Прана способна накапливаться в различных объектах материальной природы, часть которых человек издавна использует как продукты питания. Поэтому основной способ получения энергии шакти - извлечение ее из пищи, которая, попадая в желудочно-кишечный тракт, под воздействием ферментов распадается на «перевариваемую» и «не перевариваемую» части.
Первая (в форме аминокислот, жирных кислот, глюкозы, микроэлементов и витаминов) по системе воротной вены поступает в печень, где становится основой для синтеза различных биологически активных веществ; здесь же из нее извлекается прана.
Вторая часть в форме клетчатки, пектинов, агар-агара и других видов «балласта» удаляется через кишки, адсорбируя экзо- и эндотоксины и стимулируя перистальтику тонкого и толстого кишечника.
Существует семь видов тканевых энергоинформационных центров (дхату-марм):
- Раса-марма - центр управления плазмой крови, лимфой и спинномозговой жидкостью.
- Ракта-марма - центр управления клеточными элементами крови.
- Ма
мса-марма - центр управления мышечной тканью.
- Меда-марма - центр управления жировой тканью.
- Астхи-марма - центр управления соединительной тканью (костями, хрящами, связками, волосами, ногтями, зубами и межуточной тканью)
-Маджа-марма - центр управления костным мозгом и нервной тканью.
-Шукра-марма - центр управления репродуктивной тканью.
Прана пищи последовательно (в указанном порядке) распределяется по дхату-мармам этих тканей. При этом каждая последующая получает вдвое больше предыдущей, а энергия все более уплотняется, и, в конце концов, превращается в качественно новую форму - шакти, накапливающуюся в свадхистхана-чакре. Процесс напоминает многократную переплавку золота для достижения им высочайшей пробы. Прана, извлекаемая из различных продуктов питания, проходит трансформацию в каждой дхату-марме от 96 до 120 часов. Преобразование ее в качественно новое состояние занимает от 28 до 35 суток в зависимости от типа конституции и особ
енностей метаболизма в тот или иной период времени.
Пища, из которой она извлекается, должна быть энергетически полноценной, т.е. «живой». Шакти, получаемая из разных продуктов питания, разнится качественно; она специфична, поскольку когда-то уже была усвоена ими, приобрела некую индивидуальность.
В этом ряду на первом месте - мед, топленое масло (гхи) и парное молоко, способные самостоятельно переводить пассивную прану организма в теджас. Свежие фрукты и ягоды также содержат много праны, особенно только что собранные.
На втором месте цельные злаки и семена, используемые в качестве специй.
На третьем - свежая зелень.
На четвертом - бобовые (особенно пророщенные).
На пятом - нерафинированные растительные масла (максимальный срок годности у оливкового масла - до двух лет, а минимальный у горчичного и льняного - до трех месяцев).
На шестом месте семечки и орехи.
На седьмом - очищенные, но не перемолотые зерновые.
На восьмом - овощи, растущие на поверхности земли, а на девятом те, что растут под землей. При длительном хранении (в течение трех-пяти месяцев) количество праны во всех овощах заметно снижается, а при замораживании и высушивании - исчезает вовсе.
На десятом месте - продукты из натурального молока (пресные и не ферментированные сыры, сливки, сметана, кисломолочные, сливочное масло и молоко). Восстановленные (нормализованные) молочные продукты с энергетической точки зрения «мертвы».
На одиннадцатом месте - мука крупного помола (сохраняет активность в течение года).
На двенадцатом - рафинированная мука (сохраняет активность на протяжении пяти-шести месяцев).
Будучи приготовленными, продукты в течение четырех часов еще сохраняют прану, затем она прогрессивно снижается, а после захода Солнца начинает поглощаться Сомой (Луной). Поэтому «переночевавшая» пища становится «мертвой». Консервированные продукты - это лишь источник белков, жиров, углеводов, микроэлементов и некоторых витаминов.
Грибы в Аюрведической медицине используются в основном как лекарства, а не продукты питания, поскольку, с одной стороны, крайне тяжело перевариваются, а с другой - в природных условиях способны активно накапливать тяжелые металлы. Прана грибов неспособна проходить через энергетический трансформатор дхату-марм, и после извлечения направляется и накапливается в муладхара-чакре.
Морепродукты (рыба, кальмары, крабы, креветки и моллюски) теряют прану немедленно после своей гибели. Подобная пища с точки зрения Аюрведы считается «мертвой» и может служить лишь источником «плотных» субстанций. Животные, птицы и земноводные покидают свое тело, сохраняя после смерти энергетическую матрицу в течение двух-пяти дней в зависимости от уровня эволюции. Человек не способен извлекать из них прану и преобразовывать ее в шакти, как это могут делать хищники. Более того, поедая плоть убитых животных и птиц, мы не только загрязняем свои энергетические каналы нади, но и набираем негативную карму («отрицательные очки»).
Постоянное употребление мяса, рыбы и яиц приводит к осквернению сознания грубыми вибрациями, тормозящими развитие высших центров интеллекта. Правда, иногда некоторые органы и ткани животных, птиц, земноводных и обитателей моря используются в Аюрведической, Тибетской и Китайской медицине для изготовления лекарств, но не одобряются мудрецами и святыми в качестве источника питания и наслаждения языка и ума.
✏ Отрывок из статьи "Топография и психофизиология марм первого круга" из книги "Основы Аюрведической фитотерапии" (И.И. Ветров, Ю.В. Сорокина)