![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e5/Russian_prince_takes_tribute_by_Roerich.jpg?uselang=ru)
1. Как водится, очередная лермонтовская годовщина* добавила работы финансистам и центробанкирам, которым предстоит интегрировать 2 новообретенных субъекта федерации в налогово-бюджетную и денежно-кредитную систему. Пока ЦБ и его департамент по работе с населением - Сбербанк - похоже, отмалчиваются.
Сообщено только, почему-то
устами А. Г. Силуанова, что до 1.01.2016 рубль и гривна смогут ходить параллельно, при этом обмен украинской валюты на рубли будет производиться до начала 2015, а с его начала использование наличных и рублей, и гривен в расчетах юрлиц и ИП будет ограничено нормами, действующими в РФ. Но нет ясности (возможно, только у меня), что будет с депозитами резидентов Крыма и Сев-ля (физ. и юр.) в филиалах украинских банков, включая - валютные, если они будут заморожены, следует ли в этом случае исполнять обязательства по кредитам, каким образом ЦБ намеревается использовать полученную в результате обмена гривневую ликвидность и т.п.
Между тем, Минфин существенно более открыт в информационной политике.
Сергей Шаталов пообещал, что правительство определится с налоговой системой Крыма к началу апреля. Основные вопросы - НДС на поставляемые из России товары и материалы, будут ли они считаться экспортными и возвращаться из бюджета, либо переноситься на цены покупок и оплачиваться резидентами региона? Аналогичный вопрос должен быть решен и по отношению к крымско-украинским торговым операциям.
Плюс вопросы взимания таможенных пошлин, акцизов и распределения налога на прибыль (зам. министра высказал предположение, что последний пункт может быть «закрыт» по старым - украинским? - правилам.). Только после решения этих вопросов, по мнению С.Ш., могут быть поставлены вопросы введения специальных налоговых режимов, в частности, зачисления в бюджет новых субъектов РФ всех налогов, которые будут собираться на их территории.
Тем временем, Госсовет Крыма
увеличил бюджет республики в два раза - с 5.4 млрд. грн. до 11.5 млрд грн. С 17 марта 2014г. НДС, который ранее зачислялся в государственный бюджет Украины, остается в Крыму. Расходы выросли с 5.269 млрд. грн. до 11.375 млрд. грн. (увеличение эквивалентно 15 млрд. руб.), с у четом того, что государственный бюджет Киев прекращает на территории Крыма исполнять обязательства, в том числе пенсионные.
![](http://ic.pics.livejournal.com/zhu_s/17312967/503276/503276_original.png)
Однако по расчетам, озвученным
вчера Силуановым, эти 15 млрд. увеличения - «смешная» сумма, а реальный дефицит бюджета Крыма составит 55 млрд. руб., из которых 10 придутся на Севастополь (по-видимому, предполагается немедленно довести пенсии крымчан и зарплаты бюджетникам, особенно полиции и военнослужащим, до российских стандартов, чтобы закрепить их электоральную поддержку - возможно, в связи с включением в Конституцию РФ дополнительных субъектов будут объявлены новые федеральные выборы). Средства на финансирование предлагается брать из 243 млрд., зарезервированных в бюджете на случай стихийных бедствий, вроде прошлогоднего амурского разлива.
Ясно, что министр включил сюда лишь текущие расходы, которые будут оформлены как межбюджетный трансферт, без учета затрат федерального бюджета на замещение действующей украинской инфраструктуры, если она будет отключена (электро-, газо-, водоснабжение, железная и автодороги, обустройство границы), которые могут оказаться на порядки больше, а также возможные расходы на компенсацию вкладов крымчан в украинских банках, если они будут утрачены. В сегодняшнем выступлении в РССП министр уже
дезавуировал вчерашнюю цифру, заявив, что оценки допрасходов пока нет.
2. Велика ли бюджетная цена крымского «порося», купленного «бабой, у которой и без того хлопот не то, чтобы совсем не было»? По итогам прошлого года, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и поддержание сбалансированности северокавказских республик (вкл. Адыгею) составили 128.1 млрд. руб., (Сюда не входят выплаты из Пенсионного фонда). Так что «дань», уплачиваемая Крыму, будет в 2-ое меньше кавказской. Основными получателями дотаций на Кавказе были Дагестан и Чеченская республика - 46 и 44 млрд., при этом надо иметь в виду, что указанные дотации не покрывают весь трансферт из федерального бюджета регионам.
Кроме них, присутствуют еще целевые дотации на содержание ЗАТО, а также субсидии и субвенции на финансирование из региональных бюджетов общероссийских программ и функций (вроде содержания детей-сирот и обеспечения жильем ветеранов). С ними трансферт Северо-Кавказскому ФО, включающему помимо 6 национальных республик еще и Ставропольский край, составил 258 млрд. руб. (10% от всех межбюджетных трансфертов в регионы), в т.ч. Чеченской респ. - 60.3 млрд., Дагестану - 76.8.
* 1914 - 100 лет с д.р. М. Ю. Л.; 1941 - 100 лет со д.с.; 1964 (150, первый и пока последний прецедент смены руководителя страны не по биологическим причинам); 1991 (150 с д.с.) -перерыв в работе «коммунистического империализма» (ц, Тухачевский); 2014 (200) - окончание перерыва? ** Включая баланс территориального государственного внебюджетного фонда.