью. Ну и совсем не ожидали мы повстречать белочек возле нашего бывшего дома в конце Фрунзе! Там и деревьев-то особо нет. Может, их из школьного живого уголка на лето на вольные хлеба выпустили?
Так или иначе, университетские белочки чувствуют себя вполне вольготно и людей не сильно боятся, хотя с рук их покормить нам так и не удалось. Сцена знакомства Миши с Белкой запечатлена ниже. По-моему, они взаимно удивлены.
- А че это вы тут делаете? Фильм Пост - то кончился!