О волнах и - последний раз - о курсе

Nov 21, 2010 04:01


Нынешний короткий, обычно они длятся 3-4 месяца, цикл подъема в промышленности (России), наверное, уже четвертый за полтора послекризисных года, за которыми следовали торможение или полная приостановка роста. Он любопытен тем, что как и самый первый - лета-осени прошлого года - связан с экспортным спросом, хотя и не целиком, как было тогда. И, стало быть, может отразиться (а, может быть, и уже отражается) на движении курса рубля. Ниже - несколько внешнеторговых графиков (к сож., относящихся к реалиям полутора, а то и двух месячной давности - более-менее полная статистика из этой сферы ходит медленно, а с тех пор многое там изменилось), ради которых собственно и сделана запись - все слова тут уже писались по разным поводам не раз, и ничего особо нового в себе не несут.

Можно довольно четко проследить места, откуда зажигался «зеленый свет» в этой stop-go policy. Сначала - летом-осенью прошлого года - нашу промышленность потянула за собой мировая экономика. Рост (причем выражающийся двузначными темпами в годовом исчислении) целиком концентрировался в экспортных производствах, «физическими носителями» его стали всего четыре сектора: металлургия, химия, добыча газа и угля. Никаких внутренних причин для этого роста не было. Можно сказать, что нашу промышленность подхватил и понес за собой мировой поток бюджетных стимулов, прежде всего - китайских инфраструктурных инвестиций, а также восстановление утраченных в кризис производственных запасов - как поставщик топлива и полуфабрикатов, российская промышленность получала максимальный бонус в этой фазе глобального оживления.

Где-то с октября прошлого года произошел перелом в динамике потребительских расходов и кредитования населения. Правда, в основном этот подъем утек за границу через расширение импорта, но что-то перепало и отечественной промышленности, в частности, прекратилось «умирание» потерявшего к этому времени 2/3 от объемов 2008 года автопрома. Но больше на этой стадии повезло торговле.

Новая волна роста «накрыла» промышленность весной, когда стало понемногу оттаивать строительство, и окончательно ожил автопром. Подъем был мощным, но недолгим. Летом мировая экономика стала остывать, и спрос на экспортную продукцию упал насколько, что индекс промышленного производства стал искать «второе дно» - темпы ушли в минус. Глядя на августовские показатели экспорта в натуре, а они кое-где довольно близки к кризисному дну какого-нибудь ноября 2008 года, остается только удивляться, как туда же вслед за ними не покатились и экспортные цены - видимо помогли инерция и опять-таки «накачки» не наших денежных властей.

Однако в аномалиях лета нынешнего года, как видно, усыпившего экономическую активность не только у нас, крылась и заготовка будущего подъема. В сентябре-октябре, мировая экономика, хотя бы частично и «клоками», очнулась от летней дремы, а пожары, уничтожившие жилой фонд в России, подняли с колен стройиндустрию. (С августа строительство держит темп расширения 13-14% saar, это, конечно, не те 21-22%, котрые видели во время «бума» 2006-начала 2008 гг., но уже и не «лежание на дне», наблюдавшеся в течение предыдущего года.) Это, кстати, лишний раз подчеркивает, сколь «топорно» был сделан у нас антикризисный пакет стимулов. Ведь можно было, и не дожидаясь пожаров, увеличить бюджетные вложения в инфраструктуру, как это сделали китайцы, вместо того, чтобы загонять себя в угол вливаниями в нереформированную пенсионную систему, в сущности, ничего не давшими для стимулирования роста экономики, кроме неустраняемого бюджетного дефицита и очередного витка инфляции.

Именно в этих секторах - экспортно-ориентированных металлургии, химии, добыче и переработке топлива, и продолжающем расти, хоть и не такими темпами, как весной, автопроме - и «сделан» в основном нынешний подъем. В октябре к ним присоединилось производство машин и оборудования, два года находившееся в глубочайшем «дауне», что, возможно говорит о том, что нынешний цикл подъема зацепил и производственные инвестиции (о том же сигналит и довольно быстрое расширение кредита предприятиям). В то же время наметившийся рост складских запасов, возможно, говорит о том, что предприятия в очередной раз переоценили спрос, и нынешняя волна роста, как и предыдущие, через некотрое время начнет выдыхаться.

Примечание: На графиках - динамика основных позиций российского экспорта «в натуре» (до августа включ.), которые вносили в суммарную выручку от экспорта товаров не менее 0.5% (в сумме они дают 72% дохода от экспорта, процент для кажной позиции приведен рядом с названием). Эти десятые доля процента могут показаться ерундой, но надо помнить, что годовой экспорт России - более 400 млрд. долл. (это еще без транспортных и иных услуг), и если вы контролируете хотя бы четверть процента, то ваш годовой cash-inflow превысит миллиард. На последнем - объемы в долларах, возникшие в этом году «ножницы» в динамике экспорта и импорта, по идее снимают все вопросы в отношении курса рубля, однако по последней (сентябрьской) точке заметно, что они вроде бы стали смыкаться.

Просветитьки, Промышленность

Up