Помещу небольшое алаверды на
запись uzhas_sovka на близкую к указанной в сабже теме (голод и зерновой экспорт, как причина его). Как водится - мало данных, но много пафоса, обличающего правящих в России выродков, что сейчас, что 100 лет назад. Ну, пафос нам не интересен, а вот данных сейчас в интернете много, и почему бы на них не посмотреть? Воспользуемся статистическим справочником «Внешняя торговля СССР за 20 лет 1918-1937». М. 1939 (составители С.Н.Бакулин и Д.Д.Мишустин), любезно отсканированным и
выложенным неизвестным донором.
В отличие от советской статистики производства и доходов этого времени, представлявших собой сконструированную с помощью нехитрых приемов фантастику, статистика внешней торговли, даже в части стоимостных показателей, вполне корректна. Рубль, фигурирующей в этих расчетах, представляет собой просто результат пересчета валютных операций по известным фиксированным курсам, см. пояснения на графиках. А с 19.07.37 он был привязан к доллару США и вполне официально по курсу 18.87 центов за рубль (5.3 руб. за долл.*), пока разобиженный на США Сталин 1 марта 1950 не отменил эту привязку и не ввел золотой стандарт для рубля - 0.222168 г. чистого золота. Странная эта цифра опять-таки определялась курсом 4 рубля за долл., который вождь установил из каких-то, ведомых одному ему соображений.
Не имея, по техническим причинам, возможности сколько-нибудь подробно комментировать статистику, ограничусь 3-мя графиками и 2-мя замечаниями, состоящими в следующем. Во-первых, экспорт СССР в 30-е годы был по нашим нынешним меркам крохотным. За 9 лет сталинской революции от «великого перелома»-1929 до «большого террора» -1937 (включительно) вся экспортная выручка составила, по ориентировочному подсчету, 49.5 млрд. долл. в современном масштабе цен. Столько сейчас Россия на пике нефтяных цен зарабатывает за месяц. Это немного объясняет разительный контраст в уровне жизни тогда и теперь, хотя и не полностью, конечно.
Во-вторых, зерно не было единственной и даже главной опорой сталинского валютного баланса. В 1928-29 зерно практически не вывозили вовсе из-за срыва хлебозаготовок, а в 1932-36 доля зернового экспорта в экспортной выручке составляла лишь 6.3% (в России 1909-12 около 40%), падая в «годы голода» (1934, 36) до 2-3%. Кроме того, зерно ввозилось в небольших количествах из Персии. В условиях глобального кризиса, разразившегося в 1931, мировая торговля была парализована, денежные расчеты сменились бартером и потоками золота. Кроме того, после 1933 ухудшились отношения с основным торговым партером и кредитором - Германией, хотя СССР некоторое время всеми силами старался их сохранить, закрывая глаза на антикоммунистическую риторику Гитлера.
Поэтому простая, существующая в массовом представлении, цепочка «коллективизация дала валюту для закупок оборудования, необходимого для индустриализации», не выстраивается. Коллективизация дала поток бегущией из колхозов в город рабсилы и хлеб для ее питания - это да, но это и все. Никак не подтверждается статистикой и искусственное происхождение голодомора 1932-33 в результате увеличения экспорта хлеба для подавления крестьянского сопротивления колхозам, как и «малого» голода 1936, когда подавлять было уже особенно некого.
![](http://pics.livejournal.com/zhu_s/pic/001fkc7z)
![](http://pics.livejournal.com/zhu_s/pic/001fh54e)
*До этого курс рубля привязывался к французскому франку, очевидно, в память о неформальном присоединеии Росс.империи к тогдашнему "евро" -
Латинскому валютному союзу. Но послевоенный франк сам уже был нестабильной валютой, превратившись в 1928 из наполеоновского "франка жерминаль" в "франк Пуанкаре", девальвированный (к золоту) в 5 раз против довоенного уровня.