Вероятно, в этом году впервые за 21 постсоветский год в России статистка зафиксирует не естественную убыль, а естественный прирост населения - правда, в любом случае то или другое будет около нуля. Население России растет второй год подряд, но в прошлом году это было следствием исключительно миграционного прироста, а если быть точным - некоторой статистической манипуляции. К постоянному населению России стали относить мигрантов с 9-месячным «стажем» проживания (в нынешнем году эта методика дала увеличение потока «эмигрантов» из России за счет таких «9-месячников», что видно на графике 1).
Смена естественной убыли на естественный прирост вышла из-за роста рождаемости. Смертность тоже продолжила снижаться, но даже скромнее, чем в прошлые года из-за регистрации с апреля с.г. рождения и смерти младенцев с экстремально низкой массой тела - раньше они не учитывались. При этом структурный фактор, наоборот, способствует снижению к-та рождаемости. Удельные веса женских когорт с максимальной частотой рождений снижаются в общей численной населения, это т.н. «демографическое эхо» провала рождений в начале 90-х. По-видимому, причины роста рождаемости чисто экономические и связаны с эффективностью мотивации деторождения через материнский капитал и другие льготы (предоставление бесплатных земельных участков под ИЖС и др.), подобно тому, как в СССР мощным стимулом рождаемости была возможность встать в очередь на улучшение жилищных условий.
Наблюдаемая тенденция, на мой взгляд, неоднозначна. Ведь в мотивировании рождаемости экономические соображения существенны, прежде всего, для семей скромного достатка, и в частности - для «женщин трудной судьбы», где материнский капитал часто становится существенным источником пропитания и пропивания. Остается надеяться, что младенцы, рожденные в таких многодетных семьях, все же вырастут в итоге добрыми, умными и порядочными людьми, а не пополнят соответствующие исправительные учреждения. Более подробно причины наблюдаемых демографических процессов и различные точки зрения на них разобраны в
недавней статье Ивана Рубанова в Эксперте.