…на сегодняшнем заседании Совета директоров*. Это можно прогнозировать, исходя из относительных весов целей по инфляции и поддержанию максимального устойчивого уровня производства в экономике, которыми регулятор фактически руководствовался в решениях по денежно-кредитной политике, начиная с февраля 2009. Мы оцениваем их на основе регрессии ставки денежного рынка, которую условно можно считать целевой ставкой ДКП, по уровню (базовой) инфляции за 12 мес. (с учетом тренда на постепенное снижение целевого диапазона по инфляции) и (сезонно скорректированного) уровня безработицы.
В настоящее время ставка МБК (в среднем 6.06% год за первые 2 недели марта) находится несколько выше нашего расчетного уровня, главным образом, из-за прекратившегося в начале года снижения безработицы, которое, возможно, сигнализирует о снижении потребительской и деловой активности. В то же время базовая инфляция за 12 мес. в течение последнего полугода остается примерно постоянной (5.75%, и даже с небольшим трендом к снижению), и укладывающейся в целевой диапазон. (Общая инфляция в марте может развернуться к снижению и составить в формате «за 12 мес.» 7.2% при помесячном сезонно скорректированном уровне в 6% год.).
Правда, разрыв фактического значения целевой ставки от предсказываемой на основе регрессии по соотношению («инфляция-безработица») не так велик, и стало быть, вероятность снижения ставок не слишком высока. Но она выше, чем на предыдущем заседании СД 12 февраля. В любом случае, ЦБ, по-видимому, продолжит дифференцировать условия кредитования физлиц и предприятий, добавив к повышению резервов на возможные потери по ссудам (РВПС) для розничных заемщиков, которое уже произошло, также снижение их для корпоративных.
Важно подчеркнуть, что такое решение, если оно состоится, никак не будет связано с принципиальными сдвигами в денежно-кредитной политике в свете недавно озвученных кадровых планов. Думаю, что общие ориентиры этой политики - цель по инфляции в 5-6% в 2013 и 4-5% в 2014-15 (соотв. 4.7-5.7% и 3.6-4.6% год. по базовому индексу потребительских цен), а также планы перейти с 2015 к полностью рыночному курсообразованию, отказавшись от ныне действующих операционных ориентиров при проведении валютных интервенций - вряд ли изменятся.
Конечно, могут поменяться веса в «краткосрочной функции» реакции ставок на инфляционную ситуацию и показатели экономического роста. Но станет ли Набиуллина большим краткосрочным «голубем» или, напротив, «ястребом» в денежно-кредитной политике, чем Игнатьев, сказать пока сложно. Вряд ли можно судить об этом по прошлым высказываниям Н., ведь точка зрения (особенно публично озвучиваемая) зависят от участка, за который отвечаешь. Я думаю, если даже А.Клепача посадить на Минфин, он тут же перестал бы долдонить о животворящем бюджетном дефиците, а обернулся бы фискальным ястребом, изыскивающим доп.налоги для финансирования пенсий.
* Если такие изменения произойдут, то наиболее вероятными кандидатами на снижение выглядят минимальные ставки по аукционам прямого РЕПО (сейчас 5.5% год. на 1 день) и фиксированные ставки по ломбардным кредитам и операциям прямого РЕПО (6.5% на 1 день). Соответственно снизится и ставка рефинансирования (овердрафта по остатку на корсчете, выходящему за пределы опердня, сейчас 8.25% год.), имеющая скорее сигнальное, чем операционное значение.
Доп. 15.03.2013. 12:20. Оставили
без изменения. Еще одно важное соображение, которым, по-видимому, руководствуется регулятор - подойти к моменту повышения тарифов на услуги в июле с более низким (ближе к 6%) показателем 12-месячной инфляции, т.к. он будет заложен в расчеты этого повышения. Поэтому наиболее реалистичным по-прежнему остается переход к снижению ставок не раньше второго полугодия, и даже - 4-ого квартала с.г.